Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Департамента образования
и науки города Севастополя
от 18.02.2025 N 184-П
Стандарт "Подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (воспитанников) в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на деятельность по подготовке к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пребывающих в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно - дети-сироты, организация для детей-сирот).
Настоящий стандарт устанавливает порядок, условия и содержание деятельности по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни, включающей обучение реализации и защите детьми своих прав и законных интересов, исполнению обязанностей, совершению юридически значимых действий, а также помощь в социальной адаптации, осуществляемой организациями для детей-сирот посредством вовлечения детей в процессы самообслуживания, оказания им консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, обеспечения получения ими образования и трудоустройства, защиты прав и законных интересов, представительства детей в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях.
Деятельность по подготовке осуществляется в отношении детей - сирот, находящихся под надзором в организации для детей-сирот, в том числе:
имеющих недостатки в психическом и (или) физическом развитии (далее - детей с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ),
являющихся инвалидами,
с социально значимыми заболеваниями и (или) страдающими заболеваниями, представляющими опасность для окружающих,
с нарушениями интеллектуального развития,
с психическими расстройствами.
Деятельность по подготовке осуществляется также в отношении детей, временно помещенных в организацию для детей-сирот по заявлению родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в случаях, предусмотренных законом, с учетом условий соглашения, заключенного между законными представителями, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации.
2. Термины и определения
Для целей настоящего стандарта применяются следующие термины и определения:
Воспитанники организации для детей-сирот - дети, помещенные под надзор в организацию для детей-сирот, на основании акта органа опеки и попечительства, а также дети, временно помещенные в организацию для детей-сирот на основании трехстороннего соглашения, заключенного между законными представителями, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот.
Этап подготовки к выпуску из организации для детей-сирот - период, в течение которого в отношении воспитанников организации осуществляется деятельность по подготовке к выпуску. Согласно настоящему Стандарту, указанный период относится ко времени с достижения несовершеннолетним 14-летнего возраста и до окончания пребывания в организации для детей-сирот.
Подготовка к самостоятельной жизни - процесс формирования у воспитанников готовности преодолевать возможные трудности в решении возникающих социальных проблем, ответственного отношения к своей жизни и приобретения ими социальных и бытовых навыков, необходимых для самостоятельного проживания.
Социальная адаптация - непрерывный, специально организованный процесс привыкания ребенка к социальному окружению (внутреннему и внешнему) через усвоение определенных норм и правил поведения, общения, установленных в организации для детей-сирот и в обществе с учетом обеспечения в организации условий социальной интеграции и инклюзивности, соблюдения высоких этических норм и уважения, защищаемых на государственном уровне традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Готовность к самостоятельной жизни - многомерный комплексный параметр, с помощью которого определяется степень формирования у воспитанника устойчивых социально-психологических особенностей, позволяющих успешно реализовать самостоятельную жизнедеятельность вне организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая определение способности и приобретенных воспитанником навыков преодолевать возможные трудности в решении возникающих социальных проблем, ответственно относиться к своей жизни, самостоятельно проживать.
Деятельность по подготовке к самостоятельной жизни - комплекс мер, включающий обучение реализации и защите детьми своих прав и законных интересов, исполнению обязанностей, совершению юридически значимых действий, а также помощь в социальной адаптации, осуществляемый организациями для детей-сирот посредством вовлечения детей в процессы самообслуживания, оказания им консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи, обеспечения получения ими образования и трудоустройства, защиты прав и законных интересов, представительства детей в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях.
Деятельность по подготовке к самостоятельной жизни осуществляется на этапе подготовки воспитанников к выпуску из организации для детей-сирот.
Наставник (внешний) - доброволец (волонтер), готовый взаимодействовать с воспитанником на регулярной основе в течение продолжительного времени (не менее одного года) по вопросам подготовки к самостоятельной жизни на этапе выпуска из организации. Наставник (внешний) относится к дополнительным элементам подготовки выпускника.
Формирование пары "наставник - воспитанник" осуществляется только с согласия воспитанника. Наставник своей деятельностью не подменяет функционал педагогических работников организаций. В качестве наставника (внешнего) также могут выступать выпускники организаций для детей-сирот, а также иные лица, занимающиеся добровольческой (волонтерской) деятельностью в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве).
3. Порядок и условия деятельности по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни
3.1. Организации, осуществляющие подготовку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни
К организациям, осуществляющим подготовку детей-сирот к самостоятельной жизни относятся организации для детей-сирот - образовательные организации, медицинские организаций, организации, оказывающие социальные услуги, в которые временно помещаются под надзор дети-сироты,
К организации и проведению подготовки к самостоятельной жизни могут привлекаться некоммерческие организации, деятельность которых направлена на защиту прав и законных интересов детей-сирот, и предоставление услуг в сфере подготовки их к самостоятельной жизни на условиях и в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации с учетом требований обеспечения инклюзивности и социальной интеграции в отношении воспитанников.
а) Цель и задачи Стандарта подготовки воспитанников к самостоятельной жизни.
Целью настоящего Стандарта подготовки воспитанников к самостоятельной жизни является определение содержания деятельности по подготовке воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни и требований к условиям ее реализации. Задачи по реализации цели Стандарта подготовки воспитанников к самостоятельной жизни: формирование единых требований для всех типов организаций для детей-сирот по осуществлению деятельности по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.
б) Срок и периодичность осуществления деятельности по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.
Осуществление деятельности по подготовке к самостоятельной жизни начинается с достижения воспитанника организации для детей-сирот возраста 14-лет либо, если ребенок старшего возраста, с момента его поступления в организацию. Продолжительность подготовки определяется, как правило, возрастом наступления совершеннолетия, по достижении которого воспитанник прекращает пребывание в организации.
Завершение подготовки может наступить до наступления совершеннолетия ребенка, если ребенок, находящийся в организации под надзором, выбывает из организации по причине устройства в замещающую семью, возвращения в кровную семью, поступления в образовательную организацию или по иным основаниям достижения совершеннолетия ранее 18-летнего возраста, в частности, при вступлении в брак или эмансипации.
Периодичность подготовки определяется условиями программы подготовки к самостоятельной жизни и индивидуальным планом развития и жизнеустройства (далее - ИПРЖУ).
3.2. Порядок включения воспитанников в подготовку к самостоятельной жизни
3.2.1. Наступление 14-летнего возраста у воспитанника является основанием для включения его в реализацию комплекса мер, направленных на подготовку к самостоятельной жизни.
3.2.2. Руководитель организации для детей-сирот издает локальный акт: о включении в группу уже проходящих подготовку к выпуску воспитанников; о подготовке пакета юридических документов; о внесении изменений в ИПРЖУ с учетом мероприятий, согласующихся с Программой; о проведении социально-психологического обследования воспитанника; о закреплении индивидуального куратора (наставника), обеспечивающего индивидуализацию подготовки воспитанника.
3.2.3. Воспитанника информируют о цели и задачах подготовки к самостоятельной жизни и комплексе мер, включенных в подготовку. Также, воспитанника информируют о графике и месте проведения занятий по Программе.
3.2.4. За воспитанником закрепляется наставник для индивидуальной работы по ИПРЖУ в период подготовки к самостоятельной жизни. ИПРЖУ во взаимодействии наставника и воспитанника корректируется с учетом направлений подготовки и индивидуальных потребностей воспитанника, а также с учетом мнения воспитанника (принцип содействия).
3.2.5. Подготовка пакета юридических документов осуществляется во взаимодействии с воспитанником и основана на принципах содействия и своевременности.
3.2.6. Социально психологическое обследование воспитанника проводится с целью составления предварительного прогноза и выявления мишеней подготовки к самостоятельной жизни.
3.3. Кадры, обеспечивающие деятельность по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни
3.3.1. Специалисты, обеспечивающие деятельность по подготовке к самостоятельной жизни, обладают компетенциями для помощи в социальной адаптации детей-сирот, в том числе в осуществлении мер по защите их прав и законных интересов, по направлениям деятельности, определенным настоящим стандартом, а именно, реализации программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, подготовки пакета юридических 17 документов, реализации ИПРЖУ, проведении социально-психологического обследования для определения уровня готовности к самостоятельной жизни.
3.3.2. Кадровое обеспечение программы обеспечивают специалисты: педагог дополнительного образования, а также воспитатели, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, врач-педиатр, социальный педагог, специалист-реабилитолог, специалист по социальной работе и другие.
К деятельности по подготовке привлекаются специалисты с базовым образованием и (или) прошедшие специальную подготовку, соответствующую направлению программы подготовки воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни и (или) проведению социально-психологического обследования.
3.3.3. Привлекаемый к подготовке воспитанника наставник (индивидуальный куратор) относится к числу педагогических работников организации для детей-сирот.
3.3.4. Специалисты, обеспечивающие деятельность по подготовке воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни должны поддерживать квалификацию на высоком уровне периодической учебой на курсах переподготовки и повышения квалификации, включая вопросы правовой, финансовой, психологической, педагогической, социальной грамотности, медиации, выхода из кризисных ситуаций, а также использовать другие формы профессионального развития, включая самообразование.
3.3.5. Взаимодействие организации для детей-сирот с негосударственными некоммерческими, в том числе общественными и религиозными организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами - добровольцами (волонтерами), осуществляется в целях реализации отдельных мероприятий, направленн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.