04 июля 2013 г. |
Дело N А26-8243/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В.,
при участии от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костомукша Республики Карелия Кочеткова А.Н. (доверенность от 03.12.2012 N 19049),
рассмотрев 03.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Карельский окатыш" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.12.2012 (судья Цыба И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Третьякова Н.О.) по делу N А26-8243/2012,
установил:
Открытое акционерное общество "Карельский окатыш", место нахождения: 186930, Республика Карелия, г. Костомукша, ул. Звездная, д. 52, ОГРН 1021000879316 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костомукша Республики Карелия (далее - Фонд) о признании недействительным решения от 07.08.2012 N 15 в части доначисления страховых взносов в сумме 939 751 руб. 17 коп., в том числе на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 666 168 руб. 36 коп., на накопительную часть пенсии в сумме 119 475 руб. 71 коп., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 93 672 руб. 94 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 60 434 руб. 16 коп., а также соответствующих пеней и штрафов.
Решением суда первой инстанции от 10.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 11.03.2013 решение суда первой инстанции изменено, заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным решения Фонда по эпизоду доначисления страховых взносов, соответствующих пеней и штрафа на сумму среднего заработка работников за дополнительные выходные, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами за 2011 год в размере 334 341 руб. 31 коп. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неверное применение судами норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, выплаты работникам-донорам и работникам, проходившим военные сборы, нельзя признавать объектом обложения страховыми взносами как выплаты, начисленные в рамках трудовых отношений.
В судебном заседании представитель Фонда отклонил доводы кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представителей в суд не направило, в связи с этим жалоба рассмотрена без их участия.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "Карельский окатыш" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1021000879316 и является страхователем в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Фондом проведена выездная проверка Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В ходе проверки установлено, что Обществом не включены в базу для начисления страховых взносов ряд сумм, в том числе:
- за 2011 год: 1 567 158 руб. 06 коп. - сумма среднего заработка, выплаченного работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха;
- за 2011 год: 10 449 руб. 60 коп. - сумма среднего заработка, выплаченного работникам в период прохождения ими военных сборов;
- за 2011 год: 334 341 руб. 31 коп. - сумма среднего заработка, выплаченного работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами;
- за 2011 год: 1 109 759 руб. - сумма среднего заработка, выплаченного работникам за время исполнения ими государственных или общественных обязанностей;
По итогам проверки Фондом составлен акт от 27.06.2012 N 35 и принято решение от 07.08.2012 N 15 (л.д. 27-31), которым Обществу доначислены страховые взносы в сумме 1 457 316 руб. 10 коп., в том числе на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 1 055 079 руб. 57 коп., на накопительную часть пенсии в сумме 174 136 руб. 98 коп., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 126 245 руб. 74 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 101 853 руб. 81 коп., начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 215 225 руб. 45 коп., в том числе на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии в сумме 156 318 руб. 90 коп., на накопительную часть пенсии в сумме 25 774 руб. 12 коп., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 17 675 руб. 24 коп., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 15 457 руб. 19 коп., Общество привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату страховых взносов в виде штрафа в сумме 291 463 руб. 22 коп.
Полагая, что решение Фонда в части доначисления страховых взносов за 2011 год на суммы среднего заработка, выплаченного работникам - донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха; суммы среднего заработка, выплаченного работникам в период прохождения ими военных сборов; суммы среднего заработка, выплаченного работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, а также соответствующих пеней и штрафа не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Фонда в указанной части.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что статья 9 Закона 212-ФЗ содержит исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции в части доначисления страховых взносов на сумму среднего заработка работников за дополнительные выходные, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, посчитав, что поскольку оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами не является вознаграждением за труд, а является по существу гарантированной государством компенсацией лицам, исполняющим семейные обязанности, эти выплаты на основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами.
Фонд не обжалует постановление апелляционного суда в кассационном порядке.
В кассационной жалобе Общество не согласно с выводами судов обеих инстанций относительно обложения страховыми взносами выплат работникам-донорам и работникам, проходившим военные сборы.
Отказывая в удовлетворении заявления в части признания недействительным решения Фонда по эпизоду доначисления страховых взносов, соответствующих пеней и штрафа на сумму выплат работникам-донорам, суды обеих инстанций исходили из того, что выплаты в размере среднего заработка работникам - донорам за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставляемые в связи этим дни отдыха работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
Согласно статье 168 Трудового кодекса Российской Федерации работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.
Законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата.
Объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов установлены статьями 7 и 8 Закона N 212-ФЗ.
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определен статьей 9 Закона N 212-ФЗ.
Спорные выплаты в этот перечень не включены.
На основании указанных норм суды пришли к выводу об отсутствии у Общества оснований для не включения в облагаемую базу по страховым взносам указанных выплат работникам-донорам.
Выводы судов не противоречат правовой позиции, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 13.09.2011 N 4922/11.
При этом суд кассационной инстанции отклоняет ссылку подателя жалобы на ошибочное применение судами правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2011 N 4922/11, мотивированную тем, что рассматриваемый спор не касается вопросов применения положений Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Отказывая в удовлетворении требования в части признания недействительным решения Фонда по эпизоду доначисления страховых взносов, соответствующих пеней и штрафа на сумму выплат работникам, проходившим военные сборы, суды также исходили из того, что перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен статьей 9 Закона N 212-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающего гражданина на военных сборах, в указанном перечне не поименован. Следовательно, средний заработок, выплачиваемый в период прохождения военных сборов, облагается страховыми взносами.
Отклоняя доводы Общества, суд первой инстанции правомерно принял во внимание следующее.
В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) определено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.
При этом согласно пункту 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация данных расходов согласно пункту 2 указанных Правил осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются, а средний заработок, выплачиваемый в период прохождения военных сборов, облагается страховыми взносами.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 по делу N А26-8243/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Карельский окатыш" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Карельский окатыш" из федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 29.04.2013 N 8844.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.