11 июня 2013 г. |
Дело N А42-4164/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Асмыковича А.В., Подвального И.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Арктик Шиппинг" Сенников С.А. (доверенность от 01.08.2012),
рассмотрев 11.06.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.12.2012 (судья Дмитриевская Л.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013 (судьи Есипова О.И., Борисова Г.В., Шульга Л.А.) по делу N А42-4164/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Арктик Шиппинг", место нахождения: 198020, Санкт-Петербург, Бумажная улица, дом 9, корпус 1, литера А, ОГРН 1097847289110 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Мурманской таможни, место нахождения: 183010, Мурманская область, город Мурманск, улица Горького, дом 15, ОГРН 1025100864095 (далее - Таможня), от 14.05.2012 N 38-24/8733, которым отказано в разрешении на убытие товаров.
Решением суда первой инстанции от 07.12.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.03.2013, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные решение и постановление и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, при убытии товаров не требуется представления таможенной декларации, но для вывоза товаров необходимо их таможенное декларирование с помещением под таможенную процедуру и последующий выпуск.
В судебном заседании Представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве на жалобу.
Таможня о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что принадлежащее Обществу транспортное судно "Принцесса Арктики" зашло в порт Мурманска для выгрузки части рыбопродукции и погрузки товара для последующего вывоза. Согласно генеральной декларации от 29.04.2012 на борту судна также находилась рыбопродукция в объеме 11 529 мест общим весом нетто 347 416 кг, принадлежащая иностранной компании "Maskall Trading Inc." (США) и предназначенная для вывоза за пределы таможенной территории Таможенного союза в порт Велсен (Голландия).
Право собственности компании "Maskall Trading Inc." (США) на рыбопродукцию в объеме 11 529 мест общим весом нетто 347 416 кг подтверждается контрактом от 24.01.2012 N 21/4, заключенным между открытым акционерным обществом "Архангельский траловый флот" (Россия) - продавцом и компанией "Maskall Trading Inc." (США) - покупателем, спецификацией от 18.04.2012 N 14 к контракту и актом приема-передачи от 24.04.2012.
В соответствии с пунктом 2.2 контракта товар поставляется на условиях FOB (Инкотермс 2010), район промысла - за пределами Российской Федерации; переход права собственности на иностранный товар определяется в момент подписания бортового коносамента.
Рыбопродукция в объеме 11 529 мест общим весом нетто 347 416 кг была произведена из водных биоресурсов, выловленных за пределами Баренцева моря, и перегружена 24.04.2012 с судна "Новоазовск" на транспортное судно "Принцесса Арктики".
С момента прибытия судна "Принцесса Арктики" в порт Мурманска иностранный товар находился на борту судна.
В письме от 14.05.2012 N 3824/8733 начальник Мурманской таможни сообщил Обществу со ссылкой на статью 195 Федерального закона от 27.11.2011 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), что вывоз товаров из Российской Федерации допускается после их таможенного декларирования и совершения иных операций, необходимых для помещения товара под таможенную процедуру, в связи с чем для вывоза рыбопродукции общим весом нетто 347 416 кг в количестве 11 529 мест необходимо ее таможенное декларирование с помещением под таможенную процедуру. В разрешении на убытие иностранного товара Обществу было отказано.
Посчитав, что у таможенного органа отсутствовали законные основания для отказа в убытии спорной рыбопродукции, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования, так как пришли к выводу, что отказ в разрешении на убытие товара не отвечает требованиям таможенного законодательства Таможенного союза.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, оценив доводы кассационной жалобы, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3.2 статьи 19 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон N 166-ФЗ) уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенная из них рыбная и иная продукция подлежат доставке на таможенную территорию Российской Федерации. Уловы водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства в иных определенных Правительством Российской Федерации районах, и произведенная из них рыбная и иная продукция подлежат доставке на территорию, установленную Правительством Российской Федерации.
Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с таможенной территории Российской Федерации указанных в части 3.2 названной статьи уловов водных биоресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3.3 статьи 19 Закона N 166-ФЗ).
Такой порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 N 990 "О ввозе (вывозе) на таможенную территорию Российской Федерации уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенной из них рыбной и иной продукции" (далее - Постановление N 990).
Согласно пунктам 1 и 3 Постановления N 990 оформление и государственный контроль в отношении ввоза (вывоза) на таможенную территорию Российской Федерации уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенной из них рыбной и иной продукции осуществляются в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2008 N 184 "О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации" (далее - Постановление N 184), с учетом особенностей, установленных Постановлением N 990.
Постановлением N 184 утвержден Порядок оформления захода (выхода) судов рыбопромыслового флота в морские порты в Российской Федерации, а также ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки в морские порты в Российской Федерации и осуществления государственного контроля в морских портах в Российской Федерации в отношении судов рыбопромыслового флота, ввоза (вывоза) уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки (далее - Порядок N 184). Оформление и государственный контроль судов и продукции морского промысла осуществляются у причалов или на рейде морского порта.
Принадлежащее Обществу транспортное судно исполнило требование о доставке выловленных водных ресурсов в порт Мурманска, имея на борту и рыбопродукцию, которая не подлежала обязательной доставке.
В соответствии с терминами, закрепленными в пункте 1 статьи 4 ТК ТС, под вывозом товаров с таможенной территории Таможенного союза понимается совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза до фактического пересечения таможенной границы; под выпуском товаров - действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с названным Кодексом помещению под таможенные процедуры.
Согласно пункту 1 статьи 163 ТК ТС для убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные статьей 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров, если иное не установлено названным Кодексом. Независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза таможенному органу представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 163 ТК ТС таможенная декларация либо иной документ, допускающий вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза, не представляется для убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию Таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 159 ТК ТС предусмотрен перечень соответствующих документов, которые перевозчик должен представить таможенному органу при международной перевозке водными судами.
Согласно пункту 4 статьи 163 ТК ТС убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза допускается с разрешения таможенного органа.
Разрешение таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа.
Установив обстоятельства дела и проанализировав содержание приведенных выше норм права, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что при соблюдении требований законодательства, установленных, в том числе в статьях 152, 163, 164 и 166 ТК ТС, товары могут быть вывезены с разрешения таможенного органа с таможенной территории Таможенного союза без их помещения под определенную таможенную процедуру.
Материалами дела подтверждается соблюдение Обществом (при убытии товаров) требований статей 152 и 159 ТК ТС. Кроме того, на момент обращения Общества с заявлением в таможенный орган об убытии товаров последние не покидали места прибытия (абзац третий пункта 1 статьи 163, пункт 1 статьи 156 ТК ТС). Названные обстоятельства таможенным органом не оспариваются.
Доводы Таможни о неисполнении Обществом обязанности декларирования товаров отклоняются судом, как противоречащие Постановлениям Правительства Российской Федерации N 990 и 184 о порядке оформления ввоза (вывоза) продукции в морских портах.
При таких обстоятельствах в силу абзаца третьего пункта 1 статьи 163 ТК ТС заявитель вправе был вывезти товар (рыбопродукцию), имеющий статус иностранного товара, без предоставления таможенной декларации либо иного документа, допускающего вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза, при условии, если эти товары после прибытия на таможенную территорию Таможенного союза не покидали места перемещения товаров через таможенную границу.
Таким образом, запрет таможенного органа в вывозе спорной рыбопродукции в связи с необходимостью представления таможенной декларации или иного документа, допускающего вывоз с таможенной территории этой рыбопродукции, не основан на нормах таможенного законодательства.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы Таможни и отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.12.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2013 по делу N А42-4164/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.