Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к постановлению Правительства
Свердловской области
от 20 февраля 2025 г. N 110-ПП
Приложение N 1
к Стратегии реализации
государственной культурной
политики в Свердловской области
на период до 2035 года
Характеристика
состояния сферы культуры Свердловской области
1. Сеть организаций культуры
Свердловская область обладает значительным культурным потенциалом.
Сфера культуры Свердловской области представлена обширной многопрофильной сетью организаций культуры и искусства различных форм собственности (далее - организации культуры) по всем видам культурной деятельности по состоянию на 1 января 2024 года:
1) профессиональное искусство - 37 театров, 7 концертных организаций, 2 цирка;
2) кинематография - 76 кинотеатров;
3) библиотечное дело - 830 сетевых единиц;
4) культурно-досуговая деятельность - 828 сетевых единиц, 16 парков культуры и отдыха, 2 зоопарка;
5) музейное дело - 921 сетевая единица, в том числе 126 системы Министерства культуры Российской Федерации;
6) образование в сфере культуры и искусства - 177 детских школ искусств (далее - ДШИ), из них 143 муниципальных ДШИ, 34 государственных ДШИ, 9 профессиональных образовательных организаций, 2 образовательные организации высшего образования.
В период 2013 - 2023 годов сеть культурно-досуговых учреждений сократилась на 33 сетевые единицы (в 2013 году - 861 сетевая единица, в 2023 году - 828 сетевых единиц).
На 59 сетевых единиц сократилось число общедоступных (публичных) библиотек (в 2013 году - 890 сетевых единиц, 2023 году - 830 сетевых единиц).
Сокращение сети культурно-досуговых учреждений и общедоступных (публичных) библиотек связано:
1) со снижением численности населения, в том числе населения, проживающего в сельской местности;
2) с распространением "домашних" форм проведения досуга;
3) с развитием информационно-телекоммуникационных технологий;
4) в связи с приведением сети в соответствие с ОКВЭД по основной деятельности;
5) с процессами оптимизации сети муниципальных учреждений культуры.
2. Кадровый потенциал
Мероприятия по формированию и укреплению квалифицированного кадрового состава учреждений культуры занимают одну из важнейших позиций в реализации государственной политики в сфере культуры на территории Свердловской области, что подтверждается основными стратегическими документами, принятыми и на федеральном, и на региональном уровнях. Так, Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808), в качестве задач в области осуществления всех видов культурной деятельности и развития связанных с ними индустрий устанавливают развитие государственной системы подготовки творческих кадров с использованием уникальных отечественных традиций и повышение качества подготовки профессиональных кадров для всех видов культурной деятельности. Также Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" особое внимание Правительства Российской Федерации при разработке национальной программы в сфере культуры было обращено на необходимость подготовки кадров для организаций культуры, что в последующем отразилось в федеральном проекте "Творческие люди" национального проекта "Культура". В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 30 мая 2024 года N Пр-1020 по итогам встречи с работниками культуры в Тверской области 27 марта 2024 года Правительство Российской Федерации и высшие должностные лица субъектов Российской Федерации должны принять дополнительные меры по сохранению и развитию системы подготовки кадров в области искусств, в том числе по финансированию реализации образовательных программ в области искусств всех уровней образования и обеспечению надлежащего материально-технического оснащения соответствующих образовательных организаций, и меры социальной поддержки работников организаций культуры и педагогических работников образовательных организаций в сфере культуры (включая обеспечение их жилыми помещениями, в том числе служебными, предоставление им льгот и компенсаций).
В 2017 году в сфере культуры Свердловской области работало 17,8 тыс. специалистов, в том числе по состоянию на 1 января 2018 года:
1) в государственных учреждениях культуры Свердловской области, в отношении которых Министерство культуры Свердловской области (далее - Министерство) осуществляет функции и полномочия учредителя (далее - государственные учреждения), - 3,5 тыс. человек;
2) в муниципальных учреждениях, расположенных на территории Свердловской области (далее - муниципальные учреждения), - 14,3 тыс. человек.
В отрасли наблюдалась тенденция старения кадров: если в 2009 году средний возраст специалистов сферы культуры составлял 41 год, то по итогам 2017 года - 47 лет.
В период с 2006 по 2017 год отмечалось, что удельный вес специалистов в возрасте до 30 лет снижался с 37% до 16%, в возрасте от 31 до 50 лет - с 56% до 43,8%, а удельный вес специалистов в возрасте старше 50 лет увеличивался с 23% до 40,2%.
При этом ежегодный приток в сферу культуры молодых специалистов был нестабилен: в период с 2011 по 2017 год наибольшее количество молодых специалистов, поступивших на работу в учреждения культуры и искусства Свердловской области, отмечалось в 2011 и 2016 годах (162 и 160 человек соответственно), наименьшее - в 2014 году (69 молодых специалистов). В 2017 году в государственные и муниципальные учреждения культуры (далее - учреждения культуры) поступили на работу 125 молодых специалистов, окончивших образовательные организации в 2017 году, в том числе в государственные учреждения - 23 человека, в муниципальные учреждения - 102 человека. Всего в сфере культуры доля молодых специалистов в 2017 году составляла 0,7%.
В период с 1990 по 2017 год отмечалось, что удельный вес специалистов сферы культуры с высшим и средним образованием увеличился на 30,8% (с 59,1% в 1990 году до 89,9% в 2017 году). Доля высококвалифицированных специалистов (специалисты, имеющие высшее образование) в 2017 году составляла 61,5%.
При этом наиболее остро проблема уровня образования специалистов учреждений культуры стояла в сельской местности, где привлечение квалифицированных специалистов затруднено. В сельских территориях ситуация обострялась еще и внешними факторами: уменьшением численности населения, рабочих мест в иных отраслях на рынке труда, отсутствием современной инфраструктуры.
С 2016 года потребность в специалистах в сфере культуры сократилась и на 1 января 2018 года составляла 297 человек (в 2016 году - 323 человека), в том числе в сфере дополнительного образования в сфере культуры - 113 человек, среднего профессионального образования - 8 человек, в библиотечной сфере - 27 человек, в театрах - 39 человек, в концертных организациях - 18 человек, в музеях - 3 человека, в культурно-досуговых учреждениях - 89 человек.
Основными кадровыми проблемами сферы культуры на начало действия Стратегии реализации государственной культурной политики в Свердловской области являлись:
1) тенденция старения кадров;
2) невысокий приток в сферу культуры молодых специалистов.
Для решения обозначенных проблем Министерством был выработан и реализуется комплекс мер, направленный на борьбу с дефицитом кадров и обеспечение сферы культуры квалифицированными кадрами, среди которых:
1) проведение кадрового мониторинга в учреждениях культуры с установленной периодичностью;
2) работа с вакансиями;
3) обеспечение системы непрерывного профессионального образования в сфере культуры и искусства (трехуровневая система образования), организация профориентации обучающихся;
4) повышение квалификации и переподготовка работников учреждений культуры;
5) реализация социальных гарантий и мер социальной поддержки работников сферы культуры.
В целях организации внедрения механизмов учета потребности в кадрах, планирования контрольных цифр приема на обучение (в том числе по целевой квоте), содействия выпускникам профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, а также молодым преподавателям и концертмейстерам в трудоустройстве и профессиональной самореализации в 2022 году на базе Регионального ресурсного центра в сфере культуры и художественного образования был создан Центр карьеры. Его деятельность включает в себя проведение консультаций, организацию мероприятий и встреч, направленных на коммуникацию между выпускниками профессиональных учебных заведений и работодателями.
По состоянию на 1 января 2024 года отмечается положительная динамика по отдельным показателям в обеспечении сферы культуры Свердловской области квалифицированными кадрами, в том числе в результате реализации обозначенного комплекса мер. Численность кадрового состава работников в сфере культуры Свердловской области на указанную дату составляет 21,4 тыс. человек (увеличение с 2017 года на 3,6 тыс. человек), из них:
1) в государственных учреждениях - 4,8 тыс. человек (увеличение на 1,3 тыс.);
2) в муниципальных учреждениях - 16,6 тыс. человек (увеличение на 2,3 тыс.).
Средний возраст специалистов сферы культуры Свердловской области в 2021 - 2023 годах составляет 46 лет, что, пусть и не значительно, но меньше значения данного показателя в 2017 году - 47 лет. Возрастной состав сотрудников учреждений сферы культуры Свердловской области на 01.01.2024 выглядит следующим образом: наибольшую долю составляют работники старше 50 лет - 45% от общего числа работников сферы, работники от 30 до 50 лет - 22%, молодые специалисты до 30 лет - 13%. В период с 2021 по 2023 этот показатель остается относительно стабильным.
Тенденцию старения кадров хоть и удалось стабилизировать, однако все еще остается актуальным вопрос увеличения притока в сферу молодых специалистов. Одним из вариантов решения данной проблемы видится в том числе увеличение единовременного пособия на обзаведение хозяйством специалистам, поступившим на работу в областные государственные и муниципальные организации Свердловской области. До 1 сентября 2024 года в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 24.08.2006 N 731-ПП "О размере единовременного пособия на обзаведение хозяйством специалистам, поступившим на работу в областные государственные и муниципальные организации Свердловской области" размер такого пособия составлял 50 тыс. рублей для поступивших на работу в учреждения, расположенные в сельской местности, 35 тыс. рублей для поступивших на работу в учреждения, расположенные в населенных пунктах, не отнесенных к сельской местности. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 18.07.2024 N 479-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 24.08.2006 N 731-ПП "О размере единовременного пособия на обзаведение хозяйством специалистам, поступившим на работу в областные государственные и муниципальные организации Свердловской области" с 1 сентября 2024 года размер пособия увеличен до 150 тыс. рублей и 100 тыс. рублей соответственно.
В целях обеспечения жильем специалистов, связанных трудовыми отношениями с государственными автономными учреждениями культуры Свердловской области, осуществляющими театрально-концертную деятельность, государственной программой Свердловской области "Развитие культуры в Свердловской области", утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 21.10.2013 N 1268-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие культуры в Свердловской области", предусмотрено мероприятие по приобретению служебных жилых помещений для таких граждан. За счет средств областного бюджета приобретается по одной служебной квартире в год.
В 2023 году в учреждения культуры поступило на работу 113 молодых специалистов (74,3% по отношению к уровню 2022 года и 106,6% - к уровню 2021 года). По сравнению с пиковым значением притока в отрасль молодых специалистов в 2022 году (152 человека) показатель 2023 года соответствует значениям ряда предыдущих лет (106 - в 2021 году, 110 - в 2020 году, 117 - в 2019 году). 62 молодых специалиста, или 54,9% от общего количества молодых специалистов, поступили на работу в учреждения сферы культуры, расположенные в областном центре - городе Екатеринбурге. В государственные учреждения сферы культуры Свердловской области поступило 43 молодых специалиста, в муниципальные - 70.
Всего в сфере культуры доля молодых специалистов в 2023 году составила 0,5%, что меньше значения данного показателя в 2017 году - 0,7%. Таким образом, приток в сферу культуры молодых специалистов сохраняется, но стабильного прогрессивного увеличения в данном процессе не наблюдается.
Ситуация с наличием вакансий в учреждениях культуры значительных положительных изменений не претерпела. С 2017 года потребность в специалистах в сфере культуры увеличилась и на 1 января 2024 года составила 398 человек, или 1,9% от численного состава работников сферы культуры (в 2017 году - 297 человек, или 1,6% от численного состава работников сферы культуры), в том числе 132 человека в государственных учреждениях и 266 человек в муниципальных учреждениях.
К 2024 году удельный вес специалистов сферы культуры с высшим и средним образованием уменьшился на 1,63% (с 89,9% в 2017 году до 88,27% в 2023 году). Доля высококвалифицированных специалистов (специалисты, имеющие высшее образование) в 2023 году составила 51,37% (против 61,5% в 2017 году).
При этом все также остро стоит проблема уровня образования специалистов учреждений культуры в сельской местности, где привлечение квалифицированных специалистов затруднено.
Цифровизация, новые современные технологии, развитие сферы креативных индустрий также усилили потребность сферы культуры в молодых и квалифицированных специалистах.
Таким образом, по состоянию на 1 января 2024 года основными кадровыми проблемами являются:
1) невысокий приток в сферу культуры молодых специалистов;
2) растущая потребность в специалистах, обладающих новыми компетенциями XXI века (создание креативных сообществ, виртуальных платформ, интеграция реальных и виртуальных сред);
3) недостаточность мер поддержки молодых специалистов в сфере культуры.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации с 2025 года начата реализация программы "Земский работник культуры" по аналогии с программами "Земский доктор" и "Земский учитель". Данная программа послужит значительным стимулом для привлечения в организации культуры в небольших населенных пунктах перспективных специалистов (как выпускников профильных образовательных учреждений, так и опытных профессионалов).
Целесообразно также реализовать мероприятия по обеспечению молодых педагогических работников, поступающих на работу в государственные образовательные организации в сфере культуры, жилыми помещениями, предусмотрев приобретение за счет средств областного бюджета служебных жилых помещений для государственных детских школ искусств и профессиональных образовательных организаций сферы культуры (не менее 30 квартир).
Информация о прогнозной кадровой потребности и источниках закрытия такой потребности отражена в приложении N 5.
3. Средняя заработная плата работников культуры
По данным федерального статистического наблюдения, средняя заработная плата работников культуры в Свердловской области за 2023 год составила 53 587,4 рубля, в том числе по формам собственности организаций:
федеральные учреждения - 63 308 рублей;
государственные учреждения - 56 715,8 рубля;
муниципальные учреждения - 52 089,9 рубля.
По данным ведомственного мониторинга (по государственным и муниципальным учреждениям), за 2023 год среднемесячная заработная плата работников учреждений культуры по типам составила:
библиотеки - 51 492 рубля;
культурно-досуговые учреждения - 52 272 рубля;
музеи - 50 895 рублей;
театры - 54 738 рублей;
концертные организации - 64 358 рублей;
парки - 53 384 рубля;
кино - 49 059 рублей;
прочие учреждения культуры - 57 146 рублей.
Отношение средней заработной платы работников учреждений культуры к среднемесячному доходу от трудовой деятельности за 2023 год (54 062 рубля) - 99,1%.
4. Образование в сфере культуры и искусства
В Свердловской области продолжает стабильно работать трехуровневая система образования в сфере культуры и искусства.
В целях улучшения условий подготовки кадров для сферы культуры и обеспечения укрепления трехуровневой системы образования в сфере искусства Министерством в соответствии с Планом мероприятий ("дорожной картой") по перспективному развитию ДШИ на 2018 - 2022 годы, утвержденным Первым заместителем Министра культуры Российской Федерации 24.01.2018, в 2018 году начат процесс передачи муниципальных ДШИ в государственную собственность Свердловской области. Это позволило улучшить качество художественного образования, укрепить методические и творческие связи в образовательном пространстве сферы культуры, модернизировать систему образования в сфере искусства, увеличить финансирование ДШИ, улучшить их материально-техническую базу. Трехуровневая система образования в сфере культуры и искусства, обеспечивающая необходимую преемственность образовательных программ, по состоянию на 1 января 2024 года состояла из 143 муниципальных ДШИ, 9 профессиональных государственных образовательных учреждений, 34 ДШИ, находящихся в ведении Министерства, и 2 образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Министерству культуры Российской Федерации, - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральская государственная консерватория (академия) имени М.П. Мусоргского" и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Екатеринбургский государственный театральный институт" (далее - ЕГТИ).
Процент охвата детей школьного возраста услугами ДШИ на протяжении 10 лет составляет не менее 12%, что полностью соответствует нормам законодательства Российской Федерации, с учетом возрастного состава и плотности населения, транспортной инфраструктуры и других факторов, влияющих на доступность и обеспеченность населения услугами сферы образования. Численность обучающихся в ДШИ по всем видам образовательных программ на 01.01.2024 составила 59 806 человек, или 133,4% к численности обучающихся в 2014 году (в 2014 году - 44 826 человек).
По количеству ДШИ Свердловская область занимает третье место среди субъектов Российской Федерации. ДШИ, осуществляющие деятельность на территории Свердловской области, ориентированы на ведение образовательной деятельности по разноуровневым образовательным программам, что позволяет повысить эффективность работы с одаренными детьми, не оставляя без внимания детей, не обладающих яркими творческими способностями.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определил новый аспект в основной деятельности ДШИ - реализацию предпрофессиональных образовательных программ в области искусства. Данная норма позволила осуществлять отбор наиболее талантливых детей при их поступлении в ДШИ (в том числе по видам искусств). В 2023/2024 учебном году прием на обучение по предпрофессиональным программам составил 6478 человек, из них за счет средств бюджета - 6358 человек.
Основной проблемой системы художественного образования остается неудовлетворительное состояние материально-технической базы ДШИ. Из числящихся на учете списанию подлежат 24,1% музыкальных инструментов, 8,4% оборудования, 5,7% учебных материалов. В образовательных учреждениях присутствует практика использования подлежащих списанию музыкальных инструментов, оборудования и учебных материалов в учебном процессе.
Сеть профессиональных образовательных организаций обеспечивает специалистами учреждения культуры Свердловской области. Подготовка специалистов ведется по 18 специальностям в сфере культуры и искусства, общий контингент обучающихся в 2023 году составил 2436 человек, что на 12,5% больше количества обучающихся в 2017 году (2165 человек).
Государственные профессиональные образовательные организации полностью выполняют план набора студентов. В 2024 году по количеству заявлений от абитуриентов конкурс в среднем составил 3,4 человека на одно место (в 2017 году - 2,97 человека).
Важным направлением деятельности является работа по выявлению и поддержке молодых дарований.
С 2013 года на базе государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Свердловской области "Уральская специальная музыкальная школа (колледж)" (далее - ГБПОУ СО "Уральская специальная музыкальная школа (колледж)") действует Уральский региональный центр для музыкально одаренных детей и молодежи, который организует и проводит системную работу по методическому сопровождению, выявлению и обучению музыкально одаренных детей.
20 февраля 2022 года подписано Соглашение о создании первого в России филиала Всероссийского юношеского симфонического оркестра - Уральского юношеского симфонического оркестра на базе ГБПОУ СО "Уральская специальная музыкальная школа (колледж)". Уральский юношеский симфонический оркестр является первой ступенью уникальной и единственной в России системы преемственности оркестровых коллективов: Уральский юношеский симфонический оркестр - Уральский молодежный симфонический оркестр - Уральский академический филармонический оркестр.
В 2014 году создано государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области "Уральский хореографический колледж", которое осуществляет подготовку специалистов среднего звена с квалификацией "артист балета, преподаватель". В 2023 году в колледже состоялся первый выпуск, 100% выпускников трудоустроено по специальности.
Координационным центром всей системы образования в сфере культуры и искусства в Свердловской области является Региональный ресурсный центр в сфере культуры и художественного образования, который во взаимодействии с Министерством и общественно-профессиональными советами выполняет функции по координации деятельности образовательных организаций всех уровней, оказанию методической помощи, обеспечению преемственности и непрерывности обучения, созданию условий для профессионального роста преподавателей и руководителей образовательных организаций, организации аттестации педагогических работников в целях присвоения квалификационной категории, выстраиванию ведомственной системы образования в сфере культуры и искусства.
5. Профессиональное искусство
Свердловская область занимает третье место среди субъектов Российской Федерации по количеству профессиональных театров и обеспечению жителей театральным предложением. В целом по Российской Федерации в расчете на 1 млн. жителей действуют 3,2 театра, в Свердловской области - 7 театров на 1 млн. жителей. Театральное предложение отличается необходимым жанровым разнообразием: драма, опера, балет, музыкальная комедия, современная хореография, театры кукол.
В 2017 году 1163 тыс. зрителей посетило 5367 театральных мероприятий, при этом число посетителей мероприятий увеличилось на 24,3% по отношению к 2012 году. За 2023 год театры посетило 1639,2 тыс. зрителей, что на 40% выше показателя 2017 года. По сравнению с 2017 годом отмечается рост посетителей концертных организаций в 2023 году (621,5 тыс. зрителей) (от 5% до 8% ежегодно).
В целях стимулирования творческих процессов ежегодно предоставляются гранты в форме субсидий на оказание государственной поддержки в сфере культуры и искусства организациям культуры и искусства. Театры и концертные организации имеют возможность направлять выделенные средства на создание новых театральных постановок, концертных программ, других публичных представлений, организацию и проведение региональных, всероссийских, международных фестивалей, конкурсов в сфере театрального, музыкального, хореографического искусства; реализация инновационных проектов, направленных на укрепление единого культурного пространства Свердловской области, в том числе создание интернет-центров, обеспечивающих прямые трансляции и многосторонние видеомосты для показа спектаклей, концертов, конкурсов, фестивалей, мастер-классов и других мероприятий. Ежегодно получателями указанных грантов становятся не менее 20 организаций.
Важнейшим вкладом в развитие муниципальных театров в городах с населением до 300 тысяч человек, а также детских и кукольных театров является ежегодная государственная поддержка (субсидии из федерального и областного бюджетов). Субсидии позволяют учреждениям приобрести световое и звуковое оборудование, укрепить материально-техническую базу, приобрести автотранспорт, а также реализовать постановку ряда спектаклей. Ежегодно получателями данной государственной поддержки становятся от 5 до 7 театров.
Свердловская область является активным участником федеральной программы "Большие гастроли", в рамках которой ежегодно проходят обменные гастроли театров.
Свердловская область известна ежегодными знаковыми мероприятиями:
1) фестиваль "Уральская Ночь Музыки - Ural Music Night";
2) Международный фестиваль современного танца "На грани";
3) Открытый театральный фестиваль моноспектаклей и дуэтов "СВОЙ/SVOY";
4) Международный музыкальный фестиваль "Безумные дни в Екатеринбурге";
5) Симфонический форум России в Екатеринбурге;
6) Всероссийский фестиваль "Реальный театр";
7) Всероссийский форум национальных оркестров;
8) фестиваль "Золотая Маска" в Екатеринбурге;
9) музыкальный фестиваль в Екатеринбурге Green Royal Fest;
10) Международный театральный фестиваль современной драматургии "Коляда-Plays".
С 2009 года Министерством и Свердловской государственной академической филармонией (далее - Филармония) ведется работа по укреплению единого культурного пространства Свердловской области, увеличению доступности культурных благ для всех жителей Свердловской области вне зависимости от места проживания.
С начала реализации проекта Филармонии "Концертный зал без границ" происходит ежегодное расширение сети филармонических собраний на территории Свердловской области и стабильный рост числа зрительских посещений. За период 2013 - 2023 годов количество виртуальных концертных залов (далее - ВКЗ) выросло в 10 раз. По итогам 2023 года 116 ВКЗ активно функционирует в 63 муниципальных образованиях.
В 2023 году Филармония вышла на новый уровень, представив уникальный для России проект, не имеющий аналогов в других субъектах Российской Федерации, - муниципальный органный концертный зал. В рамках данного проекта в 2023 году в 7 муниципальных образованиях открылись органные концертные залы. В перспективе запланировано открытие еще 7 органных концертных залов в городах Артемовском, Березовском, Реже, Сухой Лог, Сысерти, в поселке городского типа Верх-Нейвинский и селе Туринская Слобода.
Филармония, реализующая проекты российского и мирового уровней, располагает концертными залами вместимостью 808 мест (700 и 120 мест), что не соответствует потребностям города Екатеринбурга и Свердловской области в целом, поэтому вопрос реализации инвестиционного проекта "Новый концертный зал Свердловской государственной академической филармонии" в городе Екатеринбурге является актуальным для Свердловской области.
6. Кинематография
По данным единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах, в Свердловской области зарегистрировано 76 цифровых кинотеатров (17 из них в городе Екатеринбурге).
В 2023 году кинотеатры Свердловской области посетило 3933,1 тыс. человек, из них 2969,5 тыс. человек посетило сеансы российских фильмов. Доля сеансов российских фильмов составила 61,5%.
По сравнению с 2021 годом наблюдается значительное увеличение количества зрителей на сеансах российских фильмов (на 101%), а также количества сеансов российских фильмов (на 53,2%).
По результатам конкурсных отборов, проведенных Федеральным фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (далее - Фонд кино), с 2015 по 2023 год в Свердловской области на средства федерального бюджета модернизировано 38 цифровых кинозалов в 32 муниципальных образованиях. Свердловская область - одна из лидеров по количеству открываемых кинозалов. В 2024 году по итогам 11 конкурса Фонда кино по поддержке кинотеатров в малых и средних городах (далее - конкурс) два учреждения культуры Свердловской области вошли в число победителей конкурса:
1) муниципальное бюджетное учреждение культуры "Курьинский центр досуга и народного творчества" (муниципальный округ Сухой Лог Свердловской области, с. Курьи);
2) муниципальное бюджетное учреждение Горноуральского городского округа "Николо-Павловский центр культуры" (муниципальный округ Горноуральский Свердловской области, с. Николо-Павловское).
В 2022 году впервые проведен Международный кинофестиваль дебютных фильмов Евразийского континента "Одна шестая", который по решению Кинофестивального совета при Министерстве культуры Российской Федерации вошел в перечень наиболее значимых мероприятий в сфере культуры.
В рамках деятельности созданной в 2022 году Кинокомиссии Свердловской области в 2023 году впервые проведен конкурсный отбор на предоставление субсидий на оказание государственной поддержки производства фильмов.
В целях популяризации российского кино в Свердловской области на постоянной основе проводятся российский открытый фестиваль документального кино "Россия", международный фестиваль-практикум "Кинопроба", ежегодно проводятся областные киноакции, киномарафоны, другие киномероприятия, направленные на профилактику правонарушений, пропаганду здорового образа жизни, популяризацию произведений классической литературы и российской истории.
7. Музейное дело
Свердловская область занимает первое место среди субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Уральского федерального округа, по общему количеству областных государственных и муниципальных музеев (далее - музеи) и объему музейного фонда.
По основным показателям деятельности - числу музеев, общему количеству посещений - музейная сеть Свердловской области входит в десятку крупнейших среди субъектов Российской Федерации.
Музеями ведется активная работа по расширению доступа населения к культурным ценностям. Оперативной формой участия музея в жизни общества являются выставочные проекты.
В музейной сфере наблюдается устойчивая тенденция роста количества проведенных музейных выставочных проектов. Количество выставок по итогам 2023 года составило 3789 единиц. По сравнению с 2001 годом этот показатель увеличился на 365% (на 2751 единицу).
Показатель посещаемости музеев имеет положительную динамику: по сравнению с 2001 годом количество посещений музеев выросло на 89,9% (на 1316,3 тыс. человек) и по итогам 2023 года составило 2779,3 тыс. человек.
Размер бюджетного финансирования музеев имеет ежегодный стабильный рост, вместе с тем объем вложенных бюджетных средств не позволяет в полной мере решить задачу по созданию современных материально-технических условий для осуществления деятельности музеями Свердловской области. Так, по итогам 2023 года доля зданий музеев, требующих капитального ремонта, составила 34,7% (104 единицы), что на 2,6% (2 единицы) лучше показателя 2017 года; доля зданий, находящихся в аварийном состоянии, - 12,3% (37 единиц), что влияет на положительную динамику по сравнению с 2017 годом на 3,9% (9 единиц), в том числе 10,6% зданий (7 единиц) (в 2017 году - 18% (11 единиц)), расположенных в сельской местности, требовало капитального ремонта; по сравнению с 2017 годом произошло незначительное (на 0,4%) увеличение показателя зданий, находящихся в аварийном состоянии (4,5% (3 единицы)).
Актуальной остается проблема сохранности музейных коллекций: 11,6% основных музейных фондов требуют реставрации. Аттестованные реставраторы имеются только в 3 музеях.
В 2013 и 2014 годах в Свердловской области созданы новые уникальные музеи, среди которых Березовский музей истории золото-платиновой промышленности Урала и Художественный музей Эрнста Неизвестного (город Екатеринбург) - филиалы государственного автономного учреждения культуры Свердловской области "Свердловский областной краеведческий музей имени О.Е. Клера", Музей гравюры и рисунка государственного бюджетного учреждения культуры Свердловской области "Ирбитский государственный музей изобразительных искусств".
В 2018 году в рамках подготовки к юбилейным мероприятиям, посвященным 100-летию памяти гибели царской семьи Романовых, создан Музей памяти представителей Императорского Дома Романовых "Напольная школа в городе Алапаевске" - филиал государственного автономного учреждения культуры Свердловской области "Свердловский областной краеведческий музей имени О.Е. Клера".
В 2020 году создан музей военной истории "Свердловск: говорит Москва!" - структурное подразделение государственного автономного учреждения культуры Свердловской области "Уральский государственный военно-исторический музей".
В 2021 году в городе Екатеринбурге на базе муниципального автономного учреждения культуры "Екатеринбургский музей изобразительных искусств" создан культурно-просветительский центр "Эрмитаж-Урал".
В 2022 году в городе Екатеринбурге на базе муниципального автономного учреждения культуры "Музей истории Екатеринбурга" открыта новая выставочная площадка "Креативный кластер "Л-52".
Министерством осуществляется региональный государственный контроль (надзор) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации (далее - региональный государственный музейный контроль (надзор)) в отношении государственных музеев, находящихся в ведении Свердловской области, в собственности, оперативном управлении или пользовании которых находятся музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации (далее - контролируемые лица), в соответствии с критериями отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определенными Положением о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 27.09.2021 N 633-ПП "О региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации".
Предметом регионального государственного музейного контроля (надзора) является соблюдение контролируемыми лицами установленных Федеральным законом от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами обязательных требований к обеспечению хранения, изучения, комплектования, учета и использования музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации.
Региональный государственный музейный контроль (надзор) осуществляется Министерством на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
В целях совершенствования контрольной (надзорной) деятельности Министерство при осуществлении регионального государственного музейного контроля (надзора) использует федеральные и региональные информационные системы, обеспечивает повышение квалификации государственных гражданских служащих по направлению "контрольная (надзорная) деятельность", сохраняет на должном уровне качество реализации контрольных (надзорных) функций, а также ведет постоянную информационно-разъяснительную работу с контролируемыми лицами.
8. Библиотечное дело
По количеству общедоступных (публичных) библиотек и объему библиотечного фонда Свердловская область входит в первую десятку среди субъектов Российской Федерации и занимает первое место в Уральском федеральном округе.
Несмотря на сокращение сети государственных и муниципальных библиотек, в связи с развитием форм библиотечного обслуживания удаленных пользователей за период с 2003 по 2023 год в Свердловской области на 16,3% увеличилось число пользователей библиотек, которое к 2023 году достигло 1550,3 тыс. человек.
В 2023 году показатель, характеризующий охват населения библиотечным обслуживанием, составил 37% от общего числа жителей Свердловской области, что на 7,4% выше аналогичного показателя 2013 года.
Особой категорией пользователей библиотек являются дети и подростки, имеющие право на специализированное библиотечное обслуживание. Число детей - пользователей библиотек ежегодно растет в среднем на 2-3% и составляет около 50% общего количества пользователей библиотек.
В период 2003 - 2023 годов изменились формы работы с населением. Значительная часть проводимых мероприятий направлена на популяризацию чтения, воспитание у детей и молодежи интереса к национальной литературе, повышение востребованности за рубежом русского языка и русской литературы.
Одной из актуальных проблем современного состояния библиотечной сети является недостаточное комплектование библиотечных фондов общедоступных библиотек. В 2023 году количество новых поступлений в библиотечные фонды на 1000 человек населения составило 76 экземпляров (норматив - 250 экземпляров). Обновляемость фонда снизилась до 2,1% (при нормативных показателях не менее 5 - 10%). При этом спрос на библиотечные документы высок и стабилен, но в настоящее время из-за отсутствия новых книг имеет тенденцию к снижению.
Основные направления развития библиотек связаны с повышением уровня их информатизации, созданием публичных электронных библиотек в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет), формированием общероссийских электронных ресурсов и обеспечением доступа к ним своим пользователям.
Статистика фиксирует устойчивую положительную динамику посещений библиотечных сайтов, где функционируют электронные каталоги, виртуальные справочные службы. Все библиотеки, имеющие выход в сеть Интернет, ведут активную работу в социальных сетях.
По состоянию на 1 января 2023 года общий объем электронных каталогов областных государственных и муниципальных библиотек составил 4940,51 тыс. библиографических записей. С 2013 года он увеличился более чем в 2,6 раза (в 2013 году - 1878,4 тыс. записей).
К национальному библиотечному ресурсу, которым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 года N 78-ФЗ "О библиотечном деле" является федеральная государственная информационная система "Национальная электронная библиотека", на основании договоров с федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская государственная библиотека" подключено 611 библиотек, или 74% от общего количества областных государственных и муниципальных библиотек, в которых создано 1022 точки доступа к указанному ресурсу.
Свердловская область по-прежнему остается одним из субъектов Российской Федерации, имеющих широкую систему представительств федерального государственного бюджетного учреждения "Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина" (далее - Президентская библиотека). Они действуют на базе 59 областных государственных и муниципальных библиотек, а также на базе 64 иных организаций культуры и образования. Координационным и методическим центром по продвижению ресурсов Президентской библиотеки в Свердловской области является Свердловский региональный центр Президентской библиотеки, действующий на базе Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В.Г. Белинского с марта 2018 года.
В условиях кардинальных технологических перемен, процессов беспрецедентного роста объемов информации библиотеки являются незаменимым социально-коммуникативным институтом, основным объектом внимания которого является пользователь, его общественные и личные интересы и потребности. Поэтому обеспечение равного доступа к достоверной информации станет одним из важнейших приоритетов в работе библиотек, что предполагает расширение доступа граждан к достоверной информации, повышение роли библиотек в научном и образовательном процессах, осуществление библиотеками функций поддержки и продвижения чтения, формирования высокой культуры чтения и информационной культуры человека.
9. Культурно-досуговая деятельность
Самыми посещаемыми и доступными для населения остаются учреждения культурно-досугового типа.
По статистическим данным, на 1 января 2024 года в Свердловской области в сфере культурно-досуговой деятельности действовало 828 сетевых единиц государственных и муниципальных учреждений, из которых 666 расположено в сельской местности, что составляет 80,4% от их общего количества.
Деятельность культурно-досуговых учреждений по организации досуга населения, культурному просветительству, развитию любительского художественного творчества и сохранению традиционной культуры народов России осуществляется в двух основных формах: работа клубных формирований и проведение культурно-массовых мероприятий.
За период с 2013 по 2023 год отмечается устойчивая тенденция роста количества проводимых культурно-массовых мероприятий, числа клубных формирований и участников в них. Так, количество проведенных мероприятий увеличилось более чем в два раза и остается стабильным - 160 941 мероприятие в 2013 году, 167 596 - в 2023 году. 81,3% всех мероприятий проводится на бесплатной основе.
Наряду с проведением культурно-массовых мероприятий и организацией деятельности клубных формирований культурно-досуговые учреждения оказывают достаточно широкий спектр иных досуговых услуг, начиная от организации летних лагерей с дневным пребыванием для детей и заканчивая проведением популярных сегодня квестов. Развитие инновационных досуговых услуг должно стать одним из приоритетных направлений деятельности культурно-досуговых учреждений. Примером такой организации является Инновационный культурный центр, который стал площадкой для апробирования и внедрения новых досуговых услуг, в том числе на стыке библиотечной, выставочной, музейной и культурно-досуговой деятельности.
Основной проблемой в развитии культурно-досуговой сферы в Свердловской области является существенное отставание материально-технической базы значительного числа культурно-досуговых учреждений от современных требований.
По количеству жителей на одно культурно-досуговое учреждение Свердловская область занимает 60 место среди субъектов Российской Федерации и четвертое по Уральскому федеральному округу. При среднем показателе по Российской Федерации 3,5 тыс. человек на одно культурно-досуговое учреждение в Свердловской области - приходится 5,1 тыс. человек (в 2013 году - 5 тыс. человек, в 2023 году - 5,1 тыс. человек).
Несмотря на то, что за период с 2013 по 2023 год число зданий, занимаемых культурно-досуговыми учреждениями, требующих капитального ремонта, и аварийных сократилось на 17%, их число продолжает оставаться достаточно высоким - 23% зданий находится в неудовлетворительном состоянии. Износ профильного культурно-досугового оборудования, музыкальных инструментов, сценических костюмов и обуви в целом по Свердловской области составляет более 80%. Особенно остро проблема состояния материально-технической базы культурно-досуговых учреждений стоит в малых городах и сельской местности.
Также заслуживает особого внимания вопрос организации нестационарного культурного обслуживания населенных пунктов, в которых нет стационарных учреждений культуры, а также жителей отдаленных и труднодоступных населенных пунктов. Одним из основных путей решения данного вопроса является техническое перевооружение действующих передвижных автоклубов путем приобретения модернизированных передвижных многофункциональных культурных центров, а также создание новых передвижных клубных учреждений на базе новых специализированных передвижных средств.
10. Охрана объектов культурного наследия
В едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - ЕГРКН) по состоянию на 1 января 2024 года зарегистрировано 1783 объекта культурного наследия, находящихся на территории Свердловской области, в том числе 453 объекта культурного наследия федерального значения (из них 270 объектов археологического наследия), 1311 регионального значения и 19 местного (муниципального) значения. Количество утраченных объектов культурного наследия, включенных в ЕГРКН, составляет 110 объектов. Кроме того, на территории Свердловской области расположены 120 объектов культурного наследия, относящихся к памятникам деревянного зодчества (перечень актуализирован в соответствии с определением "памятники деревянного зодчества", указанным в приложении Концепции по сохранению памятников деревянного зодчества и включению их в культурный оборот до 2025 года, одобренной решением коллегии Министерства культуры Российской Федерации от 03.06.2019 N 9), 147 объектов культурного наследия религиозного назначения.
Значение показателя "Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального значения, регионального значения и местного (муниципального) значения, расположенных на территории Свердловской области" по состоянию на 1 января 2024 года составляло 84,7%.
По состоянию на 1 января 2024 года утверждены границы территорий 1728 объектов культурного наследия, что составляет 100% от общего количества объектов культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области, в отношении которых могут быть определены границы территории (за исключением утраченных объектов культурного наследия, территория которых не может быть установлена), и у 692 объектов культурного наследия установлены зоны охраны, что составляет 39% от общего количества объектов культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области.
11. Развитие креативных (творческих) индустрий
Актуальным направлением реализации государственной политики в сфере культуры является развитие креативных (творческих) индустрий - сфер деятельности, в которых физические лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, капитализации и коммерциализации прав интеллектуальной собственности производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью, в том числе обеспечивающие формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни российской общества.
Развитие креативной активности способствует удержанию и привлечению в Свердловскую область незаурядных представителей сообщества, активной творческой молодежи, формированию спроса на культуру, качественный досуг.
Креативные (творческие) продукты формируют положительный образ Свердловской области, способствуя тем самым повышению ее инвестиционной привлекательности. Креативные (творческие) индустрии стимулируют инновационное развитие Свердловской области и ее глобальную конкурентоспособность на современном этапе.
Основами государственной культурной политики, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 года N 808, определены задачи в области креативных (творческих) индустрий, в числе которых важнейшими являются: формирование благоприятной институциональной среды, расширение инфраструктуры для развития системы креативных (творческих) индустрий, совершенствование системы образования и компетенций в данной сфере.
Реализация Концепции развития креативных (творческих) индустрий, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2021 N 2613-р (далее - Концепция), направлена на достижение таких национальных целей, как создание возможности для самореализации талантов, эффективный труд и успешное предпринимательство в сферах культуры, искусства, цифровой трансформации.
Развитие креативных (творческих) индустрий в Свердловской области рассматривается как одно из наиболее перспективных направлений сохранения и создания новых рабочих мест, связанных с творческой деятельностью человека, которая не может быть автоматизирована. Кроме того, сектор креативных (творческих) индустрий открывает широкие возможности для альтернативной занятости, в том числе для женщин, молодежи и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Одна из особенностей Свердловской области - богатейшее индустриальное наследие. Успешно реализуются проекты создания креативных кластеров; точками концентрации талантов "Гений места" стали 6 муниципальных модельных библиотек, где для учебы и творческой работы с посетителями определены направления: журналистика, новые медиа, маркетинг, искусство.
В Свердловской области начала формироваться сеть креативных кластеров, которые охватывают все направления креативных индустрий, определенные Концепцией:
1) основанные на использовании историко-культурного наследия (народно-художественные промыслы и ремесла, музейная деятельность);
2) основанные на искусстве (театр, музыка, живопись, деятельность галерей и иное);
3) современные медиа и производство цифрового контента (кино-, видео-, аудио-, анимационное производство, обработка данных и разработка программного обеспечения, виртуальная и дополненная реальность, блогерство, средства массовой информации, реклама и иное);
4) прикладные креативные (творческие) (архитектура, промышленный дизайн, индустрия моды, ювелирное дело, гастрономическая индустрия и иное).
По состоянию на 1 июля 2024 года создано и действует 7 креативных кластеров. Флагманом является креативный кластер "Домна" (г. Екатеринбург). На базе креативного кластера "Домна" осуществляется работа по координированию развития креативных кластеров Свердловской области, команда кластера постоянно привлекает на площадку новые проекты.
Активно развиваются креативные кластеры "Самородок" (г. Нижний Тагил), "Гор.Н" (г. Новоуральск), "На Заводе" (г. Сысерть), "В Чёрной" (пос. Черноисточинск муниципального округа Горноуральский Свердловской области), "НИТИхНИТИ" (г. Арамиль), "Л52" (г. Екатеринбург).
В Свердловской области созданы и успешно функционируют две инклюзивные творческие лаборатории: на базе государственного автономного учреждения культуры Свердловской области "Инновационный культурный центр" и государственного бюджетного учреждения культуры Свердловской области "Свердловская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих имени Д.Н. Мамина-Сибиряка". Проектом предусмотрены различные направления, способствующие творческой самореализации в инклюзивной среде: изобразительное, музыкальное, литературное творчество, обучающие и научно-исследовательские мероприятия.
Задачей инклюзивных творческих лабораторий является вовлечение людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в сферу творческих индустрий и расширение представлений данной категории граждан о возможностях их профессиональной занятости и самореализации в сфере креативных (творческих) индустрий.
С 2022 года на базе ЕГТИ осуществляет свою деятельность Центр креативных прототипов (далее - Центр). Целью деятельности Центра является создание и функционирование открытой площадки, обеспечивающей системную поддержку деятельности креативных команд по производству и продвижению прототипов творческих продуктов, отвечающих современным тенденциям развития креативных (творческих) индустрий. Партнерами Центра выступают государственные и негосударственные театры, некоммерческие организации, туристические агентства, образовательные организации, средства массовой информации.
Министерством осуществляется работа по организации деятельности школ креативных индустрий с целью внедрения практик раннего обучения детей и подростков в сфере креативных (творческих) индустрий.
В 2025 году первая школа креативных индустрий появится на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская школа искусств" Новоуральского городского округа.
12. Сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей
Приоритетным направлением реализации государственной политики в сфере культуры на современном этапе развития России является сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее - традиционные ценности), культуры и исторической памяти.
Основным документом стратегического планирования, направленным на решение комплекса задач по сохранению и укреплению традиционных ценностей, являются Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" (далее - Основы государственной политики по сохранению традиционных ценностей).
В целях реализации Основ государственной политики по сохранению традиционных ценностей на территории Свердловской области распоряжением Правительства Свердловской области от 15.02.2024 N 18-РП "Об утверждении Плана мероприятий по реализации в Свердловской области в 2024 - 2026 годах Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года N 809" утвержден План мероприятий по реализации в Свердловской области в 2024 - 2026 годах Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года N 809 (далее - План). План предусматривает создание условий для защиты традиционных ценностей на территории Свердловской области в сферах государственной национальной политики и противодействия экстремизму, образования и молодежной политики, культуры, информационной политики.
В сфере культуры решение задач в области сохранения и укрепления традиционных ценностей определено по следующим основным направлениям:
1) совершенствование системы государственной поддержки проектов в области культуры и образования с учетом целей государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей;
2) повышение эффективности деятельности научных, образовательных, просветительских организаций и организаций культуры по защите исторической правды, сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации истории;
3) укрепление гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности и российской самобытности, межнационального и межрелигиозного согласия на основе объединяющей роли традиционных ценностей;
4) выявление, изучение, использование, актуализация, сохранение и популяризация объектов нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации в Свердловской области;
5) сохранение исторической памяти, противодействие попыткам фальсификации истории, сбережение исторического опыта формирования традиционных ценностей и их влияния на российскую историю;
6) сохранение, укрепление и продвижение традиционных семейных ценностей (в том числе защита института брака как союза мужчины и женщины), обеспечение преемственности поколений, забота о достойной жизни старшего поколения, формирование представления о сбережении народа России как об основном стратегическом национальном приоритете;
7) воспитание в духе уважения к традиционным ценностям как ключевой инструмент государственной политики в области образования и культуры, необходимый для формирования гармонично развитой личности;
8) поддержка общественных проектов и институтов гражданского общества в области патриотического воспитания и сохранения историко-культурного наследия народов России;
9) поддержка религиозных организаций традиционных конфессий, обеспечение их участия в деятельности, направленной на сохранение традиционных ценностей, противодействие деструктивным религиозным течениям;
10) защита и поддержка русского языка как языка государствообразующего народа, обеспечение соблюдения норм современного русского литературного языка (в том числе недопущение использования нецензурной лексики), противодействие излишнему использованию иностранной лексики.
В целях сохранения и укрепления традиционных ценностей, обеспечения их передачи от поколения к поколению государственным, муниципальным учреждениям и учреждениям иных ведомств в сфере культуры и образования в сфере культуры, расположенным на территории Свердловской области, необходимо в приоритетном порядке предусмотреть в планах работы проведение мероприятий по сохранению и укреплению традиционных ценностей, в том числе:
1) увеличение количества мероприятий, направленных на укрепление традиционных ценностей, противодействие деструктивной идеологии, гражданско-патриотическое воспитание, защиту исторической правды;
2) проведение на базе учреждений культуры встреч детей и молодежи с военнослужащими, военными корреспондентами и лидерами общественного мнения в целях противодействия распространению националистических взглядов и деструктивной идеологии;
3) организация в музеях, культурно-досуговых учреждениях постоянных экспозиций, посвященных героическим подвигам многонационального народа России в борьбе с фашизмом в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и неонацизмом в настоящее время, а также тематических интерактивных экскурсий для детей и молодежи;
4) организация в учреждениях культуры тематических пространств (уголков), посвященных противодействию деструктивной идеологии, в том числе неонацизму, а также укреплению традиционных ценностей.
Также приоритетной задачей является взаимодействие между исполнительными органами государственной власти Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, институтами гражданского общества в целях проведения мероприятий, направленных на сохранение и укрепление традиционных ценностей на территории Свердловской области.
13. Реализация программы социальной поддержки молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры "Пушкинская карта"
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2021 N 1521 "О социальной поддержке молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.10.2021 N 2816-р Свердловская область реализует федеральную программу социальной поддержки молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры "Пушкинская карта" (далее - программа "Пушкинская карта"). По состоянию на 1 июля 2024 года процент участников - целевой аудитории (молодежи) программы "Пушкинская карта" от числа потенциальных участников (404 829 человек) составил 66,4%.
На этапе запуска программы "Пушкинская карта" в Свердловской области по состоянию на 1 сентября 2021 года в нее входило 14 организаций - участников из 2 муниципальных образований. По мере реализации программы "Пушкинская карта" к 1 января 2022 года участниками программы стало 83 организации из 25 муниципальных образований, к 1 января 2023 года - 444 организации из 52 муниципальных образований, к 1 января 2024 года - 1271 организация из 79 муниципальных образований и к 1 июля 2024 года число организаций - участников программы "Пушкинская карта" на территории Свердловской области достигло 1299 из 80 муниципальных образований.
Программа "Пушкинская карта" в Свердловской области востребована в крупных городах и в маленьких селах, мероприятия по данной программе предлагают театры и концертные организации, музеи и библиотеки, дома культуры, школы искусств и кинотеатры.
Приложение N 2
к Стратегии реализации
государственной культурной
политики в Свердловской области
на период до 2035 года
Обеспеченность
Свердловской области организациями культуры (соответствие их социальным нормативам и нормам), процентов
Приложение N 3
к Стратегии реализации
государственной культурной
политики в Свердловской области
на период до 2035 года
Обеспеченность
Свердловской области кинозалами
Приложение N 4
к Стратегии реализации
государственной культурной
политики в Свердловской области
на период до 2035 года
Обеспеченность
Свердловской области парками культуры и отдыха
Бисертский муниципальный округ Свердловской области, муниципальный округ Нижняя Салда Свердловской области и Таборинское сельское поселение Таборинского муниципального района Свердловской области обеспечены на 100% (по нормативу не требуется).
<< Приложение N 3 |
Приложение >> N 5 |
|
Содержание Постановление Правительства Свердловской области от 20 февраля 2025 г. N 110-ПП "О внесении изменений в Стратегию реализации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.