Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Г
(справочное)
Пример
проверочного расчета общего модуля упругости дорожной одежды на поверхности, совпадающей с низом штрабы линейного весоизмерительного устройства
Необходимо выполнить проверку дорожной одежды на обеспеченность общего модуля упругости на поверхности, совпадающей с низу штрабы линейного весоизмерительного устройства дорожной одежды не менее 325 МПа для капитальной дорожной одежды на участке автомобильной дороги III категории с АПВГК.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
Г.1.2 Исходные данные:
а) область проектирования - Московская область;
б) ДКЗ - II 1;
в) тип дорожной одежды - капитальный;
г) количество расчетных дней - Т ргд = 125 дней;
д) срок службы дорожной одежды - 24 года;
е) тип нормативной нагрузки - А-11,5;
ж) требуемый общий модуль упругости на поверхности конструкции дорожной одежды Е общ = 602 МПа;
з) суммарное количество приложений приведенной расчетной нагрузки для корректировки температур (рассчитано) по приложению Б ГОСТ Р 71404-2024:
- для ВСО N p = 13 781 925 ед.;
- для НСП N p = 5 680 091 ед.;
и) прогнозируемая средняя скорость потока - более 70 км/ч;
к) глубина штрабы линейного весоизмерительного устройства - 7 см;
л) исходная конструкция дорожной одежды, рассчитана для участка дороги с АПВГК по методике ГОСТ Р 71404 с учетом дополнительного коэффициента прочности настоящего ГОСТ Р для АПВГК - К д = 1,3 (рисунок Г.1).
Г.1.3 При расчете модуля упругости в жаркий летний период на поверхности, совпадающей с низом штрабы конструкции, не учитывается толщина, равная толщине весоизмерительного датчика. Глубина штрабы - 7 см (исх. данные), то есть для заданной конструкции не учитывается ВСП на всю толщину, т.к. глубина штрабы равна 7 см.
Г.1.4 Модули упругости асфальтобетонных слоев определяют для максимальной расчетной температуры слоев асфальтобетона. Для этого выполняют расчет максимальной летней температуры слоев по 5.4 ГОСТ Р 71009-2023:
- НСП на глубине 70 мм: Т(Н) 98 = 52,1 - 6,2 = 45,9 °С;
- ВСО на глубине 140 мм: Т(Н) 98 = 52,1 - 9,3 = 42,8 °С.
Максимальную температуру корректируют по 5.5 ГОСТ Р 71009-2023:
- НСП: ТК 98 = 45,9 + 15,5 = 61,4 °С > 50 °С,
- ВСО: ТК 98 = 42,8 + 15,5 = 58,3 °С > 50 °С.
Модуль упругости асфальтобетонных слоев назначают по таблице Г.4 ГОСТ Р 71404 для максимальной температуры + 50 °С для НСП - 450 МПа, для ВСО - 400 МПа.
Г.1.5 Выполняют расчет общего модуля упругости дорожной одежды на поверхности, совпадающей с низом штрабы (в данном примере совпадает с поверхностью нижнего слоя покрытия) по 9.3.3 ГОСТ Р 71404 с учетом модулей упругости асфальтобетонных слоев в жаркий летний период. Результаты расчета приведены на рисунке Г.2.
На поверхности, совпадающей с низом штрабы (рисунок Г.2) модуль упругости равен 304 МПа. Так как, 304 МПа < 325 МПа, то данная конструкция не удовлетворяет требованиям 8.4.3 настоящего ГОСТ Р и ее необходимо корректировать.
Наименование слоев и материалов конструкции дорожной одежды |
Схема конструкции дорожной одежды. Толщина, см |
Общий модуль упругости на поверхности слоёв, МПа |
Расчетные модули упругости при температуре 10 °С, МПа |
Запас прочности по критериям расчета |
1. Конструктивный слой N 1 - SMA-16 по ГОСТ Р 58401.2 на битумном вяжущем PG 70-34 по ГОСТ Р 58400.1 |
|
Епов = 625 |
Еупр = 3700 |
Упругий прогиб 4 % |
2. Конструктивный слой N 2 - Асфальтобетон SP-22 по ГОСТ Р 58401.1 на битумном вяжущем PG 64-28 по ГОСТ Р 58400.1 |
Епов = 557 |
Еупр = 4100 |
- |
|
3. Конструктивный слой N 3 - Асфальтобетон SP-22 по ГОСТ Р 58401.1 на битумном вяжущем PG 64-28 по ГОСТ Р 58400.1 |
Епов = 411 |
Еупр = 3150 |
Сопротивление при изгибе 0 % |
|
4. Конструктивный слой N 4 - Щебёночно-гравийно-песчаные смеси, обработанные неорганическими вяжущими по ГОСТ Р 70455, по прочности соответствующие марке 60 |
Епов = 261 |
Еупр = 800 |
- |
|
5. Конструктивный слой N 5 - Щебёночно-песчаные смеси, для основания по ГОСТ Р 70458, при максимальном размере зёрен 0-63 мм |
Епов = 146 |
Еупр = 275 |
- |
|
6. Конструктивный слой N 6 - Песок средней крупности, с содержанием пылевато-глинистой фракции 5 % |
Епов = 96 |
Еупр = 120 |
Сдвигоустойчивость в дополнительном слое основания 28 % |
|
Грунт замены рабочего слоя земляного полотна - Лёгкая крупная песчанистая супесь |
Епов = 65 |
Еупр = 65 |
Сдвигоустойчивость в грунте рабочего слоя 144 % |
Рисунок Г.1 - Конструкция дорожной одежды на участке автомобильной дороги с АПВГК до проверочного расчета на обеспечение прочности линейных весоизмерительных устройств в жаркий летний период
Наименование слоев и материалов конструкции дорожной одежды |
Схема конструкции дорожной одежды. Толщина, см |
Общий модуль упругости на поверхности слоев, МПа |
Расчетные модули упругости в жаркий летний период, МПа |
1. Конструктивный слой N 1 - Асфальтобетон SP-22 по ГОСТ Р 58401.1 на битумном вяжущем PG 64-28 по ГОСТ Р 58400.1 |
|
Епов = 304 |
Еупр = 450 |
2. Конструктивный слой N 2 - Асфальтобетон SP-22 по ГОСТ Р 58401.1 на битумном вяжущем PG 64-28 по ГОСТ Р 58400.1 |
Епов = 284 |
Еупр = 400 |
|
3. Конструктивный слой N 3 - Щебёночно-гравийно-песчаные смеси, обработанные неорганическими вяжущими по ГОСТ Р 70455, по прочности соответствующие марке 60 |
Епов = 261 |
Еупр = 800 |
|
4. Конструктивный слой N 4 - Щебёночно-песчаные смеси, для основания по ГОСТ Р 70458, при максимальном размере зёрен 0-63 мм |
Епов = 146 |
Еупр = 275 |
|
5. Конструктивный слой N 5 - Песок средней крупности, с содержанием пылевато-глинистой фракции 5 % |
Епов = 96 |
Еупр = 120 |
|
Грунт замены рабочего слоя земляного полотна - Лёгкая крупная песчанистая супесь |
Епов = 65 |
Еупр = 65 |
Рисунок Г.2 - Расчет конструкции дорожной одежды для определения модуля упругости в жаркий летний период на поверхности, совпадающей с низом штрабы
Г.1.6 Так как рекомендуемые значения таблицы 7 к общему модулю упругости основания под асфальтобетонными слоями не получены (261 МПа < 285 МПа), то следует выполнять корректировку одновременно слоев основания и усиление вышележащего асфальтобетонного слоя.
Г.1.7 Результаты расчета откорректированной конструкции дорожной одежды представлены на рисунке Г.3.
Расчетный модуль упругости асфальтобетона верхнего слоя основания составит 400 МПа, следовательно, условие 6.7 ГОСТ Р 71404-2024 выполнено (400 МПа > 285 МПа). Аналогично, условие 6.7 ГОСТ Р 71404-2024 выполняется и в слоях покрытия. Рекомендуемые значения таблицы 7 тоже получены (289 МПа > 285 МПа).
Модуль упругости на поверхности, совпадающей с низом штрабы конструкции, на рисунке Г.3 равен 325 МПа, что соответствует минимальному требуемому.
Г.1.8 Далее, откорректированную конструкцию дорожной одежды необходимо рассчитать по методике ГОСТ Р 71404 при температуре асфальтобетонных слоев 10 °С. Результаты расчета дорожной одежды приведены на рисунке Г.4.
Таким образом, после корректировки, конструкция дорожной одежды Г.4 для участка автомобильный дороги с АПВГК, рассчитанная по методике ГОСТ Р 71404, удовлетворяет всем критериям прочности, а также обеспечивает требуемый модуль упругости в жаркий летний период на поверхности, совпадающей с низом штрабы.
Наименование слоев и материалов конструкции дорожной одежды |
Схема конструкции дорожной одежды. Толщина, см |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.