В соответствии со статьей 101 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", в целях актуализации и повышения эффективности реализации государственной культурной политики в Свердловской области Правительство Свердловской области постановляет:
1. Внести в Стратегию реализации государственной культурной политики в Свердловской области на период до 2035 года, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 16.07.2019 N 432-ПП "Об утверждении Стратегии реализации государственной культурной политики в Свердловской области на период до 2035 года" ("Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru), 2019, 17 июля, N 21971) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Свердловской области от 24.12.2021 N 954-ПП и от 24.11.2022 N 814-ПП, следующие изменения:
1) часть первую раздела 1 изложить в следующей редакции:
"Стратегия разработана в соответствии с:
1) Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";
2) распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 N 2501-р;
3) Законом Свердловской области от 15 июня 2015 года N 45-ОЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации, осуществляемом на территории Свердловской области";
4) постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2015 N 1083-ПП "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования, утверждения и реализации отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области";
5) распоряжением Правительства Свердловской области от 05.07.2023 N 421-РП "Об утверждении Перечня концепций отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области и Перечня отраслевых и межотраслевых стратегий социально-экономического развития Свердловской области".";
2) подразделы 2.1 и 2.2 раздела 2 изложить в следующей редакции:
"Подраздел 2.1. Оценка и анализ развития сферы культуры Свердловской области
Свердловская область относится к числу субъектов Российской Федерации с высоким уровнем развития сферы культуры. В Свердловской области имеется значительный культурный потенциал: многочисленные объекты культурного наследия, формы бытования и ценности традиционной культуры живущих на Урале этносов, развитая сеть организаций культуры и образования в сфере культуры и искусства различных форм собственности (далее - организации культуры).
Характеристика состояния сферы культуры Свердловской области приведена в приложении N 1 к Стратегии.
Культура в Российской Федерации является одним из национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни граждан и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.
Государственная культурная политика в Свердловской области нацелена на реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепление единства российского общества и российской гражданской идентичности, увеличение количества граждан, вовлеченных в культурную деятельность, и повышение востребованности цифровых ресурсов в сфере культуры.
Исполнительный орган государственной власти Свердловской области, ответственный за реализацию государственной культурной политики в Свердловской области, - Министерство культуры Свердловской области (далее - Министерство). Согласно Положению о Министерстве, утвержденному постановлением Правительства Свердловской области от 03.08.2017 N 565-ПП "О Министерстве культуры Свердловской области", оно является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, участвующим в выработке государственной политики Свердловской области в сфере культуры, а также осуществляющим государственное управление и реализацию в этой сфере государственной политики Свердловской области и единой государственной политики Российской Федерации.
Межведомственное взаимодействие в области реализации государственной культурной политики в Свердловской области осуществляется при реализации социально значимых проектов, проектов в сфере международного сотрудничества, образования в сфере культуры и искусства.
В последнее десятилетие (2013 - 2023 годы) в мировой и отечественной культуре произошли принципиальные изменения, связанные с внедрением новых технических средств коммуникации и возникновением на их основе новых социокультурных связей и взаимодействий. В целях обеспечения гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям, сохранения культурного пространства Российской Федерации созданы и развиваются первый цифровой проект Министерства культуры Российской Федерации - гуманитарный просветительский проект "Культура.РФ", посвященный культуре России, ставший точкой сосредоточения культурного наследия в цифровой форме, информационной площадкой общероссийских акций в сфере культуры, а также федеральная государственная информационная система "Национальная электронная библиотека" (далее - Национальная электронная библиотека), обеспечивающая широкий доступ к полнотекстовым электронным изданиям книг, музейным коллекциям и архивным документам.
Значение показателя "Число посещений культурных мероприятий" в Свердловской области в 2023 году возросло по сравнению с уровнем 2019 года в 1,5 раза и составило 72,3 млн. единиц. К 2030 году в условиях прогнозируемого устойчивого роста экономики и ожидаемого повышения уровня востребованности услуг в сфере культуры ожидается увеличение числа посещений культурных мероприятий в Свердловской области до 125,5 млн. единиц.
Число обращений жителей Свердловской области к цифровым ресурсам в сфере культуры в 2023 году составило 17,5 млн. единиц (увеличение в 2,2 раза по сравнению с 2021 годом (7,8 млн. единиц)). В условиях дальнейшего развития информационного общества, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан, ожидается повышение востребованности цифровых услуг в сфере культуры.
В целях эффективной реализации государственной культурной политики в Свердловской области проведен анализ сильных и слабых сторон сферы культуры (SWOT-анализ).
SWOT-АНАЛИЗ
Номер строки |
Показатели SWOT-анализа |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
S (сильные стороны) |
W (слабые стороны) |
О (возможности) |
Т (угрозы) |
2. |
1) значительный историко-культурный и духовный потенциал; 2) наличие ряда уникальных организаций культуры и объектов культурного наследия и нематериального культурного достояния Российской Федерации, имеющих мировое значение; 3) развитая сеть организаций культуры, обеспечивающая разнообразие услуг, предоставляемых в сфере культуры; 4) наличие в отдельных направлениях сферы культуры Свердловской области выдающихся и признанных творческих лидеров и менеджеров российского и мирового уровней, создающих конкурентоспособные культурные продукты, способные влиять на общий уровень культурной деятельности; 5) наличие успешного опыта сохранения объектов культурного наследия и нематериального этнокультурного достояния народов Российской Федерации, народных художественных промыслов и ремесел, национальных культур народов, проживающих на территории Свердловской области; 6) сохранение традиций организации самодеятельного художественного творчества населения; наличие энтузиастов - частных лиц, создающих самодеятельные культурные институции и художественные коллективы; 7) результативность деятельности по подготовке и продвижению профессиональных кадров для сферы культуры Свердловской области; наличие системы непрерывного художественного образования, имеющей трехуровневую структуру, обеспечивающую преемственность образовательных программ профессионального образования; 8) наличие успешного опыта реализации инновационных проектов в сфере культуры Свердловской области; 9) наличие успешного опыта моделирования и применения инклюзивных технологий в сфере культуры и искусства, значительные достижения в реализации инклюзии в культуре; 10) наличие населения с высоким уровнем образования и духовно-культурных (мировоззренческих, морально-нравственных и художественно-эстетических) потребностей и интересов, создающих социальную среду активного массового спроса на культурные ценности; 11) развитие социальных практик гражданского общества в формах добровольчества, участия населения в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, гражданских инициативах и частной филантропии; 12) наличие в Свердловской области большого числа средств массовой информации, потенциально способных быть каналом распространения информации о достижениях в сфере культуры Свердловской области |
1) неравномерный доступ жителей сельской местности и небольших городских поселений к культурным формам досуга; 2) недостаточный уровень цифровой зрелости значительного количества учреждений культуры; 3) невысокая эффективность деятельности части учреждений культуры в связи с недостаточным опытом современных технологических и управленческих стратегий продвижения собственного культурного продукта |
1) значительный потенциал социально-экономического развития Свердловской области, наличие стратегий развития Свердловской области и программ их практической реализации; 2) формирование в Российской Федерации отношения к Свердловской области как к региону с инновационным типом экономики, поддерживающему новые технологии во всех сферах общественной жизни; 3) наличие в Свердловской области международного дипломатического представительства, активных внешнеэкономических отношений, потенциально способных расширять и укреплять международные культурные связи; 4) полиэтнический характер населения Свердловской области, потенциально питающий культурное разнообразие и межкультурное общение; 5) особое географическое положение Свердловской области - на границе Европы и Азии; 6) политическая и этнополитическая стабильность в Свердловской области; 7) приоритет региональной политики в развитии внутреннего, прежде всего культурного туризма; 8) содействие развитию креативных (творческих) индустрий; 9) развитие инфраструктуры сферы культуры Свердловской области, в том числе посредством создания многофункциональных культурно образовательных центров и музейных комплексов, строительства (реконструкции) и капитального ремонта объектов организаций культуры; 10) включенность организаций культуры в деятельность по развитию туристских кластеров; 11) развитие форм и объемов государственной поддержки ведущих организаций культуры и лучших культурных практик; 12) увеличение уровня доступности культурных услуг для населения Свердловской области: развитие универсальных передвижных систем и информационных ресурсов либо продуктов, доступность цен на платные услуги и товары в сфере культуры для определенных категорий населения, обеспечение организаций культуры всей необходимой инфраструктурой (пандусы, лифты и иное) и оборудованием (кресла и иное), необходимыми для предоставления услуг гражданам с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение информированности населения об услугах в сфере культуры и возможностях их получения, изменение графика работы ряда организаций культуры; 13) привлечение общественных организаций, групп и граждан к процессу повышения качества инфраструктуры организаций культуры, а также оказываемых ими услуг |
1) высокая зависимость сферы культуры Свердловской области от бюджетного финансирования, цифровая трансформация требует значительных инвестиций в технологии, инфраструктуру; 2) недостаточный уровень развития негосударственного сектора и форм государственно частного партнерства в сфере культуры; 3) низкие темпы модернизации и развития инфраструктуры культуры, а также недостаточная ресурсная обеспеченность организаций культуры, в том числе современным технологическим оборудованием; 4) неравномерность экономического и социально культурного развития муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее муниципальные образования); 5) имеющиеся кадровые проблемы в сфере культуры Свердловской области: невысокий приток молодых специалистов; цифровая трансформация требует наличия высококвалифицированных специалистов, которые могут разрабатывать и внедрять новые технологии в сфере культуры |
Анализ позитивных и негативных факторов развития сферы культуры Свердловской области позволяет сделать следующие выводы:
1) имеется готовность общества к преобразованиям, поддержка сферы культуры Свердловской области со стороны высших органов государственной власти Свердловской области, заинтересованных в развитии культурной деятельности для экономического, социального и духовного развития Свердловской области;
2) имеются ресурсы, потенциально способные снизить негативное влияние внешней среды на эффективность реализации государственной культурной политики в Свердловской области.
Критериями и показателями для анализа состояния сферы культуры Свердловской области являются:
1) доступность услуг в сфере культуры для населения Свердловской области;
2) востребованность населением Свердловской области услуг, оказываемых организациями культуры;
3) удовлетворенность населения Свердловской области качеством условий оказания услуг организациями культуры;
4) обеспеченность населения Свердловской области организациями культуры;
5) эффективность использования сложившейся инфраструктуры сферы культуры Свердловской области;
6) объем бюджетного финансирования сферы культуры Свердловской области, привлечение средств из внебюджетных источников;
7) обеспечение развития материально-технической базы культурного производства и ее эффективности;
8) обеспечение развития субъектов культурного творчества и их эффективности.
Приоритетным направлением государственной культурной политики в Свердловской области должна стать деятельность по максимально полной реализации социальных функций культуры, таких как:
1) обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям, информации и знаниям, участие в культурной жизни независимо от статуса, уровня доходов, места проживания, национальности, возможностей здоровья;
2) создание условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей;
3) развитие материально-технической базы сферы культуры, модернизация сферы культуры на основе продвижения информационных технологий, открывающих доступ к ценностям культуры для жителей малых городов и сельской местности;
4) поддержка традиционной народной культуры как основы самобытности Свердловской области, развитие общей инфраструктуры вокруг объектов культурного наследия, народных художественных промыслов и национальных ремесел - центров притяжения для организации туризма, проведения культурных мероприятий регионального, российского и международного уровней, в том числе в сфере нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации;
5) развитие образования в сфере культуры и искусства, системы выявления и поддержки творчески одаренных детей и молодежи;
6) обеспечение условий для равного доступа к услугам в сфере культуры инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, вовлечения их в культурную жизнь общества;
7) увеличение доступности культурных ценностей в цифровом формате;
8) развитие многоуровневой системы подготовки творческих кадров, создание условий и возможностей для всестороннего развития, творческой самореализации, непрерывности образования в сфере культуры;
9) осуществление просветительской, патриотической и военно-патриотической работы среди молодежи, в том числе на базе музеев, библиотек, многофункциональных культурных центров, клубных учреждений;
10) актуализация ресурсов сферы культуры и социальной инфраструктуры Свердловской области для создания новых субъектов и продуктов культурной деятельности;
11) достижение цифровой зрелости сферы культуры и искусства;
12) развитие творческих способностей граждан, готовых к участию в процессах социально-экономического преобразования Свердловской области;
13) сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
14) повышение качества жизни граждан, организация качественного и содержательного досуга;
15) повышение международного имиджа и инвестиционной привлекательности Свердловской области через развитие культурного обмена и продвижение региональных культурных продуктов на российском и мировом культурных рынках.
Подраздел 2.2. Территориальная привязка, обеспеченность населения Свердловской области услугами организаций культуры
Административно-территориальное деление Свердловской области представлено 94 муниципальными образованиями, общая численность населения которых насчитывала на 1 января 2024 года 4 222 625 человек, из них 14,1% - сельское население.
Специфика административно-территориального деления в Свердловской области определяется тем, что более половины городских и муниципальных округов и муниципальных районов имеет в своем составе от 15 до 100 и более сельских населенных пунктов, зачастую расположенных на значительном расстоянии друг от друга и от административного центра. На территории Свердловской области действует широкая сеть муниципальных библиотек и учреждений культурно-досугового типа, расположенных преимущественно в сельских населенных пунктах.
Постановлением Правительства Свердловской области от 16.02.2023 N 123-ПП "Об утверждении перечня опорных населенных пунктов и прилегающих населенных пунктов Свердловской области и определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области по обеспечению выработки и реализации единых подходов к планированию и реализации мероприятий, направленных на ускоренное развитие инфраструктуры опорных населенных пунктов и прилегающих населенных пунктов Свердловской области" утвержден перечень опорных населенных пунктов и прилегающих населенных пунктов Свердловской области. В опорных населенных пунктах Свердловской области расположена инфраструктура (например, сельский клуб, дом культуры, библиотека, музей), обеспечивающая предоставление услуг в сфере культуры, в том числе для прилегающих населенных пунктов.
Распространенной моделью организации сети библиотек и учреждений культурно-досугового типа в муниципальных образованиях является объединение библиотек в структуре одного юридического лица - централизованной библиотечной системы, культурно-досугового центра либо комплексного многофункционального учреждения, объединяющего организации культуры различных типов, расположенные на территории муниципального образования.
Культурно-досуговые учреждения и общедоступные библиотеки являются массовыми типами организаций культуры, основная сеть которых сосредоточена на муниципальном уровне.
Распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 23.10.2023 N Р-2879 "Об утверждении методических рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления о применении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры" утверждены методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления о применении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры (далее - Методические рекомендации).
С учетом Методических рекомендаций проведен анализ обеспеченности населения Свердловской области организациями культуры (соответствия их социальным нормативам и нормам) по итогам 2023 года, графическое изображение представлено в приложении N 2 к Стратегии.
По итогам 2023 года уровень фактической обеспеченности театральными организациями составил свыше 100%, учреждениями клубного типа в среднем по муниципальным образованиям составил 100%, библиотеками - 91,6%, музеями -87,5%, зоопарками - 33,3%, цирками - 33,3%, концертными организациями - 5,3%.
Информация об обеспеченности услугами кинозалов представлена в приложении N 3 к Стратегии.
Информация об обеспеченности парками культуры и отдыха представлена в приложении N 4 к Стратегии.
Министерством проведен анализ обеспеченности населения Свердловской области услугами образовательных организаций дополнительного образования детей с учетом методических рекомендаций по развитию сети образовательных организаций и обеспеченности населения услугами таких организаций, включающих требования по размещению организаций сферы образования, в том числе в сельской местности, исходя из норм законодательства Российской Федерации, с учетом возрастного состава и плотности населения, транспортной инфраструктуры и других факторов, влияющих на доступность и обеспеченность населения услугами сферы образования, утвержденных заместителем Министра образования и науки Российской Федерации 04.05.2016 N АК-15/02вн (далее - Методические рекомендации по обеспеченности услугами сферы образования).
По итогам 2023 года уровень обеспеченности населения Свердловской области услугами образовательных организаций дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства составил 96%. По сравнению с 2017 годом произошло увеличение на 1% (95%).
В соответствии с Методическими рекомендациями по обеспеченности услугами сферы образования существует потребность в создании детских школ искусств (далее - ДШИ) в трех муниципальных образованиях (по одной в каждом муниципальном образовании):
1) Нижнесергинском городском поселении Нижнесергинского муниципального района Свердловской области (город Нижние Серги);
2) городском округе Верхнее Дуброво Свердловской области (поселок городского типа Верхнее Дуброво);
3) Дружининском городском поселении Нижнесергинского муниципального района Свердловской области (поселок городского типа Дружинино).
По предварительным расчетам, дополнительные расходные обязательства консолидированного бюджета Свердловской области для создания и функционирования трех новых организаций дополнительного образования в вышеуказанных муниципальных образованиях составят около 30 млн. рублей в год.
Министерством проведен анализ перспективы достижения результатов выполнения плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 N 122-р, и выполнения показателей Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 N 678-р, по сохранению и развитию сети ДШИ и увеличению доли детей, обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, в ДШИ.
По состоянию на 1 января 2024 года численность обучающихся в ДШИ составила 13% от численности детского населения 8 - 15 лет, в том числе обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам - 8% от численности детского населения 8 - 15 лет. Доля детей, осваивающих дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств в ДШИ за счет бюджетных средств, от общего количества обучающихся в ДШИ за счет бюджетных средств в Свердловской области составила 74,7%.
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 N 678-р, доля детей, обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам, в общей численности обучающихся ДШИ должна быть увеличена до 80% к 2030 году.
В соответствии с Методическими рекомендациями по обеспеченности услугами сферы образования полностью обеспечены услугами ДШИ 56 муниципальных образований, включая сельские поселения, на территориях которых осуществляют деятельность 30 ДШИ. В 17 муниципальных образованиях норматив по обеспеченности выполняется не полностью: охват детского населения составляет менее 12%, в том числе в городах Екатеринбурге, Нижний Тагил, Первоуральске и Ревде.
По состоянию на 1 января 2024 года ДШИ (в том числе по видам искусств) осуществляют деятельность в 245 объектах недвижимого имущества, 32 (13,1%) из которых требуют капитального ремонта, в соответствии с данными отчетов по форме федерального статистического наблюдения N 1-ДШИ "Сведения о детской музыкальной, художественной, хореографической школе и школе искусств".
Таким образом, уровень обеспеченности населения услугами ДШИ в целом по Свердловской области является достаточным. Имеются проблемы в ряде муниципальных образований, что, с одной стороны, обусловлено исторически сложившейся сетью учреждений, с другой - связано с интенсивным приростом детского населения: с 2019 года численность детского населения в возрасте 8-15 лет в Свердловской области увеличивалась в среднем на 15,7 тысячи человек в год. В целях обеспечения охвата детей деятельностью ДШИ требуется сопоставимое развитие инфраструктуры художественного образования путем строительства новых современных объектов.
Загрузка имеющихся учебных площадей является максимальной, что делает рост количества обучающихся и соответствующий рост охвата детей дополнительными предпрофессиональными программами в области искусств невозможным.
В связи с сильным износом зданий, нецелесообразностью проведения капитального ремонта, необходимостью увеличения учебных площадей и обеспечения соответствия материально-технической базы ДШИ федеральным государственным требованиям к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусства требуется строительство новых зданий для 16 существующих ДШИ на территориях следующих населенных пунктов: городов Арамиль, Верхняя Пышма, Верхотурье, Каменска-Уральского (2 единицы), Карпинска, Полевского, Ревды и Тавды, поселков городского типа Арти (Артинский муниципальный округ Свердловской области), Баранчинский (Кушвинский муниципальный округ Свердловской области), Белоярский (Белоярский муниципальный округ Свердловской области) и Сосьва (Сосьвинский муниципальный округ Свердловской области), почтового отделения Порошино (Камышловский муниципальный район Свердловской области), сел Байкалово (Байкаловский муниципальный район Свердловской области) и Обуховское (Камышловский муниципальный район Свердловской области).
В связи с ростом численности детского населения, а также градостроительным освоением новых районов требуется строительство зданий для размещения одной существующей ДШИ в городе Нижний Тагил и 21 существующей ДШИ в городе Екатеринбурге.
Повышение качества создаваемых и распространяемых продуктов культурной деятельности, рост вовлеченности населения в участие в различных видах культурной деятельности, обеспечение сохранения, укрепления и транслирования через различные виды искусства традиционных российских духовно-нравственных ценностей связаны с функционированием системы подготовки профессиональных кадров для сферы культуры.
Методическими рекомендациями по обеспеченности услугами сферы образования не предусмотрено обособленное нормирование в отношении профессиональных образовательных организаций сферы культуры и искусства (далее - ПОО). Их количество определяется исходя из сложившихся социально-демографических, географических, экономических и других особенностей соответствующей территории. На территории Свердловской области осуществляют деятельность 9 ПОО, 6 из которых расположены в городе Екатеринбурге, 3 - за его пределами: по одному в городах Асбесте (Южный управленческий округ Свердловской области), Нижний Тагил (Горнозаводской управленческий округ Свердловской области) и Краснотурьинске (Северный управленческий округ Свердловской области), которые образуют вокруг себя территориальные методические объединения ДШИ. Такое размещение ПОО имеет историческую основу и профессиональную обоснованность, связанную с территориальными особенностями Свердловской области и сетью организаций исполнительских искусств и учреждений художественного образования.
В ПОО осуществляется подготовка специалистов по 18 специальностям группы "Искусство и культура", что позволяет практически полностью удовлетворить потребности учреждений художественного образования и организаций культуры в кадрах. Существовавшая долгое время проблема отсутствия кадров в области классического танца решается с 2014 года путем создания государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Свердловской области "Уральский хореографический колледж" (далее - ГБПОУ СО "Уральский хореографический колледж"). В 2023 году состоялся первый выпуск артистов балета, подготовленных данным учебным заведением.
Для поддержания качества подготовки молодых специалистов на достигнутом уровне требуется модернизация инфраструктуры и материально-технических условий ПОО. Здания учебных корпусов 7 из 9 ПОО требуют капитального ремонта. 4 ПОО имеют здания общежитий, 100% которых нуждаются в капитальном ремонте, 5 ПОО не имеют собственных общежитий для обеспечения проживания обучающихся.";
3) в таблице 1 строку 17 изложить в следующей редакции:
"
17. |
Мероприятие 1. Увеличение доли внебюджетных инвестиций в общем объеме инвестиций в основной капитал по виду деятельности в области культуры, организации досуга и развлечений, в том числе посредством государственно частного партнерства, а также стимулирование благотворительной деятельности, меценатства и иных альтернативных механизмов финансирования культуры, содействие развитию культурной индустрии |
увеличение доли внебюджетных инвестиций |
2019- 2035 годы |
темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета по виду деятельности в области культуры, организации досуга и развлечений |
";
4) в таблице 1 строку 21 изложить в следующей редакции:
"
21. |
Мероприятие 1. Развитие форм целевого метода финансирования, в том числе грантовой поддержки проектов, имеющих высокую социальную и культурную значимость |
повышение качества и разнообразия услуг в сфере культуры и искусства |
2019 - 2035 годы |
количество грантов в форме субсидий в сфере культуры и искусства организациям культуры и искусства |
";
5) в таблице 2 строки 10, 13, 17, 24, 26, 27, 29, 32 и 33 изложить в новой редакции (приложение N 1);
6) подпункт 2 подраздела 3.1 после абзаца первого дополнить абзацами следующего содержания:
"В целях создания условий для достижения результатов и показателей по сохранению и развитию сети ДШИ и увеличению доли детей, обучающихся в ДШИ по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, до 2035 года будут реализованы следующие мероприятия:
1) модернизация государственных и муниципальных ДШИ по видам искусств путем их реконструкции и (или) капитального ремонта;
2) строительство зданий для размещения ДШИ (по видам искусств), являющихся объектами художественного образования.
В 2025 и 2026 годах планируется осуществить строительство здания общежития для государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Свердловской области "Уральская специальная музыкальная школа (колледж)".
В 2018 году принято решение о строительстве комплекса зданий и сооружений (далее - комплекс) для размещения ГБПОУ СО "Уральский хореографический колледж". В 2019 году разработана концепция комплекса для размещения данного учреждения с предполагаемым строительством в одном из новых развивающихся микрорайонов города Екатеринбурга. Оценочная стоимость проекта в ценах 2019 года составила 2,4 млрд. рублей.
В интересах ГБПОУ СО "Уральский хореографический колледж" запланировано приобретение в 2025 году в государственную собственность Свердловской области здания, находящегося в непосредственной близости от базы учебной и производственной практики - Екатеринбургского театра оперы и балета.
В целях повышения обеспеченности услугами организаций культуры в "точках роста" туристского потенциала Свердловской области, поддержки и развития туристских кластеров, таких как "Гора Белая", "Большая Сысерть", и проектируемого туристского кластера "Река Чусовая" необходимо обеспечить:
1) представленность туристских объектов проактивной направленности. Несмотря на то, что количество расположенных на территории Свердловской области туристских объектов превышает тысячу позиций, туристские объекты проактивной направленности представлены минимально. В Свердловской области отсутствуют этнокультурные агропромышленные парки. Большинство музейных экспозиций также носит пассивную направленность. Необходимо обеспечить в музеях разработку программ проактивной направленности посредством создания музейными организациями интерактивных программ и проведения мероприятий с участием туристов на территориях, входящих в состав туристских кластеров;
2) создание туристско-информационных центров в ряде организаций культуры, расположенных на территориях, входящих в состав туристских кластеров.
При государственном автономном учреждении культуры Свердловской области "Инновационный культурный центр" (далее - Инновационный культурный центр) действует туристско-информационный центр, который во взаимодействии с государственным бюджетным учреждением Свердловской области "Центр развития туризма Свердловской области" разрабатывает туристские маршруты в рамках деятельности проектируемого туристского кластера "Река Чусовая", участвует в презентациях разработанных маршрутов, информирует население о проводимых мероприятиях и услугах туристических фирм.";
7) подпункт 3 подраздела 3.1 дополнить абзацами девятым - восемнадцатым следующего содержания:
"В целях повышения качества и доступности для населения услуг организаций культуры предполагается создание многофункциональных культурных центров и музейных комплексов.
Современный многофункциональный культурный центр представляет собой выразительный архитектурный комплекс из одного или нескольких зданий, предназначенных для различных видов культурных занятий и находящихся в пределах одной рекреационной территории (театральная сцена, кинозал, библиотека, студия для занятий музыкой, танцами, изобразительным искусством и иное). Появление подобных организаций позволит создать благоприятные условия для повышения качества жизни населения, развития инфраструктуры и повышения качества услуг в сфере культуры.
Имеющийся опыт субъектов Российской Федерации по созданию многофункциональных объектов по предоставлению населению образовательных, культурных и спортивных услуг позволяет говорить о двух возможных путях создания таких объектов.
Первый путь - расширение функционала действующих организаций культуры путем добавления новых видов деятельности. Например, государственное автономное учреждение культуры Свердловской области "Свердловская государственная детская филармония" наряду с основным видом деятельности - создание и показ концертных программ - реализует иной вид деятельности - дополнительные общеобразовательные программы для детей, а также создает и показывает спектакли.
Инновационный культурный центр, открытый в Свердловской области в 2016 году по поручению Президента Российской Федерации, предоставляет услуги в области библиотечной, музейной, образовательной деятельности, кинопоказа, показа спектаклей.
Второй путь - создание новых многофункциональных объектов.
В целях создания музейных комплексов на базе государственного автономного учреждения культуры Свердловской области "Невьянский государственный историко-архитектурный музей", государственного бюджетного учреждения культуры Свердловской области "Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени И.Д. Самойлова" и государственного бюджетного учреждения культуры Свердловской области "Верхотурский государственный историко-архитектурный музей-заповедник" до 2035 года предусмотрены:
1) ремонтно-реставрационные работы;
2) модернизация и укрепление материально-технической базы, в том числе оснащение специальным оборудованием, отвечающим требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающим надлежащее качество предоставляемых услуг соответствующих видов;
3) расширение перечня предоставляемых услуг и выполняемых работ в части обеспечения возможности реализации культурно-массовых мероприятий (творческих (фестивали, конкурсы, событийные мероприятия, праздники, смотры и иное), методических (семинары, конференции, мастер-классы и иное)), а также организации деятельности клубных формирований.";
8) подпункт 7 подраздела 3.1 изложить в следующей редакции:
"7) маркетинговый, связанный с организацией продвижения культурных продуктов. Данный механизм предполагает продвижение крупных имиджевых проектов в Российской Федерации и в мире, в том числе посредством размещения информации и визуального ряда на сайтах органов государственной власти и учреждений культуры в сети Интернет, в социальных сетях. Для продвижения культурных продуктов и в целях организации единого информационного пространства Свердловской области в 2019 году в рамках региональной составляющей национального проекта "Культура" был создан интернет-портал "Культура Урала.РФ" (далее - портал), на ко тором размещается информация о событиях и мероприятиях в сфере культуры, в том числе видеозаписи концертов, спектаклей, лекций, виртуальные экскурсии и иное. В 2021 году портал стал партнером портала PRO.Culture.РФ и одним из победителей Всероссийского конкурса средств массовой информации "Культура слова" в номинации "Лучшая публикация в онлайн-издании".";
9) подразделы 3.2 и 3.3 изложить в новой редакции (приложение N 2);
10) таблицу 7 изложить в новой редакции (приложение N 3);
11) приложения N 1 - 4 изложить в новой редакции (приложение N 4);
12) дополнить приложением N 5 (приложение N 5).
2. Настоящее постановление опубликовать на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru).
Губернатор Свердловской области |
Е.В. Куйвашев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Свердловской области от 20 февраля 2025 г. N 110-ПП "О внесении изменений в Стратегию реализации государственной культурной политики в Свердловской области на период до 2035 года, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 16.07.2019 N 432-ПП"
Вступает в силу с 1 марта 2025 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) 21 февраля 2025 г.