23 сентября 2014 г. |
Дело N А56-75603/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Грачевой И.Л., Кадулина А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "СКЕЙ" Румянцева О.С. (доверенность от 09.09.2014), Кереселидзе Г.В. (доверенность от 09.01.2014), Родионовой О.В. (доверенность от 10.03.2014), от федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Тверского Д.Э. (доверенность от 04.06.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СКЕЙ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2014 (судья Воробьева Ю.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014 (судьи Горбик В.М., Полубехина Н.С., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-75603/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СКЕЙ", место нахождения: 188340, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, д. Большие Тайцы, Санаторская ул., д. 41А, корп. 3, ОГРН 1137847231059, ИНН 7840490868 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757 (далее - Кадастровая палата), по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 64 045 кв. м с кадастровым номером 47:23:0233001:327, с разрешенным использованием "коммунально-складские и производственные предприятия V класса вредности различного профиля", расположенного по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, вблизи д. Большие Тайцы, уч. 36; обязании Кадастровой палаты внести сведения в государственный кадастр недвижимости об удельном показателе кадастровой стоимости принадлежащего Обществу на праве собственности названного земельного участка в размере 758,12 руб./кв. м с момента изменения вида разрешенного использования, что составляет 48 553 795,4 руб.
Решением от 26.02.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, из кадастрового номера земельного участка следует, что земельный участок находится в границах Таицкого городского поселения в кадастровом квартале, для земельных участков в котором удельный показатель кадастровой стоимости установлен в размере 758,12 руб./кв. м.
В судебном заседании представители Общества поддержали кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Кадастровой палаты против удовлетворения жалобы возражал, ссылаясь на отсутствие сведений о границах Таицкого городского поселения и возможности в связи с этим сопоставить границы земельного участка с границами населенного пункта.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 64 045 кв. м с кадастровым номером 47:23:0233001:327, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Гатчинский р-н, вблизи д. Большие Тайцы, уч. 36, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.08.2013.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 08.10.2013 земельный участок с указанным кадастровым номером площадью 64 045 кв. м +/- 177 кв. м расположен в кадастровом квартале с номером 47:23:0233001, поставлен на государственный кадастровый учет 16.09.2009, относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование "коммунально-складские и производственные предприятия V класса вредности различного профиля", кадастровая стоимость земельного участка составляет 124 700 738,6 руб. При расчете кадастровой стоимости применено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости для земельных участков, расположенных в деревне Большие Тайцы, в размере 1947,08 руб./кв. м.
Общество, считая, что к принадлежащему ему земельному участку подлежит применению удельный показатель в размере 758,12 руб./кв. м, установленном для участков, расположенных в Таицком городском поселении, к которому относится соответствующий кадастровый квартал, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в первоначальной редакции с учетом дополнения, внесенного Федеральным законом от 21.07.2005 N 111-ФЗ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, когда определяется рыночная стоимость земельного участка. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила). Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Во исполнение пункта 11 Правил приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания). В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется в разрезе видов разрешенного использования.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 356 (в редакции постановления от 19.03.2009 N 63) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области по состоянию на 01.01.2007 согласно приложению.
В приложении приведены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков по кадастровым кварталам/населенным пунктам соответствующих муниципальных районов для каждого вида разрешенного использования. При этом для городского поселения Тайцы Гатчинского муниципального района средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков установлены по кадастровым кварталам, а для остальных населенных пунктов, в том числе деревни Большие Тайцы - без указания кадастровых кварталов.
Как утверждает Общество, принадлежащий ему земельный участок расположен в кадастровом квартале, относящемся к Таицкому городскому поселению, в связи с чем при определении кадастровой стоимости земельного участка подлежало применению среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в этом кадастровом квартале, а не в деревне Большие Тайцы.
Суды, отклоняя доводы Общества, указали, что номер кадастрового квартала не относится к индивидуализирующим характеристикам объекта недвижимости, исходили из присвоенного земельному участку адреса и отсутствия доказательств того, что спорный земельный участок относится к городскому поселению Тайцы.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно пункту 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Границы населенных пунктов устанавливаются или изменяются в порядке, определенном статьей 84 названного Кодекса, согласно которой, а также статьям 18, 19, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы населенных пунктов отображаются в документах территориального планирования муниципальных образований - схеме территориального планирования муниципального района и генеральных планах поселений.
Названные документы, а также доказательства их наличия в деле отсутствуют. В то же время в деле имеется заключение администрации Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 09.08.2013 (лист дела 35) о том, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования Таицкое городское поселение Гатчинского муниципального района Ленинградской области, утвержденным решением Совета депутатов от 30.01.2013 N 9, принадлежащий Обществу земельный участок относится к производственной зоне ПК-1.
Представитель Кадастровой палаты, возражая против заявленных требований, в судебном заседании пояснил, что для земельного участка Общества было применено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости, установленное для земельных участков в деревне Большие Тайцы, ввиду отсутствия у кадастрового органа сведений о границах населенного пункта и невозможности сопоставить границы земельного участка с границами населенного пункта. При этом представитель заинтересованного лица не отрицал, что деревня Большие Тайцы находится в непосредственной близи от городского поселения Тайцы, а границы кадастрового квартала могут не совпадать с границами населенного пункта.
В силу статьи 65, части пятой статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, суды без исследования документов территориального планирования, в нарушение приведенных выше процессуальных норм фактически возложили на заявителя бремя доказывания расположения принадлежащего ему земельного участка в границах населенного пункта городское поселение Тайцы, в то время как Кадастровая палата должна была представить однозначные доказательства нахождения спорного земельного участка в населенном пункте деревня Большие Тайцы и наличия оснований для применения среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости, равного 1947,08 руб./кв. м, установленного для земельных участков в деревне Большие Тайцы. Непредставление органами местного самоуправления кадастровому органу сведений о границах населенного пункта не должно влечь для правообладателей земельных участков негативные последствия, связанные с неопределенностью отнесения земельного участка к тому или иному населенному пункту.
С учетом изложенного вывод судов об отказе в удовлетворении требований Общества нельзя признать соответствующим имеющимся в деле доказательствам и нормам права, в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение. При повторном рассмотрении дела суду следует на основании относимых и допустимых доказательств установить, в границах какого населенного пункта расположен принадлежащий Обществу земельный участок; при необходимости привлечь к участию в деле соответствующее муниципальное образование; по результатам установленных обстоятельств разрешить спор, а также распределить судебные расходы по настоящей кассационной жалобе.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 2000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1000 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 01.07.2014 N 165.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.02.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014 по делу N А56-75603/2013 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "СКЕЙ", место нахождения: 188340, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, д. Большие Тайцы, Санаторская ул., д. 41А, корп. 3, ОГРН 1137847231059, ИНН 7840490868, из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.