Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 25.02.2025 N 108
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 06.02.2013 N 49
Государственная программа Республики Бурятия "Развитие образования и науки"
I. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Государственной программы Республики Бурятия "Развитие образования и науки"
1. Оценка текущего состояния сферы образования Республики Бурятия
1.1. Дошкольное образование
В Республике Бурятия сеть образовательных организаций, реализующих программу дошкольного образования на 01.01.2024 включает 328 муниципальных дошкольных образовательных организаций, 2 федеральных дошкольных учреждения, 45 частных дошкольных образовательных организаций и 112 общеобразовательных организаций, в которых функционируют дошкольные группы. Всего дошкольным образованием охвачено 55,7 тыс. детей.
Основным направлением республиканской политики в данной сфере является обеспечение доступного и качественного дошкольного образования, равных стартовых возможностей для поступления в школу независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для сохранения 100% доступности дошкольного образования в республике предпринимаются следующие мероприятия:
- продолжаются мероприятия по созданию мест в детских садах и поддержке развития вариативных форм по предоставлению услуг в дошкольном образовании (семейные группы, группы кратковременного пребывания, консультационные центры и т.п.);
- внедрение механизмов государственно-частного партнерства.
В целях обеспечения повышения доступности дошкольного образования в рамках федерального проекта "Содействие занятости", входящего в национальный проект "Демография" в Республике Бурятия с 2020 года реализуются мероприятия по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в частных дошкольных учреждениях.
Продолжается региональная поддержка развития вариативных форм дошкольного образования в форме предоставления республиканских субсидий на софинансирование мероприятий по оказанию услуг по осуществлению присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, а также на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр и игрушек в соответствии Порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета частным образовательным организациям, индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.06.2021 N 290 и Порядком предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия на софинансирование мероприятий по оказанию услуг частными дошкольными образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями в целях создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, утвержденным настоящим постановлением.
Субсидии предоставляются также в целях выравнивания стоимости услуг в частных детских садах на уровне нормативов муниципальных дошкольных образовательных организаций.
В целях достижения 100% доступности дошкольного образования в Республике Бурятия за период 2019 - 2023 годы построено 35 детских садов на 7780 мест для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.
В 2024 году построено 4 детских сада на 380 мест. До конца текущего года в республике планируется завершение строительства еще 4 детских садов на 580 мест, в том числе: на 150 мест в поселке городского типа Наушки Кяхтинского района в рамках сотрудничества с ОАО "Российские железные дороги", на 50 мест в селе Цагатуй Джидинского района в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", на 380 мест в рамках Комплекса мер, направленного на обеспечение 100% доступности дошкольного образования (на 100 мест в селе Иволгинск Иволгинского района и на 280 мест в г. Северобайкальск).
1.2. Общее и дополнительное образование
На начало 2024/2025 учебного года по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования обучались 145060 человека. Во 2-ю смену обучались 42163 человека (28% от общего числа обучающихся).
В настоящее время функционируют 465 государственных и муниципальных общеобразовательных организаций. В две смены организован учебный процесс в 110 общеобразовательных организациях (23,5% от общего числа государственных и муниципальных общеобразовательных организаций).
Всего за период 2019 - 2024 годы построено 31 школа на 10 121 ученических мест.
В 2024 году введены в эксплуатацию 2 школы: на 176 мест в селе Кижинга, Кижингинского района и на 176 мест в селе Хоринск, Хоринского района.
Дополнительное образование детей в регионе - это сложившаяся устойчивая образовательная система, направленная на всестороннее развитие детей и подростков, их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности, на создание условий для развития творческих способностей детей с особыми образовательными потребностями.
По состоянию на 01.01.2024 на территории Республики Бурятия функционирует 180 организаций дополнительного образования, в том числе 74 организации в сфере "Образование", 46 организаций в сфере "Культура" - детские школы искусств, 35 организаций в сфере "Спорт" - спортивные школы, 25 частных организаций.
В 2024 году полномочия по организации отдыха детей и их оздоровлению перешли в ведение Министерства образования и науки Республики Бурятия.
В республиканский реестр лагерей включено 420 организаций.
- 326 лагерей дневного пребывания;
- 54 лагеря труда и отдыха;
- 27 загородных стационарных лагеря;
- 9 лагерей палаточного типа;
- 4 санаторно-оздоровительных лагеря.
В рамках федерального проекта "Создание условий для обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, в 2024 году реализован проект по строительству двух быстровозводимых корпусов вместимостью 98 детей в детском центре "Дружба". В 2025 году в рамках программы выделено финансирование в размере 23,5 млн. на капитальный ремонт столовой и медицинского пункта в ДОЛ "Орленок" Кабанского района.
За 2024 год в лагерях республики оздоровилось 38 231 детей, что составило 26,66% из 143 400 детей в возрасте от 7 до 15 лет.
В соответствии с заключенными контрактами с 4 санаторно-оздоровительными учреждениями ("Родник", "Байкальский бор", "Солнечный", "Подлеморье") фактический охват отдохнувших детей за 2024 год составил 4279 детей. В международный детский лагерь "Найрамдал" (Монголия) направлено 30 детей. Во Всероссийские детские центры в рамках региональных квот из республики выехало 462 ребенка.
В лагерях республики отдохнули более 10 тыс. детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (10 374 чел.), что составило 20,13% от общего количества детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (51 531 ребенок).
За летний период лагеря укомплектованы персоналом в 4077 чел. В 2024 г. прошли обучение и направлены в организации отдыха детей и их оздоровления 464 студента, прошедших подготовку по должности "вожатый".
1.3. Среднее профессиональное образование
Система среднего профессионального образования (далее СПО) Республики Бурятия состоит из 31 профессиональной образовательной организации, из них 20 учреждений находятся в ведомственном подчинении Министерства образования и науки Республики Бурятия, 2 учреждения подведомственны Министерству культуры Республики Бурятия и 2 Министерству здравоохранения Республики Бурятия, 2 негосударственных учреждения и 5 структурных подразделений учреждений высшего образования.
В 2023 году выпуск учреждений среднего профессионального образования составил более шести тысяч человек. Прогнозируемый показатель трудоустройства составил 67,47% с учетом выпускников, призванных в ряды Российской Армии. Учитывая, что показатель трудоустройства выпускников учреждений СПО является индикатором качества подготовки кадров и деятельности профессиональной образовательной организации в целом, одним из треков развития СПО определено содействие трудоустройству. Во всех профессиональных образовательных организациях Республики Бурятия функционируют "Центры содействия трудоустройству выпускников", которые оказывают содействие в трудоустройстве выпускникам, в том числе с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья. Проводятся профориентационные мероприятия, включающие оценку профессиональных навыков и способностей инвалидов и лиц с ОВЗ, а также индивидуальные консультации по выбору профессии и карьерному росту, консультации, оказывается помощь в создании портфолио и резюме, мастер-классы успешных выпускников, встречи с работодателями, экскурсии на производственные объекты, в том числе на предприятиях общепрофессиональных компетенциях.
В 2024 году выпуск составил 6237 человек.
Благодаря поддержке Правительства Республики Бурятия в части софинансирования федеральных проектов, стало возможным участие в федеральных конкурсах на предоставление федеральных субсидий. На средства грантовых проектов учреждениями СПО созданы мастерские и лаборатории, оснащенные современным оборудованием и позволяющие внедрять демонстрационный экзамен как форму государственной итоговой аттестации. С 2019 - 2024 годы открыто и функционирует 80 мастерских в подведомственных образовательных организациях по компетенциям, востребованным на рынке труда.
В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в профессиональных образовательных организациях Республики Бурятия создаются условия для обучения лиц с ОВЗ. Министерством образования и науки Республики Бурятия определены профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по программам профессионального обучения, в том числе выпускников коррекционных школ VIII вида:
1. ГБПОУ "Бурятский республиканский информационно - экономический техникум".
2. ГБПОУ "Байкальский многопрофильный колледж".
3. ГБПОУ "Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий" (Хоронхойский филиал).
4. ГАПОУ РБ "Политехнический техникум" (Каменский филиал).
5. ГАПОУ РБ "Республиканский многоуровневый колледж".
Большое внимание уделяется уровню профессионального мастерства педагогических работников. Из 1360 преподавателей и мастеров производственного обучения 135 человек получили статус эксперта с правом оценивания демонстрационного экзамена по разным компетенциям, 164 эксперта с правом проведения чемпионатов профессионального мастерства в своем регионе, 45 главных региональных экспертов и 5 экспертов национального уровня.
На сегодняшний день в Бурятии реализуются два чемпионатных движения: чемпионат профессионального мастерства для молодежи от 16 до 22 лет - "Профессионалы", чемпионат профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ОВЗ "Абилимпикс".
Первый региональный чемпионат "Профессионалы" прошел в 2023 году.
До этого, в течение 8 лет Республика Бурятия была участником Всероссийского чемпионатного движения по стандартам Ворлдскиллс. В условиях геополитической ситуации, Россия вышла из международного движения, переименовав чемпионат в "Профессионалы".
За период развития чемпионата с 2015 года по 2023 годы достигнуты значительные успехи:
- увеличилось число участников и экспертов с 70 до 673;
- расширился перечень профессиональных компетенций с 4 до 43;
- расширился состав социальных партнёров.
Координатором движения является ГБПОУ "Бурятский республиканский индустриальный техникум", на базе которого создан региональный координационный центр (далее - РКЦ).
В 2017 году на базе ГАПОУ "Бурятский республиканский информационно-экономический техникум" создан Региональный центр развития движения "Абилимпикс", который осуществляет всю организационную работу по проведению региональных чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс". А также обеспечивает участие сборной команды Республики Бурятия в Национальных чемпионатах. В копилке сборной команды Республики Бурятия, которая с 2018 года ежегодно пополняется, на сегодняшний день 19 медалей: 8 - золото, 5 - серебро, 6 - бронза.
Процедура аттестации обучающихся колледжей и техникумов, определяющая уровень владения профессиональными навыками и умениями, проводится в форме демонстрационного экзамена. С 2023 года демонстрационный экзамен проводится по двум уровням: базовому и профильному. Базовый уровень основан исключительно на требованиях ФГОС СПО, а профильный - дополнительно учитывает квалификационные требования, заявленные работодателями, заинтересованными в подготовке кадров соответствующей квалификации, а также региональную специфику предприятий. В 2024 году базовый уровень сдали 1507 студентов, профильный - 621.
Проводится постоянная работа по увеличению количества участников федерального проекта "Профессионалитет". По итогам конкурсных отборов Министерства Просвещения РФ в 2022 - 2024 годы следующие учреждения получили федеральный грант на развития кластера на сумму 100 млн руб: Государственное образовательное учреждение профессионального образования "Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта" с индустриальным партнером ОАО "РЖД", "Улан-Удэнский авиационный колледж" с индустриальным партнером АО "Улан-Удэнский авиационный завод", "Политехнический техникум" с индустриальным партнером ОАО "Селенгинский Целлюлозно-картонный комбинат", "Бурятский колледж технологий и лесопользования" с партнерами в лице ООО "Офислайн", ООО "Дорстройсервис". Разработана дорожная карта на период 2024 - 2030 годы по участию подведомственных учреждений в ФП "Профессионалитет".
Всероссийский конкурс "Мастер года" среди мастеров производственного обучения и преподавателей среднего профессионального образования начал свое движение в 2021 году. Из года в год растет число участников: 2021 г. -16 чел.; 2022 г. -19 чел.; 2023 г. - 21 чел. В 2024 году участие приняли 22 представителя профессиональных образовательных организаций, трое из них участники федерального проекта "Профессионалитет", в рамках которого и проходит конкурс "Мастер года".
Впервые в 2024 году прошел республиканский конкурс "Лучший студент профессиональной образовательной организации среднего профессионального образования Республики Бурятия". Конкурс направлен на выявление и поддержку талантливых, активных и творческих студентов. Основная цель данного конкурса - повышение социальной активности студенческой молодежи среднего профессионального образования, развития компетенций SoftSkills, выявление лидеров и активных студентов среди обучающихся образовательных учреждений СПО.
Благодаря развитию профессиональных образовательных организаций посредством продвижения вышеуказанных направлений (участие в конкурсе грантовых проектов, создание мастерских и лабораторий, подготовка экспертов, движение чемпионатных движений) престиж среднего профессионального образования повышается.
Основной целью системы среднего профессионального образования является создание эффективной модели подготовки кадров для экономики Республики Бурятия, способной гибко реагировать на вызовы и мобильно адаптироваться под экономическую ситуацию региона.
Достижение данной цели обусловлено решением следующих приоритетных задач в Республике Бурятия:
- переход на новый формат промежуточной и итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена;
- организация повышения квалификации и (или) стажировки педагогических работников региональной системы СПО;
- усиление работы центров содействия занятости выпускников профессиональных образовательных организаций, направленной на их трудоустройство в течение одного года после окончания ПОО;
- расширение участников федерального проекта "Профессионалитет" из числа профессиональных образовательных организаций;
- создание доступной среды в системе среднего профессионального образования.
При условии создания эффективной модели подготовки кадров система среднего профессионального образования станет основой экономического роста и социального развития Республики Бурятия, фактором профессиональной самореализации личности и нового качественного уровня жизни населения, благополучия граждан и безопасности региона.
1.4. Развитие кадровой политики в системе образования
В республике обеспечивают образовательный процесс 15675 педагогических работника: в организациях дошкольного образования - 2948 чел., в общеобразовательных организациях - 9889 чел., в организациях дополнительного образования детей - 1130 чел., в организациях среднего профессионального образования - 1708 человек.
В системе дошкольного образования 84,3% руководителей, 51,8% педагогических работников имеют высшее профессиональное образование. 60,8% руководителей и педагогических работников имеют среднее профессиональное образование, из них 79,1% руководителей и 93% педагогических работников имеют педагогическое образование. Удельный вес молодых специалистов составляет 18,5%. Руководители в возрасте 50, 60 лет и старше составляют 42,4% от общего количества заведующих и их заместителей. 62,7% педагогических работников в течение последних 3 лет прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку по актуальным темам развития образования.
В Республике Бурятия подготовкой педагогических кадров занимаются Педагогический институт ФГБОУ ВО "Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова" (ПИ БГУ), ГБПОУ "Бурятский республиканский педагогический колледж" (БРПК). Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических кадров осуществляются в ГАУ ДПО Республики Бурятия "Бурятский республиканский институт образовательной политики" (БРИОП) и БГУ.
При взаимодействии с Минвостокразвития России и Агентством по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке увеличены контрольные цифры приема (КЦП) на педагогические специальности для БГУ со 127 мест в 2020 году до 206 мест в 2021 и 2022 годах, в 2023 году КЦП увеличено до 217 мест, в 2024 году до 230 мест.
В рамках Государственной программы Республики Бурятия "Развитие образования и науки", утвержденной Постановлением Правительства РБ от 06.02.2013 N 49 в соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия на обеспечение муниципальных дошкольных и общеобразовательных организаций педагогическими работниками Минобрнауки Республики Бурятия ежегодно проводится отбор заявок муниципальных районов и городских округов на предоставление субсидии для оплаты за обучение в образовательной организации высшего образования или дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогические науки". Данные заявки основаны на потребностях образовательных организаций и содержат гарантию трудоустройства прибывших педагогов.
Объем ежегодного финансирования проекта из бюджета республики составляет 12,6 млн. рублей. Ежегодно профессиональную переподготовку проходят свыше 200 человек. Всего за семь лет прошли переподготовку 2161 человек, из них на воспитателей детских садов 460 чел.
С 2020 года в рамках реализации мероприятий национального проекта "Образование" проведена работа по вовлечению педагогических работников и управленческих кадров в национальную систему профессионального роста.
В сентябре 2021 года открыт Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров (ЦНППМ) на базе Бурятского республиканского института образовательной политики. Федеральная субсидия в объеме 10,8 млн. рублей направлена на приобретение оборудования и мебели для ЦНППМ. Из республиканского бюджета выделены финансовые средства в объеме 5,0 млн. рублей на ремонт и брендирование помещений ЦНППМ в соответствии с единым фирменным стилем, а также на заработную плату новых штатных единиц Центра.
Реализация единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников предполагает повышение квалификации на основе единых федеральных требований под руководством ФГАОУ ДПО "Академия Минпросвещения России", а ныне ФГАОУ ВО "Государственный университет просвещения", и при взаимодействии с сетью региональных ЦНППМ. ЦНППМ Республики Бурятия осуществляет организационное сопровождение реализации программ повышения квалификации на платформе ФГАОУ ВО "Государственный университет просвещения" слушателями, следующих КПК "Трансформация методической службы и организация методического сопровождения педагогов", "Российские цифровые инструменты и сервисы в деятельности современного педагога дополнительного образования детей", "Реализация системы наставничества" и другие. Это, с одной стороны, показывает тенденцию к увеличению количества педагогов, прошедших курсы, с другой стороны, успешность реализации принципа непрерывного образования.
В целях формирования и функционирования единой региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Республики Бурятия сформирована структура системы методического сопровождения региона, административно включающей в себя 23 муниципальных образования. Региональный методический актив, представленный 68 педагогами - методистами с подтверждённым высоким уровнем развития профессиональных компетенций, позволяет охватить всех педагогических работников региона из расчета 1 единица на 240 педагогических работников, что позволяет реализовывать принципы адресности, персонификации и индивидуализации сопровождения.
С 2020 года в республике реализуется программа "Земский учитель", призванная восполнить дефицит квалифицированных кадров общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и городах с населением до 50 тыс. человек. Принято постановление Правительства Республики Бурятия от 26.12.2019 N 701 "О единовременных компенсационных выплатах учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". По состоянию на 30.09.2024 в школах Бурятии земскими учителями закрыты 118 вакансий.
Одним из направлений сокращения дефицита педагогов является организация обучения по целевым договорам в ФГБОУ ВО "Бурятский государственный университет им. Д.Банзарова" на педагогических специальностях с двумя профилями за счет республиканских средств. Приняты постановление Правительства Республики Бурятия от 16.02.2022 N 58 "Об утверждении Положения о предоставлении меры поддержки в виде стимулирующей выплаты студентам, обучающимся по программам высшего образования по направлению подготовки учителей по учебным предметам, за исключением родных языков, и заключившим договор о целевом обучении или соглашение о предоставлении гранта на обучение с Министерством образования и науки Республики Бурятия" и постановление Правительства Республики Бурятия от 23.06.2023 N 352 "Об утверждении Порядка отбора граждан на предоставление гранта на обучение в образовательной организации высшего образования по направлению "Образование и педагогические науки" за счет республиканского бюджета и Правил предоставления гранта в форме субсидии из республиканского бюджета федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова" на финансовое обеспечение затрат, связанных с обучением граждан - получателей гранта по направлению "Образование и педагогические науки".
Из бюджета республики ежегодно выделяются средства на 50 мест (при условии сохранения стоимости за обучение). Всего за счет средств республиканского бюджета в БГУ обучается 131 студент: на 3 курсе (набор 2022 г.) 12 человек на очной форме обучения и 57 человек на заочной форме обучения, на 2 курсе (набор 2023 г.) 8 человек на очной форме обучения и 22 человека на заочной форме, на 1 курсе (набор 2024 г.) 13 человек на очной форме обучения и 19 человек на заочной форме. Студентам очной формы обучения предусмотрена ежемесячная мера поддержки в виде стимулирующей выплаты (стипендии) в размере 9 тыс. рублей.
С 2017 года в БГУ организовано целевое обучение учителей бурятского языка. Студентам предусмотрена ежемесячная мера поддержки в виде стимулирующей выплаты (стипендии) в размере 4 850 рублей.
1.5. Наука и высшая школа
Основным направлением деятельности Министерства с вузами и научными организациями республики является создание благоприятных условий для развития человеческого капитала в интересах социально-экономического развития региона.
Высшее образование в Республике Бурятия представлено 5 государственными учебными заведениями. По состоянию на 01.01.2024 года количество педагогов в системе высшего образования составляет 1116 человек, количество студентов -20 292 человек. В республике также функционируют 6 научных институтов, в которых трудятся 775 работников. По состоянию на 01.01.2024 года в вузах и научных институтах работают 257 докторов наук (101 в институтах СО РАН и 156 в вузах) и 1020 кандидатов наук (256 в институтах и 764 в вузах).
Ежегодно Правительством Республики выделяются гранты на реализацию прикладных научных исследований по 9 направлениям, утвержденным на Совете при Главе Республики Бурятия по науке и инновациям. Также поддерживаются фундаментальные научные исследования в рамках соглашения с Российским научным фондом на паритетных основах.
В федеральной государственной программе "Приоритет 2030" принимают участие три образовательных организации высшего образования, расположенные на территории Республики Бурятия:
- ФГБОУ ВО "Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова" с 2022 года входит в число победителей дальневосточного трека нацпроекта "Наука и университеты" со стратегическим проектом "БайкалБиоФарм. Лекарственное растениеводство", целью которого является разработка адаптированных технологий возделывания лекарственных трав.
- ФГБОУ ВО "Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова" с 2024 года в статусе "кандидат на вступление в программу" с проектом "Университетская индустрия: Наука. Технология. Кадры", который направлен на создание новой модели подготовки кадров, развитие уникальных байкальских здоровьесберегающих технологий, инновационных технологий защиты окружающей среды. Проект будет реализован на основе генерации и трансфера научных знаний и технологий, сохранения и приумножения традиций и ценностей российского образования.
- ФГБОУ ВО "Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления" с 2024 года в статусе "кандидат на вступление в программу" с проектом "БайкалАэроТех. Беспилотные горизонты", в рамках реализации которого планируется решение таких задач как снижение числа абитуриентов, уезжающих из родного региона, включение республики в число центров новой перспективной отрасли - беспилотной авиации. Целью проекта является трансформация университета для достижения лидирующих позиций в ряде ключевых сегментов мировой науки, технологий и образования, обеспечения подготовки инженерных кадров мирового уровня для ведущих организаций региона и ДФО.
Совместно с Иркутской областью Республика Бурятия участвует в деятельности научно-образовательного центра мирового уровня "Байкал", который координирует деятельность коммерческих, научных, образовательных организаций и государственных органов при заказе и внедрении научно-исследовательских проектов мирового уровня для реализации стратегических целей развития Байкальского региона и Российской Федерации в целом.
По итогам конкурсов для участников научно-образовательных центров "Байкал" в 2023 году 26 молодых ученых из Бурятии стали обладателями стипендий. Также ФГБОУ ВО "Бурятский государственный университет им. Доржи Банзарова" и ФГБОУ ВО "Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова" в 2023 году стали победителями конкурса на оснащение следующим оборудованием - "Анализатор размера наночастиц и дзета-потенциала" и комплекс "Лаборатория генетики животных".
В 2024 году в Республике Бурятия продолжается работа по созданию межвузовского кампуса мирового уровня "Байкал" в части подготовки проектно-сметной документации. Данный проект, включает в себя строительство в центральной части г. Улан-Удэ центра экспорта российского образования, межвузовского технопарка, общежития, физкультурно-оздоровительного комплекса, современной учебно-лабораторной инфраструктуры. Центр экспорта российского образования будет готовить ежегодно более 500 высококвалифицированных кадров по образовательным программам "Русский язык как иностранный", "Культура России", "Довузовская подготовка". Ввод в эксплуатацию запланирован в 2029 году.
Сохраняет свою актуальность проблема оттока молодых ученых, скорости трансфера результатов научных исследований и разработок из академического в реальный сектор экономики. В связи с этим основными задачами являются:
- увеличение роли университетов и научных учреждений в социально-экономическом и научно-технологическом развитии республики;
- обеспечение опережающего развития сектора научных исследований и разработок;
- развитие эффективной инновационной системы, обеспечивающей модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и развитие научного потенциала как основного ресурса диверсифицированного экономического роста.
1.6. Управление системой образования
Министерство образования и науки Республики Бурятия является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития технологий и научных центров Республики Бурятия, а также уполномоченным органом по реализации полномочий Российской Федерации по осуществлению контроля и надзора в сфере образования.
В целях реализации основных полномочий в области образования и науки в течение 5 последних лет проведена значительная работа по формированию и совершенствованию нормативной правовой базы системы образования Республики Бурятия.
Основная часть принятых нормативных правовых документов направлена на реализацию основных принципов образовательной политики: нормативное и правовое обеспечение доступности качественного образования, исполнение переданных Российской Федерацией полномочий в области образования, а также обеспечение структурных изменений системы образования, расширение сферы общественного участия в развитии образования и науки, улучшение демографической ситуации в Республике Бурятия.
В системе образования Республики Бурятия отмечается постепенное продвижение институциональных реформ, в том числе внедрение современных организационных и экономических механизмов. С 2007 года начался поэтапный переход образовательных организаций на нормативно-подушевое финансирование, с 2008 года во всех образовательных организациях введена новая система оплаты труда.
Управление системой образования предусматривает:
- расходы на содержание и обеспечение деятельности Министерства образования и науки Республики Бурятия в рамках реализации Государственной программы Республики Бурятия "Развитие образования и науки";
- оказание государственными организациями государственных услуг (работ);
- исполнение судебных актов Республики Бурятия и мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти либо должностных лиц этих органов, а также в результате деятельности казенных организаций;
- отдельные государственные полномочия в области образования;
- аккредитация, лицензирование;
- расходы на совершение действий, связанных с подтверждением документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы Республики Бурятия "Развитие образования и науки" (далее - Программа) определены в соответствии с Конституцией Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Бурятия, в том числе:
- Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
- Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
- Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей";
- посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
- распоряжением Правительства РФ от 24.09.2020 N 2464-р "Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года";
- Законом Республики Бурятия от 18.03.2019 N 360-VI "О Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года".
К стратегическим национальным приоритетам в сфере реализации Программы относятся сбережение народа Российской Федерации и развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти.
В соответствии со стратегическими национальными приоритетами определены следующие цели Программы:
1. Выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми;
2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
3. Увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям;
4. Развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повышать уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности;
5. Развитие, рациональное и эффективное использование научно-технического, образовательного и инновационного потенциала образовательных организаций высшего образования Республики Бурятия для решения социально-экономических проблем региона.
Реализация целей Программы характеризуется достижением следующих показателей:
- Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет;
- Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;
- Уровень образования;
- Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- Доля выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям;
- Доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку, в том числе по вопросам образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- Количество обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях, обеспеченных бесплатным горячим питанием.
С учетом разграничения полномочий в сфере образования между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления участвуют в Программе в части реализации осуществляемых ими полномочий, установленных Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Реализация субъектами Российской Федерации своих полномочий осуществляется самостоятельно. Финансовое обеспечение мероприятий, необходимых для достижения целей, задач и показателей Программы и ее структурных элементов, предусматривается в республиканском бюджете Республики Бурятия.
Основным механизмом, обеспечивающим реализацию целей государственной политики в сфере образования, является предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию Программы. Субсидии предоставляются при условии наличия правовых актов субъектов Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, при реализации которых возникают соответствующие расходные обязательства субъекта Российской Федерации. Так, наличие утвержденных паспортов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов национального проекта "Образование" на региональном уровне, в совокупности позволяет достичь соответствующих запланированных параметров на уровне национального проекта, то есть целей Программы по годам ее реализации.
3. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации Программы
Достижение цели Программы "Выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми" планируется путем решения следующих задач:
- созданы условия для реализации образовательных программ дошкольного образования;
- созданы условия для повышения качества услуг дошкольного образования.
Достижение показателей цели Программы "Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся" планируется путем решения следующих задач:
- обеспечено функционирование системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
- повышена доступность качественного образования за счет обновления содержания и технологий обучения и воспитания на всех уровнях образования;
- реализованы мероприятия по модернизации школьных систем образования;
- обеспечено общедоступное и качественное общее и дополнительное образование;
- развитие системы общего и дополнительного образования;
- организация отдыха и оздоровления детей в Республике Бурятия (в том числе детей неработающих граждан, чьи семьи не признаны малоимущими), а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей неработающих граждан, чьи семьи признаны малоимущими в Республике Бурятия.
Достижение показателя цели Программы "Увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям" планируется путем решения следующих задач:
- государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы, в том числе инфраструктуры современным требованиям;
- повышена доступность и качество среднего профессионального образования;
- повышена конкурентоспособность профессионального образования.
Достижение показателя цели Программы "Развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повышать уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности" планируется путем решения следующих задач:
- развитие кадрового потенциала системы образования Республики Бурятия;
- развитие механизмов профессионального роста и поддержки молодых педагогов.
Достижение показателя цели Программы "Развитие, рациональное и эффективное использование научно-технического, образовательного и инновационного потенциала образовательных организаций высшего образования Республики Бурятия для решения социально-экономических проблем региона" планируется путем решения следующих задач:
- стимулирование развития творческого и научного потенциала студентов, талантливой молодежи;
- поддержка талантливой молодежи, привлечение ее в научную деятельность;
- реализация Соглашения о сотрудничестве между Правительством Республики Бурятия и Российским научным фондом, Указа Президента Российской Федерации от 25.04.2022 N 231 "Об объявлении в Российской Федерации десятилетия науки и технологий".
Задача "Совершенствование правового, организационного, экономического механизмов функционирования в сфере образования и науки" влияет на достижение всех целей Программы.
Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) республиканскими организациями по государственной программе за 2025 - 2027 годы
Наименование услуги (работы), показателя объема услуги (работы), подпрограммы |
Значение показателя объема услуги (работы) |
Расходы республиканского бюджета на оказание государственной услуги (выполнение работы), тыс. руб. |
|||||
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Наименование услуги и ее содержание: услуги по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования | |||||||
Показатель объема услуги: количество детей | |||||||
Подпрограмма 1 "Дошкольное образование" | |||||||
Мероприятие 1.2. Оказание учреждениями (организациями) услуг (работ) по предоставлению дошкольного образования |
160 |
160 |
160 |
20 482,4,0 |
20 482,4 |
20 482,4 |
|
Наименование услуги и ее содержание: услуги по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего образования | |||||||
Показатель объема услуги: количество воспитанников | |||||||
Подпрограмма 2 "Общее и дополнительное образование" | |||||||
Мероприятие 2.2. Оказание учреждениями (организациями) услуг (работ) по предоставлению общего образования (общеобразовательные школы-интернаты, специальные (коррекционные) общеобразовательные школы-интернаты) |
4823 |
4823 |
4823 |
1 660 260,8 |
1 635 419,7 |
1 635 419,7 |
|
Наименование услуги и ее содержание: услуги по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего образования в общеобразовательных и коррекционных школах-интернатах | |||||||
Показатель объема услуги: количество обучающихся | |||||||
Подпрограмма 2 "Общее и дополнительное образование" | |||||||
Мероприятие 2.6. Дистанционное образование детей-инвалидов |
168 |
168 |
168 |
106 067,2 |
106 067,2 |
106 067,2 |
|
Наименование услуги и ее содержание: услуги по предоставлению дополнительного образования детей | |||||||
Показатель объема услуги: количество обучающихся | |||||||
Подпрограмма 2 "Общее и дополнительное образование" | |||||||
Мероприятие 2.10. Оказание учреждениями (организациями) услуг (работ) по предоставлению дополнительного образования |
5960 |
5960 |
5960 |
233 159,0 |
231 307,9 |
231 307,9 |
|
Наименование услуги и ее содержание: услуги по предоставлению среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена | |||||||
Показатель объема услуги: количество обучающихся | |||||||
Подпрограмма 3 "Среднее профессиональное образование" | |||||||
Мероприятие 3.1. Оказание учреждениями (организациями) услуг (работ) по предоставлению среднего профессионального образования и профессионального обучения |
15884 |
15884 |
15884 |
2 083 096,3 |
2 061 099,9 |
2 061 099,9 |
|
Наименование услуги и ее содержание: услуги по предоставлению дополнительного профессионального образования педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций | |||||||
Показатель объема услуги: количество педагогических работников | |||||||
Подпрограмма 4 "Развитие кадровой политики в системе образования" | |||||||
Мероприятие 4.3. Оказание учреждениями (организациями) услуг (работ) по переподготовке и повышению квалификации |
282910 |
282910 |
282910 |
82 899,2 |
82 776,0 |
82 776,0 |
|
Наименование услуги и ее содержание: услуги в сфере управления системой образования | |||||||
Показатель объема услуги: единиц | |||||||
Подпрограмма 7 "Управление системой образования" | |||||||
Мероприятие 7.3. Оказание учреждениями (организациями) услуг в сфере управления системой образования |
- |
- |
- |
402 462,7 |
402 316,7 |
402 316,7 |
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Республики Бурятия от 25 февраля 2025 г. N 108 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.