30 июля 2013 г. |
Дело N А42-6538/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Васильевой Е.С., Родина Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал" Сарсатской А.Р. (доверенность от 07.11.2012 б/н), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области Кузнецовой Ю.П. (доверенность от 25.05.2013 N 14/12),
рассмотрев 30.07.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.12.2012 (судья Романова А.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 (судьи Дмитриева И.А., Згурская М.Л., Сомова Е.А.) по делу N А42-6538/2012,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал", место нахождения: 184140, Мурманская область, город Ковдор, улица Чехова, дом 4, ОГРН 1035100038698 (далее - Общество, ООО "Тепловодоканал"), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области, место нахождения: 184530, Мурманская область, город Оленегорск, Строительная улица, дом 55, ОГРН 1045100076471 (далее - Инспекция), от 28.06.2012 N 140 в части предложения уплатить 1 947 177 руб. недоимки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) с соответствующей суммой пеней и штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и требования налогового органа от 26.09.2012 N 1312.
Решением суда первой инстанции от 17.12.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.03.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм статей 169, 171 и 172 НК РФ, просит отменить вынесенные ими решение и постановление и принять по данному делу новый судебный акт - об отказе ООО "Тепловодоканал" в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил решение и постановление судов оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания и перечисления) ООО "Тепловодоканал" в бюджет налогов и сборов за период с 01.01.2009 по 31.12.2010. По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 30.05.2012 N 23 и с учетом представленных налогоплательщиком возражений принято решение от 28.06.2012 N 140 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Обществу предложено уплатить 60 178 руб. недоимки по налогу на прибыль организаций и 1 947 177 руб. - по НДС, а также 495 324 руб. 20 коп. пеней, начисленных за нарушение срока уплаты этих налогов. Кроме того, Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 120 НК РФ, в виде взыскания 50 000 руб. штрафа (сумма штрафных санкций определена с учетом положений пункта 3 статьи 114 НК РФ).
Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области решением от 17.09.2012 N 374 оставило без изменения обжалованное налогоплательщиком в апелляционном порядке решение налогового органа.
Во исполнение вступившего в законного силу решения налогового органа от 28.06.2012 N 140 в адрес ООО "Тепловодоканал" направлено требование N 1312 об уплате имеющейся у налогоплательщика по состоянию на 26.09.2012 недоимки по НДС в сумме 1 947 177 руб., 490 484 руб. 99 коп. пеней и 48 543 руб. штрафа.
ООО "Тепловодоканал" оспорило решение в части и требование Инспекции в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление налогоплательщика.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В ходе выездной налоговой проверки Инспекция пришла к выводу о том, что Обществом допущено искажение суммы налоговых вычетов по НДС, заявленных в декларациях за I - IV кварталы 2009 и 2010 годов, в результате неправильного отражения в книгах покупок выставленных поставщиками счетов-фактур. Как указал налоговый орган, налогоплательщик включил в книги покупок за определенные кварталы счета-фактуры, на которых имеются штампы входящей корреспонденции, не соответствующие датам, входящим в этот квартал. Например, в книге покупок за I квартал 2009 года заявителем отражено 22 счета-фактуры, которые согласно штампам регистрации входящей корреспонденции и записям в журнале регистрации получены в период с 01.04.2009 по 16.04.2009, то есть во II квартале 2009 года. Неправильное отражение счетов-фактур в книгах покупок, как полагает Инспекция, привело к завышению налоговых вычетов в одних налоговых периодах и занижению налоговых вычетов в других налоговых периодах. В целом выявленное нарушение привело к тому, что Общество занизило за 2010 год сумму НДС, подлежащую уплате, на 1 947 177 руб. в результате необоснованного включения в состав налоговых вычетов указанной суммы налога по счетам-фактурам, поступившим от поставщиков в январе 2011 года.
Судами обеих инстанций установлено, что в 2009 - 2010 годах Общество для обеспечения тепловой энергией бюджетных и коммерческих организаций приобретало тепловую энергию у открытого акционерного общества "Ковдорский ГОК" по договору энергоснабжения от 29.12.2008 N 002-0189180. На основании этого договора контрагент выставлял в адрес Общества счета-фактуры. Кроме того, в проверенный период в адрес Общества также были выставлены счета-фактуры от поставщиков за услуги телефонной связи, диагностику, интернет, электрическую и тепловую энергию, горюче-смазочные материалы, спецодежду, мазут и т.д.
Факт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг заявленными Обществом поставщиками, на оплату которых в 2009 - 2010 годах предъявлены спорные счета-фактуры, подтвержден соответствующими документами и не оспаривается Инспекцией. Товары (работы, услуги) оприходованы налогоплательщиком, а хозяйственные операции отражены в учете заявителя в соответствующих налоговых периодах 2009 - 2010 годов, все счета-фактуры зарегистрированы ООО "Тепловодоканал" в книгах покупок. Претензий к счетам-фактурам и первичным документам налоговый орган не имеет.
Как следует из пункта 1 статьи 173 НК РФ, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 названного Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 названного Кодекса.
Применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации условий.
В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную по правилам статьи 166 названного Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты. Пунктом 2 статьи 171 НК РФ определено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 данного Кодекса, за исключением товаров, указанных в пункте 2 статьи 170 НК РФ.
Порядок применения налоговых вычетов определен статьей 172 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 данного Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Во втором абзаце этой нормы указано, что вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Следовательно, для предъявления НДС к вычету по приобретенным для использования в деятельности, облагаемой этим налогом, товарам (работам, услугам) необходимо соблюдение таких условий, как принятие их на учет на основании первичных документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций, и наличие у покупателя надлежаще оформленного счета-фактуры, выписанного продавцом, с указанием суммы НДС.
В пункте 1 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия сумм налога к вычету или возмещению в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, как правильно отметили суды, вычет по НДС может быть предоставлен налогоплательщику только при наличии счета-фактуры.
Согласно пункту 3 статьи 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
Налогоплательщик на основании пункта 3 статьи 169 НК РФ обязан составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, вести книги покупок, книги продаж.
Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж был установлен в 2009 и 2010 годах постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Правила ведения журналов учета, полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Правила).
В пунктах 7 и 8 раздела 2 названных Правил указано, что покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке. Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном статьей 172 НК РФ.
Суды обеих инстанций подтвердили, что Общество заявляло НДС к вычету в тот налоговый период, когда счета-фактуры выставлены продавцами, зарегистрированы в книге покупок, а приобретенные товары (работы, услуги) приняты на учет.
Довод Инспекции о том, что период фактического получения Обществом от поставщиков счетов-фактур и отражения их в книге покупок в рассматриваемом случае не совпадает, поэтому счета-фактуры подлежали регистрации в книге покупок в периоде, когда они получены, и только в этот период заявитель получил право на налоговый вычет сумм НДС, указанных в этих счетах-фактурах, обоснованно отклонен судами.
Согласно пункту 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в рассматриваемом случае в силу статьи 163 НК РФ квартала.
Как следует из оспариваемого решения налогового органа, счета-фактуры, которые, по мнению Инспекции, неправильно отражены Обществом в соответствующих книгах покупок, получены заявителем от поставщиков до срока, установленного для подачи декларации за соответствующий налоговый период. В частности, 22 счета-фактуры, которые зарегистрированы Обществом в книге покупок за I квартал 2009 года, получены от поставщиков в период с 01.04.2009 по 16.04.2009. Указанные счета-фактуры датированы 31.03.2009, то есть датой выставления их контрагентами является I квартал 2009 года, следовательно, на момент формирования заявителем налоговых обязательств за I квартал 2009 года ООО "Тепловодоканал" имело счета-фактуры, выставленные поставщиками в этом налоговом периоде. Иначе говоря, все условия для предъявления к вычету указанных в них сумм НДС были соблюдены заявителем именно в I квартале 2009 года: товары (работы, услуги) приняты к учету, счета-фактуры и первичные документы за этот налоговый период в момент формирования налоговой база были в наличии. Аналогичные обстоятельства имеют место по учету налоговых вычетов по НДС и в отношении всех иных спорных налоговых периодов.
Утверждение Инспекции о том, что поскольку счета-фактуры подлежали регистрации в книге покупок в период, когда получены от поставщиков, то именно в этом периоде у Общества возникло право на предъявление к вычету НДС, неосновательно.
Как правильно указали суды, момент предъявления к вычету НДС связан с принятием на учет товаров (работ, услуг) и производится на основании счетов-фактур в период совершения операций по приобретению товаров (работ, услуг). Следовательно, суммы налоговых вычетов подлежат отражению в том налоговом периоде, в котором выполняются указанные условия.
Отдельного порядка регистрации счетов-фактур, полученных от поставщика в одном налоговом периоде, но относящихся к операциям, которые осуществлены в другом налоговом периоде, Правилами не установлено. В пункте 8 названных Правил указано, что счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном статьей 172 НК РФ.
С учетом изложенного кассационная инстанция полагает, что суды обоснованно признали недействительными оспариваемые решение и требование Инспекции в части предложения Обществу уплатить 1 947 177 руб. недоимки по НДС, пени в сумме 490 484 руб., а также штрафа в размере 46 743 руб.
Поскольку суды полно и объективно исследовали все обстоятельства предмета спора, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права ими не допущено, кассационный суд не усматривает оснований для отмены или изменения принятых по делу решения и постановления, в силу чего кассационная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.12.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 по делу N А42-6538/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.