Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства
Омской области
от 27 февраля 2025 г. N 94-п
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Омской области
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Омской области (далее - региональный контроль).
2. Региональный контроль осуществляется Министерством экономического развития Омской области (далее - Министерство).
Положения пункта 3 в части отнесения к предмету регионального государственного контроля (надзора) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на территории Омской области соблюдения запретов и ограничений, установленных статьей 4 Федерального закона "О запрете продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетним и о внесении изменения в статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", применяются с 1 сентября 2025 г.
3. Предметом регионального контроля является соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее - контролируемые лица) запретов и ограничений, установленных статьями 2 - 4 Федерального закона "О запрете продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетним и о внесении изменения в статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
4. Региональный контроль направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений контролируемыми лицами требований к продаже безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических), установленных Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Омской области (далее - требования к продаже).
5. Объектами регионального контроля являются деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц, в рамках которых должны соблюдаться требования к продаже.
6. Учет объектов регионального контроля осуществляется Министерством посредством государственных информационных систем путем межведомственного информационного взаимодействия.
7. Должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление регионального контроля (далее - уполномоченные должностные лица), являются:
1) Министр экономического развития Омской области (далее - Министр);
2) заместитель Министра;
3) руководитель департамента развития потребительского рынка Министерства (далее - департамент);
4) начальник отдела государственного контроля (надзора) департамента;
5) главный специалист отдела государственного контроля (надзора) департамента.
8. Должностными лицами Министерства, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий, являются:
1) Министр;
2) заместитель Министра.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального контроля
9. Региональный контроль осуществляется Министерством на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических).
10. Министерство в целях управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) при осуществлении регионального контроля относит объекты регионального контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) средний риск;
2) умеренный риск;
3) низкий риск.
Критерии отнесения объектов регионального контроля к категориям риска приведены в приложении N 1 к настоящему Положению.
11. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) используются следующие индикаторы риска нарушения требований к продаже при осуществлении регионального контроля:
1) выявление в течение 90 дней подряд двух и более фактов размещения в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо наличие в обращениях (заявлениях) граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления сведений о продаже безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетним;
2) поступление сведений от граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления о продаже безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) только за наличный расчет при отсутствии зафиксированных в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - ГИС МТ), сведений о продаже таких напитков в течение 90 дней подряд в объекте торговли или общественного питания, расположенном в границах прилегающих территорий, определенных органами местного самоуправления Омской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2020 года N 2220 "Об утверждении Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания" (далее - границы прилегающих территорий), к организации, осуществляющей обучение несовершеннолетних;
3) наличие сведений в ГИС МТ об увеличении объема продаж безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) в течение одного анализируемого месяца учебного года на 50 процентов и более от среднего объема продаж за летний период (с июня по август), предшествующий учебному году, в объекте торговли или общественного питания, расположенном в границах прилегающих территорий к организации, осуществляющей обучение несовершеннолетних.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
12. В целях предотвращения совершения контролируемыми лицами правонарушений в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) уполномоченные должностные лица проводят следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям утверждается приказом Министерства в срок до 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий.
13. Министерство осуществляет информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения требований к продаже посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о контроле), на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Министерства).
14. По итогам обобщения правоприменительной практики Министерство ежегодно обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства (далее - доклад о правоприменительной практике).
Министерство обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом Министерства в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, и размещается на официальном сайте Министерства в течение 5 рабочих дней после дня его утверждения.
15. Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона о контроле.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения подать в Министерство возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).
В возражении указываются:
1) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, руководителя крестьянского (фермерского) хозяйства без образования юридического лица, гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина, лица без гражданства;
2) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
3) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.
Возражение подается в Министерство в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с законодательством, и (или) документа на бумажном носителе (по выбору контролируемого лица), а также при личном обращении контролируемого лица в Министерство.
Министерство рассматривает возражение, по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу ответ в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения.
16. Уполномоченные должностные лица по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование (дают разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального контроля) в соответствии со статьей 50 Федерального закона о контроле. Консультирование осуществляется без взимания платы.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев направления указанными лицами запроса о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по следующим вопросам:
1) разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих требования к продаже, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального контроля;
2) разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления регионального контроля;
3) порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц Министерства.
17. Профилактический визит проводится уполномоченным должностным лицом в соответствии со статьей 52 Федерального закона о контроле.
Обязательный профилактический визит проводится в соответствии со статьей 52.1 Федерального закона о контроле.
Профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводится в соответствии со статьей 52.2 Федерального закона о контроле.
IV. Осуществление регионального контроля
18. При осуществлении регионального контроля плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
19. При осуществлении регионального контроля уполномоченные должностные лица при взаимодействии с контролируемым лицом проводят следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
1) контрольная закупка;
2) документарная проверка;
3) инспекционный визит.
20. Контрольная закупка проводится в соответствии со статьей 67 Федерального закона о контроле.
В ходе контрольной закупки совершаются следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) эксперимент.
Эксперимент проводится в целях проверки соблюдения контролируемым лицом требований в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических).
При проведении эксперимента уполномоченное должностное лицо осуществляет выезд на объект торговли.
По прибытии на объект торговли уполномоченное должностное лицо устанавливает факт осуществления (неосуществления) деятельности на данном объекте.
В случае осуществления деятельности контролируемым лицом уполномоченное должностное лицо проводит эксперимент путем осуществления действий по созданию ситуации для совершения сделки по продаже безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических).
21. Документарная проверка проводится по месту нахождения Министерства в соответствии со статьей 72 Федерального закона о контроле.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
22. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в соответствии со статьей 70 Федерального закона о контроле.
В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с требованиями к продаже должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
23. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в следующих случаях:
1) временная нетрудоспособность;
2) наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих присутствию контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
3) пребывание под следствием или судом, а также участие в судебном заседании;
4) применение к индивидуальному предпринимателю, гражданину административного или уголовного наказания, которое делает невозможной его явку;
5) нахождение индивидуального предпринимателя, гражданина в служебной командировке или отпуске в ином населенном пункте.
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие факт наличия (наступления) обстоятельств, указанных в настоящем пункте.
При удовлетворении указанного заявления проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится на срок, необходимый для устранения обстоятельств, указанных в заявлении контролируемого лица.
24. В случае необходимости в целях фиксации доказательств нарушений требований в ходе проведения контрольной закупки, инспекционного визита, выездного обследования используются фотосъемка, аудио и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Для фиксации доказательств нарушений требований используются любые имеющиеся в распоряжении уполномоченных должностных лиц Министерства технические средства фотосъемки, аудио и видеозаписи.
Информация о проведении фотосъемки, аудио и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Материалы, полученные в результате фотосъемки, аудио-и видеозаписи, приобщаются к документам, оформляемым по итогам контрольного (надзорного) мероприятия.
Аудио и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения требований.
Фотоснимки, используемые для фиксации доказательств нарушений требований к продаже, должны содержать информацию о текущей дате и времени.
V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
25. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются в порядке, предусмотренном главой 16 Федерального закона о контроле.
26. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений требований к продаже Министерство в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, принимает меры, предусмотренные частью 2 статьи 90 Федерального закона о контроле.
VI. Досудебный порядок подачи жалобы
27. Жалоба на решение Министерства, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается Министром в порядке, установленном главой 9 Федерального закона о контроле.
VII. Оценка результативности и эффективности деятельности Министерства при проведении регионального контроля
28. Оценка результативности и эффективности деятельности Министерства при осуществлении регионального контроля проводится в порядке, предусмотренном статьей 30 Федерального закона о контроле.
Перечень показателей результативности и эффективности деятельности Министерства при осуществлении регионального контроля приведен в приложении N 2 к настоящему Положению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.