Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Департамента
образования и науки
города Москвы
от 04.02.2025 N Пр-65
Регламент
осуществления ведомственного (учредительского) контроля в Департаменте образования и науки города Москвы
I. Общие положения
1.1. Настоящий Регламент осуществления ведомственного (учредительского) контроля (далее - Регламент) устанавливает порядок планирования, организации и проведения выездных и камеральных контрольных мероприятий, оформления их результатов, иных документов при осуществлении ведомственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов города Москвы и иных нормативных правовых актов города Москвы государственными казенными, бюджетными и автономными учреждениями города Москвы, в отношении которых государственные органы города Москвы осуществляют функции и полномочия учредителя (далее - ведомственный (учредительский) контроль) в Департаменте образования и науки города Москвы (далее - Департамент).
1.2. Регламент разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и Порядком осуществления контроля за деятельностью государственных учреждений города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 07.05.2024 N 954-ПП (далее - Порядок осуществления ведомственного (учредительского) контроля).
1.3. Предметом ведомственного (учредительского) контроля является финансово-хозяйственная деятельность, осуществляемая подведомственными Департаменту государственными казенными, бюджетными и автономными учреждениями города Москвы (далее - учреждения), соблюдение нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы, правовых актов Департамента.
1.4. Ведомственный (учредительский) контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых выездных или камеральных контрольных мероприятий (далее - проверки), а также документарных контрольных мероприятий в отношении учреждений, в том числе в соответствии с темами (вопросами), определенными пунктом 1.6 Порядка осуществления ведомственного (учредительского) контроля.
1.5. Органом, уполномоченным на проведение проверок является Государственное казенное учреждение города Москвы Служба финансового контроля Департамента образования и науки города Москвы (далее - субъект контроля).
1.6. Должностные лица (работники) субъекта контроля, уполномоченные на осуществление ведомственного (учредительского) контроля (далее - уполномоченные должностные лица), в том числе должностные лица структурных подразделений субъекта контроля, привлекаемые к проведению проверок, другие лица, включая работников структурных подразделений Департамента и центральных городских учреждений не должны быть наделены полномочиями, исполнение которых может привести к возникновению конфликта интересов.
1.6.1. Выездная проверка проводится по месту нахождения учреждения или по месту нахождения учреждения и субъекта контроля.
1.6.2. Камеральная проверка осуществляется по месту нахождения субъекта контроля на основании представленных по его запросу финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, контрактов (договоров), а также документов, размещенных в государственных информационных системах, и иных документов, относящихся к предмету контроля.
1.7. В целях проведения проверок могут привлекаться специалисты, эксперты и (или) представители экспертных и иных организаций, не состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с учреждением, в отношении которого проводится проверка.
При использовании результатов работы привлеченных специалистов, экспертов и организаций ответственность за формирование выводов по результатам проверок несут уполномоченные должностные лица, ответственные за проведение проверки, подписавшие акт проверки.
1.8. При проведении проверок уполномоченные должностные лица имеют право:
1.8.1. В случае осуществления выездной проверки - на беспрепятственный доступ на территорию, в помещения, здания учреждения (в необходимых случаях на фотосъемку, видеозапись, копирование документов) с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны при предъявлении ими служебных удостоверений и уведомления о проведении проверки.
1.8.2. На истребование необходимых для проведения проверки документов, необходимых для установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью учреждения, с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны, в том числе требовать предъявления полученных материальных ценностей, результатов выполненных работ, оказанных услуг в целях подтверждения законности совершенных фактов хозяйственной жизни.
1.8.3. На получение необходимых объяснений в письменной форме, в форме электронного документа и (или) в устной форме по вопросам проводимой проверки, в том числе получать из других организаций, которым выданы или от которых получены денежные средства и материальные ценности, справки и копии документов, связанных с совершенными фактами хозяйственной жизни.
1.8.4. На назначение (организацию) экспертиз, необходимых для проведения проверки, осуществление иных контрольных действий, необходимых для проведения проверки, с использованием фото видео- и аудиотехники, а также иных видов техники и приборов, в том числе измерительных приборов, с привлечением независимых экспертов (специализированных организаций), специалистов.
1.8.5. На проведение (организацию) мероприятий по документальному и (или) фактическому изучению деятельности учреждения, в том числе путем проведения осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, исследования, контрольных замеров (обмеров), опросов и других методов проведения контрольных мероприятий.
1.8.6. Запрашивать на стадии подготовки к проведению проверки и в ходе проведения проверки от структурных подразделений Департамента, учреждений, подведомственных Департаменту, других учреждений (контрагентов) справочную информацию и копии документов, связанных с совершением фактов хозяйственной жизни, осуществлением закупок, имуществом и обязательствами учреждения, бюджетную, бухгалтерскую (финансовую) и иную отчетность.
1.9. Уполномоченные должностные лица при проведении проверок обязаны:
1.9.1. Своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по недопущению, выявлению и пресечению нарушений учреждениями, их должностными лицами (сотрудниками) положений нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы, регулирующих вопросы, касающиеся деятельности государственных учреждений, финансовых и операционных рисков, которые могут оказать существенное влияние на деятельность учреждений.
1.9.2. Соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные правовые акты города Москвы, правовые акты Департамента.
1.9.3. Проводить проверки на основании и в соответствии с приказом о проведении проверки.
1.9.4. Посещать помещения и территории учреждения в целях проведения проверки только во время исполнения служебных обязанностей с соблюдением установленного срока проведения проверки.
1.10. Уполномоченные должностные лица несут ответственность за качество проводимых проверок, достоверность информации и объективность выводов, содержащихся в актах, их соответствие законодательству и иным правовым актам, наличие и правильность выполненных расчетов, подтверждающих суммы выявленных нарушений, соблюдение сроков и порядка проведения проверок.
1.11. Представитель учреждения (руководитель или лицо его замещающее) при проведении проверок имеет право:
1.11.1. Присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.
1.11.2. Знакомиться с результатами проверки, представлять письменные возражения на акт проверки с приложением документов, подтверждающих обоснованность возражений (при необходимости).
1.12. Представитель учреждения (руководитель или лицо, его замещающее) при проведении проверок обязан:
1.12.1. Выполнять законные требования уполномоченных должностных лиц.
1.12.2. Представлять своевременно и в полном объеме уполномоченным должностным лицам по их запросам информацию, документы и материалы, давать объяснения в письменной или устной формах, необходимые для проведения проверок.
1.12.3. В случае осуществления выездной проверки - предоставлять уполномоченным должностным лицам допуск в помещения и на территории учреждения, а также доступ к объектам экспертизы и исследования.
1.12.4. Обеспечивать уполномоченных должностных лиц, принимающих участие в проведении проверки, помещениями и организационной техникой, необходимыми для ее проведения, предоставлять необходимый для осуществления проверки доступ к информационным системам, владельцем или оператором которых является учреждение.
1.12.5. Уведомлять уполномоченных должностных лиц, принимающих участие в проведении проверки, о фото- и видеосъемке, звуко- и видеозаписи действий этих должностных лиц;
1.12.6. Не совершать действий (бездействия), направленных на воспрепятствование проведению проверки.
1.13. Документы и информация, необходимые для проведения проверки, представляются в подлиннике или представляются их копии, заверенные учреждением в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
1.14. Документы (информация) в ходе осуществления ведомственного (учредительского) контроля направляется одним из следующих способов: по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, нарочным (с распиской о вручении), посредством информационной системы московского электронного документооборота (МосЭДО), официальной электронной почты либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих возможность получения подтверждения о вручении (доставке).
1.15. Электронные документы представляются с сопроводительным письмом за подписью руководителя учреждения (иного уполномоченного должностного лица) либо подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя учреждения (иного уполномоченного должностного лица) одним из следующих способов:
- информационная система московского электронного документооборота (МосЭДО);
- официальная электронная почта;
- съемный носитель информации;
- предоставление доступа к информационным ресурсам учреждения, содержащим данные по перечню вопросов проверки;
- иной способ с применением автоматизированных информационных систем, свидетельствующий о дате представления документов.
Учреждение гарантирует достоверность и полноту представленных документов в электронном виде.
1.16. Информация также может быть получена посредством использования автоматизированных информационных систем, официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и официальных печатных изданиях.
II. Порядок планирования и проведения проверок
2.1. Плановые проверки осуществляются на основании плана ведомственного (учредительского) контроля (далее - план проверок), формируемого на год и утверждаемого руководителем Департамента.
План проверок определяет перечень подлежащих проверке учреждений, форму проверки (выездная или камеральная), темы проверок, проверяемые периоды и месяцы начала проведения проверок.
2.2. План проверок утверждается на очередной финансовый год не позднее 1 декабря года, предшествующего очередному финансовому году. Согласованный и подписанный руководителем ГКУ СФК ДОНМ проект плана проверок представляется руководителю Департамента образования и науки города Москвы для утверждения не позднее 25 ноября года, предшествующего очередному финансовому году.
2.3. Допускается внесение изменений в план проверок в срок не позднее 5 рабочих дней до установленного планом проверок месяца начала проверки учреждения, в отношении которого вносятся такие изменения, по следующим основаниям:
2.3.1. Наступлением обстоятельств непреодолимой силы.
2.3.2. Недостаточностью временных и (или) трудовых ресурсов при необходимости проведения внеплановых проверок.
2.3.3. Внесением изменений в законодательные и иные правовые акты Российской Федерации, правовые акты города Москвы.
2.3.4. Выявлением в ходе подготовки проверки существенных обстоятельств (необходимость изменения темы проверки, данных об объектах контроля, перечня объектов контроля (включения и (или) исключения и (или) уточнения, в том числе дополнительных объектов контроля), сроков проведения проверки, проверяемого периода, должностных лиц или структурных подразделений субъекта контроля, ответственных за проведение проверки).
2.3.5. Реорганизацией, ликвидацией объектов контроля.
2.3.6. Поручениями руководителя Департамента, в том числе на основании предложений руководителя ГКУ СФК ДОНМ.
2.4. Внеплановые проверки осуществляются на основании решения руководителя Департамента, принятого в связи с:
2.4.1. Поручениями Мэра Москвы, Правительства Москвы.
2.4.2. Запросами сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Московской городской Думы.
2.4.3. Мотивированными обращениями правоохранительных органов, органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, иных государственных органов города Москвы, органов местного самоуправления, структурных подразделений Департамента, в том числе осуществляющих документарные контрольные мероприятия.
2.4.4. Результатами рассмотрения обращений граждан и организаций.
2.4.5. Результатами анализа данных, содержащихся в информационных системах.
2.4.6. Установлением уполномоченным должностным лицом в ходе исполнения должностных обязанностей признаков нарушений законодательства в деятельности учреждений, в том числе при использовании средств, предоставляемых из бюджета города Москвы, средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, ведении бюджетного (бухгалтерского) учета, выполнении государственного задания.
2.4.7. Истечением срока исполнения ранее утвержденного плана мероприятий, направленных на устранение нарушений и недостатков.
2.4.8. Результатом проведенной проверки, в том числе в случае невозможности получения необходимой информации (документов, материалов) в ходе проведения камеральной проверки, документарного контрольного мероприятия.
2.4.9. Принятием решения о назначении внеплановой проверки в отношении учреждения, включенного в план проверок.
2.5. До начала осуществления проверки уполномоченные должностные лица обеспечивают:
2.5.1. Подготовку приказа (распоряжения) о проведении проверки (приложение 1 к настоящему Регламенту), приложением к которому является Программа проверки (приложение 2 к настоящему Регламенту).
2.5.2. Подготовку уведомления о проведении проверки (приложение 3 к настоящему Регламенту).
2.5.3. Формирование группы ревизоров.
В состав группы ревизоров должны входить не менее двух уполномоченных должностных лиц. В группу ревизоров не включаются лица, имеющие конфликт интересов с проверяемым учреждением, а включенные в группу ревизоров лица, имеющие конфликт интересов с проверяемым учреждением, подлежат исключению.
2.5.4. Подготовку сведений о привлекаемых независимых экспертах (специализированных экспертных организациях) и (или) специалистах иных государственных органов и (или) специалистах учреждений, предмете и (или) вопросах проведения экспертизы, в случае планируемого проведения экспертиз.
2.6. Срок проведения проверки не может составлять более 40 рабочих дней.
Указанный срок может быть продлен не более чем на 90 рабочих дней по решению руководителя Департамента на основании мотивированного обращения руководителя субъекта контроля в соответствии с основаниями, установленными пунктом 2.9 Порядка осуществления ведомственного (учредительского) контроля.
Субъект контроля уведомляет учреждение о продлении срока проведения проверки не позднее чем за 1 день до его окончания.
2.7. Уведомление о проведении проверки с приложением копии приказа о проведении проверки:
- при проведении плановой проверки направляется руководителю учреждения (лицу, его замещающему) не позднее чем за 1 день до даты начала проведения плановой проверки;
- при проведении внеплановой проверки вручается руководителю учреждения (лицу, его замещающему) непосредственно перед началом проверки.
2.8. При наличии необходимости в представлении дополнительных материалов, документов и пояснений, доступа к информационным системам руководитель (члены) группы ревизоров вправе направить в адрес учреждения запрос об их предоставлении в любой период времени проведения проверки (приложения 4, 5, 6 к настоящему Регламенту).
Запрос должен содержать четкое изложение поставленных вопросов, перечень необходимых к истребованию документов, материалов, сведений, а также срок их представления.
Срок представления указанных документов определяют члены группы ревизоров исходя из его достаточности для выполнения поставленной задачи, но не менее 1 рабочего дня.
При непредставлении (отказе от представления) затребованных документов и сведений в сроки, указанные в запросе, руководитель учреждения, деятельность которого проверяется, обязан представить письменные пояснения с изложением причин непредставления (отказа от представления) затребованных документов и сведений. Данные пояснения приобщаются к материалам проверки, информация о непредставлении (отказе от представления) включается в акт проверки.
2.9. Исходя из вопросов, указанных в программе проверки, руководитель группы ревизоров определяет объем и состав контрольных действий по каждому пункту программы, а также методы, формы и способы проведения таких контрольных действий.
2.10. Контрольные действия могут проводиться сплошным способом или выборочно. Решение об использовании способа проведения контрольных действий по каждому вопросу программы принимает руководитель группы ревизоров исходя из содержания вопроса программы, объема фактов финансово-хозяйственной жизни, относящихся к этому вопросу, состояния бюджетного (бухгалтерского) учета в учреждении, срока проверки и иных обстоятельств. При осуществлении контрольных действий выборочным способом объем выборки и ее состав определяются руководителем группы ревизоров таким образом, чтобы обеспечить объективную оценку операциям по изучаемому вопросу.
2.11. При выявлении нарушений в ведении бюджетного (бухгалтерского) учета или его отсутствии, утрате первичных учетных документов и регистров учета учреждения или при наличии иных причин, препятствующих проведению проверки, указанная проверка по решению руководителя Департамента может быть приостановлена (отменена). Проверка может быть продолжена по окончании работ по восстановлению учета или после устранения причин, препятствовавших его проведению.
2.12. В ходе проверки в соответствии с вопросами программы проверки может быть проведена проверка вопросов ведомственного контроля в сфере закупок.
III. Порядок оформления и реализации результатов проверок
3.1. По результатам проведения проверки составляется акт проверки (приложение 7 к настоящему Регламенту).
В случае проведения внеплановой проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности учреждения в целях принятия решений, указанных в пункте 2.18 Порядка осуществления ведомственного (учредительского) контроля, по результатам проведения проверки составляется справка.
3.2. При составлении акта проверки учитываются все факты, установленные группой ревизоров в период проведения проверки.
3.3. Акт проверки должен содержать в логической и хронологической последовательности в рамках каждого проверяемого вопроса:
- обстоятельства, установленные при проведении проверки, на которых основываются выводы группы ревизоров по каждому проверенному вопросу;
- информацию о проверенных государственных контрактах (договорах), первичных учетных документах, платежных документах, иных документах, подтверждающих (обосновывающих) планирование, проведение и учет финансово-хозяйственных операций, а также выполнение государственного задания (в случае выявления нарушений при проверке указанных документов);
- информацию о проведенных контрольных действиях (контрольный обмер/осмотр, инвентаризация, пересчет и иные) с указанием их результата;
- нормы законодательства, которыми руководствовалась группа ревизоров при проведении проверки и составлении акта проверки;
- сведения о нарушении требований законодательства Российской Федерации и города Москвы, ведомственных правовых актов, в том числе стандартов и регламентов, со ссылками на конкретные нормы (статьи, пункты), квалификацию (оценку) этих нарушений, периоды, в которых нарушение допущено, сумму нарушения (при наличии), должностное лицо (должностные лица), допустившее нарушение (при выявлении таковых лиц). При возможности включается информация о наличии признаков административных правонарушений с ссылками на статьи, части статей Кодекса об административных нарушениях Российской Федерации.
В акте отражается информация о непредставленных к проверке документах и принятых в связи с этим мерах.
3.4. Текст акта не должен содержать:
- информацию, не имеющую отношения к теме проверки и (или) не соответствующую проверяемому периоду;
- выводов, сведений и информации, не подтвержденных доказательствами, заверенными в установленном порядке копиями документов, фото и видеоматериалами, заключениями экспертов (экспертных организаций), специалистов;
- морально-этической оценки действий должностных лиц и работников учреждения. Не допускается квалифицировать их поступки, намерения и цели, применять понятия и фразы, имеющие заведомо оценочный или обвинительный смысл.
3.5. При отсутствии нарушений по проверенным вопросам в акте должна быть сделана запись: "Проверкой или выборочной проверкой (указываются: наименование проверенных вопросов, проверенная сумма расходов и (или) доходов и (или) иная необходимая информация) нарушений требований действующего законодательства (или нормативных правовых актов) не выявлено".
Если учреждением до дня окончания проверки приняты меры по устранению выявленных нарушений, то в акте указывается дата принятия мер, их суть и период, к которому они относятся.
3.6. Не допускается внесение в акт каких-либо изменений на основании замечаний (возражений, пояснений) руководителя и (или) иных уполномоченных должностных лиц учреждения и дополнительно представляемых ими по окончании проверки информации и документов.
3.7. Акт проверки оформляется на бумажном носителе и (или) в электронной форме, в том числе с применением государственных информационных систем города Москвы. Акт проверки должен быть оформлен не позднее 10 рабочих дней с даты окончания проверки и подписан руководителем и всеми членами группы ревизоров, проводившими проверку, за исключением лиц, находящихся на день подписания акта в отпуске, отсутствующих по болезни и по другим уважительным причинам, которые подтверждены документально, о чем в акте делается соответствующая запись.
3.8. Копия акта проверки представляется ГКУ СФК ДОНМ учреждению не позднее 2 рабочих дней после подписания акта для рассмотрения, а также:
- в случае проведения выездной проверки вручается под подпись руководителю учреждения, его уполномоченному представителю с отметкой о получении, в том числе посредством "Электронного документооборота по контрольным мероприятиям";
- в случае проведения камеральной проверки - направляется в учреждение, в отношении которого проведена проверка, в срок не позднее 2 рабочих дней со дня его подписания.
3.9. При наличии возражений по акту проверки руководитель учреждения или лицо, его замещающее, вправе в срок, не превышающий 3 рабочих дня со дня его получения, представить на имя руководителя субъекта контроля письменные возражения, которые приобщаются к материалам проверки и являются их неотъемлемой частью.
Руководитель группы ревизоров, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения письменных возражений по акту проверки, рассматривает их обоснованность и дает по ним письменное заключение, которое утверждается руководителем ГКУ СФК ДОНМ и направляется руководителю учреждения, копия заключения приобщается к материалам проверки.
3.10. По результатам рассмотрения акта проверки руководитель ГКУ СФК ДОНМ в срок не позднее 10 рабочих дней со дня подписания акта проверки принимает решение о необходимости (отсутствии необходимости) направления Требования о принятии мер по устранению выявленных нарушений, устранении причин и условий таких нарушений, о принятии мер по возмещению (восстановлению на счете объекта контроля) средств, полученных (предоставленных) из бюджета города Москвы, восстановлению средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, о привлечении к материальной, дисциплинарной ответственности виновных лиц, представлении отчета о принятых мерах по форме приложения 8 к настоящему Регламенту.
3.11. Учреждение в установленные требованием сроки разрабатывает план мероприятий, направленных на устранение нарушений и недостатков (далее - план мероприятий), и направляет план в ГКУ СФК ДОНМ.
Форма плана мероприятий (приложение 9 к настоящему Регламенту).
3.12. План мероприятий согласовывается с руководителем ГКУ СФК ДОНМ в срок не более 5 рабочих дней и утверждается приказом (распоряжением) учреждения.
3.13. Копии приказа (распоряжения) об утверждении плана мероприятий и утвержденного плана мероприятий в срок не более 2 рабочих дней со дня утверждения направляются в ГКУСФК ДОНМ для контроля за исполнением плана мероприятий.
3.14. Учреждения представляют сведения об устранении выявленных нарушений в установленные требованием сроки с приложением копий документов, подтверждающих исполнение плана мероприятий.
3.15. В случае выявления по результатам проверок действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения, материалы проверки подлежат направлению в Главное контрольное управление города Москвы, а в случае выявления действий (бездействия), содержащих признаки состава уголовного преступления, - в правоохранительные органы.
Информация о направлении материалов проверки в правоохранительные органы представляется в Главное контрольное управление города Москвы в срок не позднее 5 рабочих дней с даты направления материалов.
3.16. Субъект контроля по результатам осуществления ведомственного (учредительского) контроля при необходимости готовит предложения руководителю Департамента:
3.16.1. О необходимости внесения изменений в учредительные документы проверенного учреждения.
3.16.2. О закреплении имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве, на праве оперативного управления, либо изъятии неиспользуемого, используемого не по назначению имущества, принадлежащего на праве собственности городу Москве.
3.16.3. О внесении изменений в государственное задание.
3.16.4. О внесении изменений в бюджетную смету / план финансово-хозяйственной деятельности.
3.16.5. О применении мер ответственности к руководителю проверенного учреждения.
3.16.6. О необходимости проведения дополнительных документарных контрольных мероприятий в отношении учреждения.
3.16.7. Об иных решениях по устранению нарушений (недостатков), фактов неэффективной, нерезультативной деятельности проверенного учреждения.
3.17. Материалы по результатам проведенных проверок, в том числе план мероприятий, а также иные документы и информация, полученные (сформированные) в ходе проведения проверок, хранятся не менее 3 лет.
В состав материалов проверки включаются заверенные в установленном порядке учреждением копии документов либо представленные в электронном виде документы, подтверждающие выявленные нарушения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.