22 сентября 2014 г. |
Дело N А66-7076/2013 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Гафиатуллиной Т.С., Ракчеевой М.А.,
рассмотрев 16.09.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 06.03.2014 (судья Головина Т.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Смирнов В.И.) по делу N А66-7076/2013,
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Свободный пер., д. 2, ОГРН 1046900099828, ИНН 6901067121 (далее - Управление Росреестра), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тверской области (далее - УФССП по Тверской области) о взыскании 9 585 558 руб. 63 коп. задолженности по арендной платы за период с 13.06.2010 по 01.05.2013 на основании договора от 10.09.2007 N 4556-к аренды объектов нежилого фонда и 315 854 руб. 56 коп. пеней по состоянию на 10.04.2013, а также о расторжении указанного договора и возложении на ответчика обязанности передать по акту приема-передачи занимаемые им помещения в течение 10 календарных дней с момента вступления решения в законную силу (с учетом изменения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области (далее - Управление Росимущества), Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери.
Решением 06.03.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.06.2014, в иске отказано.
Управление Росреестра, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить указанные решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В отзыве на кассационную жалобу УФССП по Тверской области просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, Комитет по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет; арендодатель) и УФССП по Тверской области (арендатор) заключили договор от 10.09.2007 N 4556-к аренды объектов нежилого фонда - помещений, расположенные по адресу: г. Тверь, Свободный пер., д. 2.
По акту приема-передачи от 10.09.2007 помещения переданы арендатору.
Дополнительным соглашением к договору от 21.12.2007 N 1 его действие было продлено на неопределенный срок.
В соответствии с составленным истцом и ответчиком актом сверки от 17.10.2012 УФССП по Тверской области занимает в указанном выше здании помещения общей площадью 409,5 кв. м.
Распоряжением Управления Росимущества от 02.04.2010 N 102 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в государственной собственности Тверской области, в федеральную собственность" (далее - распоряжение N 102) спорное административное здание передано из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность.
На основании акта приема-передачи от 14.04.2010 Комитет передал здание Управлению Росимущества. В реестр федерального имущества спорный объект недвижимости внесен 15.04.2010.
Распоряжением Управления Росимущества от 27.04.2010 N 133 здание закреплено на праве оперативного управления за истцом. Право оперативного управления 13.05.2010 зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Управление Росреестра, считая, что к нему перешли права арендодателя по договору от 10.09.2007 N 4556-к, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты должны быть оставлены без изменения.
В соответствии со статьей 617 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
На основании пункта 7.5 Положения об Управлении Росреестра, утвержденного приказом Росреестра от 19.04.2010 N П/159 (далее - Положение), истец осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника только в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения функций, установленных пунктом 1 названного Положения.
В соответствии с пунктом 1 Положения функции Управления Росреестра связаны с осуществлением им государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанием государственных услуг в сфере кадастровой деятельности, надзорной деятельности на территории Тверской области.
Согласно материалам дела Управление Росреестра занимает для осуществления своих функций только часть помещений административного здания.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что факт передачи истцу в оперативное управление всего здания не свидетельствует о передаче ему полномочий собственника в отношении помещений, используемых ответчиком, в том числе прав арендодателя по договору от 10.09.2007 N 4556-к.
В силу части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае:
- если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с названным Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 6.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в данной части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном названным Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в этой части решениями.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного приказом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316, Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Таким образом, основанием для передачи недвижимого имущества из государственной собственности Тверской области в федеральную собственность явилось использование объекта федеральным органом государственной власти.
Распоряжением Управления Росимущества от 22.10.2013 N 317 "О внесении изменений в Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области от 27.04.2010 N 133 "О закреплении федерального имущества" спорное административное здание разделено между спорящими сторонами, помещения, которые ранее были предоставлены УФССП по Тверской области в аренду, на основании указанного распоряжения закреплены за ним на праве оперативного управления.
Учитывая, что процедура передачи спорных нежилых помещений УФССП по Тверской области началась еще с момента принятия Управлением Росимущества распоряжения N 102, суды сделали правильный вывод о том, что обязательственные отношения, основанные на возмездном пользовании ответчиком занимаемых помещений на основании договора аренды от 10.09.2007 N 4556-к, прекращены в силу закона в порядке пункта 1 статьи 417 ГК РФ.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права. Кроме того, они направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судами и получивших соответствующую оценку, что выходит за пределы компетенции кассационной инстанции, предусмотренные статьей 286 АПК РФ.
Кассационной инстанция полагает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права; выводы, изложенные в обжалуемых решении и постановлении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы нет.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 06.03.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2014 по делу N А66-7076/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.