21 августа 2013 г. |
Дело N А26-7506/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Васильевой Е.С., Морозовой Н.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" Шаховой М.В. (доверенность от 15.05.2013 N 5),
рассмотрев 20.08.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.01.2013 (судья Гарист С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2013 (судьи Третьякова Н.О., Згурская М.Л., Сомова Е.А.) по делу N А26-7506/2012,
установил:
Открытое акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы" (ОГРН 1031000052335; место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 11 В; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными пунктов 1 и 2 решения государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Петрозаводске Республики Карелия (ОГРН 1021000511344; место нахождения: 185910, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Лыжная, дом 2Б; далее - Фонд) от 02.08.2012 N 51.
Решением суда первой инстанции от 24.01.2013 заявление Общества удовлетворено частично. Оспариваемый ненормативный акт Фонда признан недействительным в части доначисления страховых взносов, соответствующих пеней и штрафных санкций по эпизоду, связанному с оплатой стоимости проезда работников от международного аэропорта, из которого фактически произошел вылет к месту отдыха за границу, до ближайшего к месту пересечения границы населенного пункта. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 19.04.2013 решение суда первой инстанции от 24.01.2013 отменено в части отказа в удовлетворении заявления Общества о признании недействительным решения Фонда в части, касающейся начисления страховых взносов за 2011 на выплаты, произведенные работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, соответствующих пеней и штрафных санкций. Решение Фонда в указанной части признано недействительным. В остальной части решение суде оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление в части отказа в признании недействительным решения Фонда о доначислении страховых взносов, соответствующих сумм пеней и штрафов по эпизодам, связанным с не включением Обществом в базу для начисления страховых взносов сумм среднего заработка, выплачиваемых работникам-донорам за дни сдачи крови и дни отдыха, за время призыва работников на военные сборы. По мнению подателя жалобы, спорные выплаты среднего заработка работодатель обязан производить в силу закона, вне зависимости от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении. Спорные выплаты не являются вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей, носят характер государственной поддержки, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, и не подлежат обложению страховыми взносами.
Фонд в установленном порядке извещен о времени и месте рассмотрения дела, однако своих представителей в судебное заседание не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена выездная проверка Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
В ходе проверки установлено, что Обществом в нарушение части 1 статьи 7, части 1 статьи 8, статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), не включены в базу для начисления страховых взносов следующие суммы:
- 1 207 565 руб. 43 коп. - оплата стоимости проезда работников от международного аэропорта, из которого фактически произошел вылет к месту отдыха за границу, до ближайшего к месту пересечения границы населенного пункта (пункт 1 решения);
- 147 576 руб. - оплата суммы среднего заработка, выплачиваемого организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха (пункт 2 решения);
- 62 836 руб. 24 коп. - оплата суммы среднего заработка, выплачиваемого организацией работникам в период прохождения ими военных сборов (пункт 2 решения);
- 50 434 руб. 16 коп. - оплата суммы среднего заработка, выплачиваемого организацией за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами (пункт 2 решения).
По итогам проверки Фондом составлен акт от 29.06.2012 N 60 и принято решение от 02.08.2012 N 51 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде взыскания штрафа в размере 82 828 руб. 15 коп. Указанным решением Обществу также начислены пени в сумме 46 134 руб. 47 коп. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 414 140 руб. 76 коп.
Считая решение Фонда в оспариваемой части недействительным, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал решение Фонда недействительным в части доначисления страховых взносов, соответствующих пеней и штрафных санкций по эпизоду, связанному с оплатой стоимости проезда работников от международного аэропорта, из которого фактически произошел вылет к месту отдыха за границу, до ближайшего к месту пересечения границы населенного пункта.
Апелляционный суд также признал недействительным решение Фонда в части, касающейся начисления страховых взносов за 2011 на выплаты, произведенные работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, соответствующих пеней и штрафных санкций.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества в части признания недействительным решения Фонда по эпизодам доначисления страховых взносов, соответствующих пеней и штрафа на сумму выплат работникам-донорам и за период прохождения работниками военных сборов, суды обеих инстанций исходили из того, что спорные выплаты работодатель производит в силу закона, и они подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, выслушав участвующего в деле представителя Общества, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действующей в проверенный период 2011 года) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статья 186 ТК РФ регламентирует государственные гарантии и компенсации в области взаимоотношений работодателя и работника при выполнении последним социально значимой функции, предусмотренной Законом Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов": освобождение работника от работы в определенные в указанной статье дни, предоставление дополнительного дня отдыха, сохранение за работником его среднего заработка за дни сдачи крови и ее компонентов и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Таким образом, выплата среднего заработка работнику работодателем в связи с наличием предусмотренных статьей 186 ТК РФ обстоятельств возможна при наличии трудовых отношений между работником и работодателем (статья 15 ТК РФ), что в силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ включает указанную выплату в объект обложения страховыми взносами.
В силу правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.09.2011 N 4922/11, законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата.
Спорные выплаты не подпадают под те виды выплат, которые в соответствии со статьей 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
С учетом изложенного спорные выплаты подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали решение Фонда в части доначисления Обществу страховых взносов на выплаты среднего заработка работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха, начисления соответствующих сумм пеней и санкций правомерным, в связи с чем кассационная жалоба заявителя в данной части не подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинская часть), оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.
В силу статьи 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения ими государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов, работодатель несет обязанность по выплате заработной платы с соответствующими начислениями.
При этом согласно пункту 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация данных расходов согласно пункту 2 указанных Правил осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212 ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в частности организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен статьей 9 Закона N 212-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающего гражданина на военных сборах, в указанном перечне не поименован.
Исходя из системного толкования приведенных норм, суды сделали правильный вывод о том, что в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем сохраняются.
Таким образом, средний заработок, выплачиваемый в период прохождения военных сборов, облагается страховыми взносами, в связи с чем решение Фонда в данной части является законным и обоснованным.
С учетом изложенного у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения судебных актов в обжалуемой части.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2013 по делу N А26-7506/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Петрозаводские коммунальные системы" (ОГРН 1031000052335; место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 11В) из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 13.06.2013 N 6835.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.