В целях реализации основных направлений государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2024 г. N 3386-р, приказываю:
Утвердить прилагаемый План мероприятий по реализации основных направлений государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года.
Министр |
А.Г. Силуанов |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 18 февраля 2025 г. N 53
План
мероприятий по реализации основных направлений государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года
N п/п |
Содержание мероприятия |
Форма реализации |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
1. Развитие системы стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности в качестве основного инструмента регулирования | ||||
1.1 |
Завершение принятия базового комплекта федеральных стандартов бухгалтерского учета |
приказы Минфина России |
в сроки, установленные Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, утвержденной Минфином России |
Минфин России |
1.2 |
Разработка методического обеспечения возникающих и (или) получающих распространение объектов бухгалтерского учета |
методические материалы |
2025 - 2029 годы (по мере возникновения новых объектов бухгалтерского учета) |
Минфин России, Банк России (в соответствии со сферами ведения) |
1.3 |
Разработка документа, определяющего концептуальные основы бухгалтерского учета |
методические материалы |
2028 год |
Минфин России с участием Банка России |
1.4 |
Подготовка предложений: |
|
|
|
1.4.1 |
по установлению правил признания внешних документов первичными учетными документами; закреплению права микропредприятий (за исключением финансовых организаций) и индивидуальных предпринимателей вести бухгалтерский учет без применения двойной записи (по простой системе); определению порядка разработки электронных форматов документов бухгалтерского учета; уточнению норм об инвентаризации активов и обязательств организаций; уточнению норм о составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности при преобразовании организаций; введению отложенного (не менее года после принятия) порядка вступления в силу федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета для обязательного применения |
проект федерального закона |
2027 год |
Минфин России с участием Банка России |
1.4.2 |
по упорядочению применения понятия "бухгалтерская (финансовая) отчетность"; введению понятия "профессиональное суждение лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета" и определению его роли в разработке учетной политики экономического субъекта (далее - организация); предоставлению организациям, составляющим консолидированную финансовую отчетность, права использовать единые способы ведения бухгалтерского учета как для бухгалтерской (финансовой) отчетности, так и для консолидированной финансовой отчетности; введению обязательного составления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, как минимум, за первое полугодие организациями, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации; конкретизации положений, касающихся организации и осуществления организациями внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной деятельности, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности |
проект федерального закона |
2028 год |
Минфин России с участием Банка России |
1.5 |
Мониторинг практики применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и подготовка предложений по ее совершенствованию |
организационно-технические мероприятия |
2028 год |
Минфин России с участием заинтересованных общественных объединений предпринимателей и организаций |
1.6 |
Подготовка предложений по уточнению процедур корпоративного управления организацией в отношении его бухгалтерской (финансовой) отчетности, имея в виду прежде всего повышение вовлеченности коллегиальных органов управления организацией в обеспечение достоверности такой отчетности (при неизменности ответственности руководителя организации за ее достоверность) с одновременным пересмотром процедур утверждения указанной отчетности |
проекты федеральных законов |
2029 год |
Минфин России с участием Банка России |
1.7 |
Проработка вопроса о включении норм Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" в Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" |
доклад в Правительство Российской Федерации |
2028 год |
Минфин России с участием Банка России |
1.8 |
Подготовка предложений по уточнению круга составителей консолидированной финансовой отчетности |
проект федерального закона |
2028 год |
Минфин России с участием Банка России |
1.9 |
Создание правовых оснований для введения стандартов раскрытия информации об устойчивости, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности, для применения на территории Российской Федерации |
проект федерального закона |
2025 - 2026 годы |
Минфин России с участием Банка России |
1.10 |
Обеспечение признания международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО) для применения на территории Российской Федерации |
приказы Минфина России |
2025 - 2029 годы (по мере публикации официального перевода стандартов на русский язык) |
Минфин России с участием Банка России и саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации "Содружество" (далее - Ассоциация "Содружество") |
1.11 |
Улучшение качества перевода МСФО и международных стандартов аудита (далее - МСА) на русский язык |
актуализированный текст на русском языке |
2025 - 2029 годы |
Ассоциация "Содружество" |
1.12 |
Подготовка предложений по повышению устойчивости финансового обеспечения деятельности по переводу МСФО и МСА на русский язык |
доклад в Правительство Российской Федерации |
2027 год |
Минфин России с участием Банка России и Ассоциации "Содружество" |
2. Расширение функционала государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности как способа реализации информационных потребностей пользователей | ||||
2.1 |
Расширение содержательного наполнения государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИРБО) посредством включения в него: |
|
|
|
2.1.1 |
консолидированной финансовой отчетности организаций |
постановление Правительства Российской Федерации, приказ ФНС России |
2025 год |
Минфин России, ФНС России с участием Банка России |
2.1.2 |
промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (в случаях, когда законодательством Российской Федерации установлен порядок представления такой отчетности государственным органам) |
проект федерального закона |
2025 год |
Минфин России, ФНС России |
2.1.3 |
раскрываемой информации об устойчивости |
проект федерального закона |
2029 год |
Минфин России, ФНС России с участием Банка России |
2.2 |
Внедрение технологических решений, позволяющих: |
|
|
|
2.2.1 |
учитывать особенности формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности конкретных организаций |
приказ ФНС России |
2025 год |
ФНС России |
2.2.2 |
представлять аудиторские заключения об отчетности в электронном виде в ГИРБО
|
приказ ФНС России |
2028 год |
ФНС России, Минфин России с участием Ассоциации "Содружество" |
2.3 |
Расширение инструментов контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в ГИРБО, в том числе за счет введения контроля полноты представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, права организации составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, исполнения организацией обязанности проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, полномочий субъекта аудиторской деятельности, выдавшего аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности |
приказы ФНС России |
2026 - 2029 годы |
ФНС России с участием Ассоциации "Содружество" |
2.4 |
Разработка и внедрение аналитического инструментария, позволяющего заинтересованным пользователям, в том числе государственным органам, анализировать содержащуюся в ГИРБО бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в том числе проводить сравнительный анализ, настраивать параметры отображения информации, выполнять фильтрацию необходимых данных |
приказы ФНС России |
2025 - 2028 годы |
ФНС России |
2.5 |
Разработка предложений по усилению координации процедур раскрытия отчетности организаций посредством включения ее в ГИРБО с процедурами раскрытия этой же отчетности иными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
2028 год |
Минфин России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации |
2.6 |
Исключение излишних административных обременений для организаций, доступ к информации которых, содержащейся в ГИРБО, ограничен по решению Правительства Российской Федерации |
проект федерального закона |
2026 год |
Минфин России с участием Банка России |
2.7 |
Введение административной ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по предоставлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИРБО |
проект федерального закона |
2029 год |
Минфин России, ФНС России с участием Банка России |
3. Совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций | ||||
3.1 |
Приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с Соглашением об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза от 19 апреля 2022 года (далее - Соглашение) |
проект федерального закона |
в течение года после вступления в силу Соглашения |
Минфин России, Казначейство России с участием Банка России |
3.2 |
Пересмотр перечня организаций, относящихся к общественно значимым, предусмотренного Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", предусматривающий включение в него организаций, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности страны, функционирования объектов инфраструктуры, а также расширение его за счет организаций с государственным участием |
проект федерального закона |
2027 год |
Минфин России, Казначейство России |
3.3 |
Уточнение порядка регистрации субъектов аудиторской деятельности, в том числе оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, осуществления внешнего контроля (надзора) деятельности аудиторских организаций и применения мер воздействия за нарушение обязательных требований |
проект федерального закона |
2027 год |
Минфин России, Казначейство России с участием Банка России |
3.4 |
Подготовка предложений по: уточнению порядка действия требования о принадлежности аудиторам и (или) аудиторским организациям доли уставного (складочного) капитала, составляющей не менее 51 процента, в случае смерти аудитора, которому принадлежит такая доля; введению запрета на одновременное исполнение одним лицом полномочий исполнительного органа в двух и более аудиторских организациях; совершенствованию механизма аннулирования квалификационных аттестатов аудитора; предоставлению саморегулируемой организации аудиторов права обращаться в суд с заявлением о признании аудиторского заключения заведомо ложным |
проект федерального закона |
2027 год |
Минфин России с участием Банка России и Ассоциации "Содружество" |
3.5 |
Устранение дублирующих контрольных мероприятий в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения, осуществляемых Казначейством России и саморегулируемой организацией аудиторов в отношении одних и тех же аудиторских организаций |
проект федерального закона |
2026 год |
Минфин России, Казначейство России, Росфинмониторинг с участием Ассоциации "Содружество" |
3.6 |
Включение субъектов аудиторской деятельности в число лиц, имеющих право оказывать услуги ведения бухгалтерского учета без соблюдения специальных требований, предъявляемых к таким лицам в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" |
проект федерального закона |
2027 год |
Минфин России |
3.7 |
Разработка предложений по изменению системы закупок аудиторских услуг, в частности, совершенствование конкурсных процедур отбора аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов |
доклад в Правительство Российской Федерации |
2028 год |
Минфин России с участием Банка России и Ассоциации "Содружество" |
3.8 |
Обеспечение признания МСА для применения на территории Российской Федерации |
приказы Минфина России |
2025 - 2029 годы (по мере публикации официального перевода стандартов на русский язык) |
Минфин России с участием Ассоциации "Содружество" |
3.9 |
Усиление ответственности, в том числе имущественной, аудиторских организаций, аудиторов за грубые нарушения обязательных требований в сфере аудиторской деятельности |
проекты федеральных законов |
2029 год |
Минфин России, Казначейство России с участием Банка России и Ассоциации "Содружество" |
3.10 |
Увязка механизма подтверждения соблюдения требования безупречной деловой (профессиональной) репутации физических лиц и коммерческих организаций, желающих стать членами саморегулируемой организации аудиторов в качестве соответственно аудиторов и аудиторских организаций, с утвержденными этой саморегулируемой организацией в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" требованиями к деловой (профессиональной) репутации аудиторов, аудиторских организаций, указанных физических лиц и коммерческих организаций |
внутренние документы Ассоциации "Содружество" |
2025 - 2027 годы |
Ассоциация "Содружество" |
3.11 |
Расширение практики оказания услуг по проведению аудита либо иной проверки систем внутреннего контроля в организациях, обязанных создавать такие системы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по профессиональному подтверждению раскрываемой информации об устойчивости, по оценке технического и программного обеспечения ведения бухгалтерского учета организациями |
информационные, методические и обучающие материалы, организационно-технические мероприятия |
2025 - 2029 годы |
Ассоциация "Содружество" |
3.12 |
Формирование практики оказания услуг по консультированию в случаях выпуска ценных бумаг, финансовых инструментов в иностранных юрисдикциях, осуществления внешнеэкономической деятельности, а также консультированию по вопросам корпоративного управления зарубежными активами, налогообложения в иностранных юрисдикциях, налогового и бухгалтерского сопровождения зарубежных активов, контролируемых иностранных инвестиций, международного права и права отдельных иностранных юрисдикций |
информационные, методические и обучающие материалы, организационно-технические мероприятия |
2025 - 2029 годы |
Ассоциация "Содружество" |
3.13 |
Разработка предложений по определению случаев, в которых наличие (отсутствие) аудиторского заключения или иного документа, выдаваемого аудиторской организацией в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, должно рассматриваться в качестве фактора оценки организации |
доклад в Правительство Российской Федерации |
2028 год |
Минфин России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации |
3.14 |
Расширение методической базы применения информационных технологий в сфере оказания аудиторских услуг, прежде всего средств обеспечения информационной безопасности |
методические материалы |
2025 - 2029 годы |
Ассоциация "Содружество" |
3.15 |
Внедрение механизмов стимулирования активного применения информационных технологий субъектами аудиторской деятельности, в том числе повышение уровня знаний и навыков применения аудиторами электронных технологий анализа данных и других современных IT-технологий оказания аудиторских и связанных с ними услуг |
методические и обучающие материалы |
2025 - 2029 годы |
Ассоциация "Содружество" |
3.16 |
Продолжение работы по признанию российской системы регулирования аудиторской деятельности и контроля (надзора) за ней эквивалентной аналогичным системам отдельных стран (групп стран), исходя из потребности российского делового сообщества |
двусторонний документ |
в сроки, установленные планами международного сотрудничества |
Минфин России |
3.17 |
Развитие и углубление подхода к осуществлению внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов, предусматривающего контроль обоснованности и результативности решений, принятых ими при исполнении процедур, предписанных стандартами аудиторской деятельности |
организационно-технические мероприятия |
2025 - 2029 годы |
Казначейство России, Ассоциация "Содружество" (в соответствии со сферами ведения) |
3.18 |
Повышение интенсивности мероприятий по профилактике нарушения субъектами аудиторской деятельности законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в целях повышения качества передаваемой в Росфинмониторинг информации с учетом актуальных рисков и типологий (схем) легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также признаков сомнительных операций, доводимых до субъектов аудиторской деятельности |
организационно-технические мероприятия |
2025 - 2029 годы |
Казначейство России, Росфинмониторинг, Ассоциация "Содружество" |
3.19 |
Расширение взаимодействия контрольных (надзорных) органов в сфере аудиторской деятельности при осуществлении контрольных мероприятий
|
организационно-технические мероприятия |
2025 - 2029 годы |
Казначейство России, Росфинмониторинг с участием Банка России и Ассоциации "Содружество" |
3.20 |
Стимулирование добросовестного поведения контролируемых лиц в сфере аудиторской деятельности посредством активизации разъяснительной работы контрольных (надзорных) органов, совершенствования иных видов мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований |
информационные и методические материалы, организационно-технические мероприятия |
2025 - 2029 годы |
Казначейство России, Банк России, Ассоциация "Содружество" (в соответствии со сферами ведения) |
3.21 |
Пересмотр показателей результативности контрольной (надзорной) деятельности контрольных (надзорных) органов в сфере аудиторской деятельности и уточнение методики их расчета |
постановление Правительства Российской Федерации |
2028 год |
Минфин России, Казначейство России |
внутренний документ Ассоциации "Содружество" |
Ассоциация "Содружество" |
|||
4. Организационные мероприятия | ||||
4.1 |
Проведение оценки инфраструктуры корпоративной отчетности в Российской Федерации (по методике Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) |
организационно-техническое мероприятие |
2025, 2029 годы |
Минфин России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации |
4.2 |
Мониторинг исполнения Основных направлений государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года |
информационные материалы |
2026 - 2029 годы |
Минфин России, федеральные органы исполнительной власти и организации - ответственные исполнители Плана мероприятий |
Минфин составил плана мероприятий по реализации основных направлений госполитики в сфере бухучета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 г. По каждому мероприятию определены форма реализации, сроки и ответственные исполнители.
Приказ Минфина России от 18 февраля 2025 г. N 53 "Об утверждении Плана мероприятий по реализации основных направлений государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года"
Опубликование:
сайт Минфина России (minfin.gov.ru) по состоянию на 19 февраля 2025 г.