22 августа 2013 г. |
Дело N А26-10401/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Морозовой Н.А., Родина Ю.А., при участии от открытого акционерного общества "Карельские морепродукты" Заброцкой А.И. (доверенность от 12.02.2013 б/н), Селезневой И.Е. (доверенность от 05.04.2013 б/н), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия Емельян Е.А. (доверенность 19.12.2012 N 05-03/13869), Корякина С.А. (доверенность от 09.08.2013 б/н),
рассмотрев 20.08.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по делу N А26-10401/2012 (судьи Абакумова И.Д., Горбачева О.В., Дмитриева И.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Карельские морепродукты", место нахождения: 186500, Республика Карелия, Беломорский р-н, г. Беломорск, ул. Порт-Поселок, д. 10, ОГРН 1021000977722 (далее - ОАО "Карельские морепродукты", Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республики Карелия, место нахождения: 186420, Республика Карелия, Сегежский р-н, г. Сегежа, ул. Ленина, д. 19, ОГРН 1041000960000 (далее - Инспекция), о признании недействительным решения налогового органа от 20.09.2012 N 1326.
Решением суда первой инстанции от 14.01.2013 (судья Гарист С.Н.) заявленные ОАО "Карельские морепродукты" требования удовлетворены частично: решение налогового органа признано недействительным в части начисления пеней по налогу на прибыль в размере 944 332 руб. 34 коп. Этим же решением суд обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества. В удовлетворении остальной части требований заявителю отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 решение суда первой инстанции об отказе в признании недействительным оспариваемого решения налогового органа в части предложения уплатить 27 557 980 руб. налога на прибыль отменено. В этой части требования ОАО "Карельские морепродукты" удовлетворены. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить принятое по делу постановление от 22.04.2013 и отказать заявителю в удовлетворении его требований в полном объеме.
Инспекция считает, что судом апелляционной инстанции неверно истолкованы положения статьи 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть 2 Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ, с учетом внесенных в него изменений).
По мнению подателя жалобы, в соответствии с данной нормой Закона правом на применение ставки 0 процентов по налогу на прибыль обладают только те сельскохозяйственные товаропроизводители, которые отвечают критериям, установленным пунктом 2 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Рыбохозяйственные организации для целей применения данной налоговой ставки должны отвечать одновременно двум критериям, которые предусмотрены и пунктом 2 и подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 НК РФ. Поскольку Общество в соответствии с подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 НК РФ не относится к категории градо- и поселкообразующих рыбохозяйственных организаций, оно, как указывает налоговый орган, неправомерно применило налоговую ставку 0 процентов при исчислении налога на прибыль в I квартале 2012 года.
Также Инспекция указывает, что суд апелляционной инстанции неправомерно применил к рассматриваемым правоотношениям положения пункта 1.3 статьи 284 НК РФ, поскольку данная норма введена в действие Федеральным законом от 02.10.2012 N 161-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступает в силу с 01.01.2013 и не распространяется на правоотношения, связанные со спорным налоговым периодом.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной ОАО "Карельские морепродукты" налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за I квартал 2012 года, по итогам которой составила акт от 08.08.2012 N 8016.
В ходе проверки Инспекция пришла к выводу о том, что налогоплательщик в проверяемом периоде неправомерно применил льготу по налогу на прибыль (в виде ставки 0 процентов), предусмотренную статьей 2.1 Закона N 110-ФЗ для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, так как он не отвечает критериям, предусмотренным пунктом 2 и подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 НК РФ. Таким образом, по мнению налогового органа, доход, полученный налогоплательщиком от реализации рыбы, рыбопродукции и консервов, подлежит включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций за I квартал 2012 года по ставке 20%.
Принятым по итогам проверки решением от 20.09.2012 N 1326 Инспекция отказала ОАО "Карельские морепродукты" в привлечении к налоговой ответственности, начислила пени по налогу на прибыль в общей сумме 944 332 руб. 34 руб. и предложила уплатить недоимку по налогу на прибыль (с учетом переплаты состояния расчетов с бюджетом на дату вступления в законную силу данного решения) в общей сумме 27 557 980 руб.
В результате рассмотрения Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Карелия апелляционной жалобы налогоплательщика решение Инспекции от 20.09.2012 N 1326 оставлено без изменения (решение от 08.11.2012 N 13-09/10858).
Общество, не согласившись с решением Инспекции от 20.09.2012 N 1326, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 8 статьи 75 НК РФ, признал обоснованными требования заявителя только в части неправомерного доначисления ему в соответствии с оспариваемым решением Инспекции 944 332 руб. 34 коп. пеней.
В части применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль, суд первой инстанции признал обоснованными выводы налогового органа о том, что Общество не соответствует требованиям, изложенным в статье 2.1 Закона N 110-ФЗ, и отказал ему в удовлетворении этой части требований.
Суд апелляционной инстанции, указав на ошибочность такой правовой позиции суда первой инстанции, отменил его решение в части отказа заявителю в удовлетворении требований и признал оспариваемое решение налогового органа в данной части недействительным. При этом апелляционный суд признал достаточным для применения спорной налоговой ставки то обстоятельство, что заявитель отвечает критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя, указанным в пункте 2 статьи 346.2 НК РФ, так как осуществляемый им вид деятельности (вылов рыбы, ее переработка и реализация) в силу пункта 3 статьи 346.2 НК РФ относится к производству сельскохозяйственной продукции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей сторон, считает жалобу Инспекции не подлежащей удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно статье 2.1 Закона N 110-ФЗ для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции (далее - сельскохозяйственная деятельность), установлены пониженные ставки по налогу на прибыль организаций (в 2004 - 2012 годы ставка налога на прибыль установлена в размере 0 процентов).
Под сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях применения статьи 2.1 Закона N 110-ФЗ до 01.01.2008 понимались сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 30.12.2008 N 314-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности налогообложения рыбохозяйственного комплекса" (далее - Закон N 314-ФЗ) в часть первую статьи 2.1 Закона N 110-ФЗ внесены изменения, согласно которым с 1 января 2009 года под сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях применения статьи 2.1 Закона N 110-ФЗ понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным пунктом 2 и подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 НК РФ.
Одновременно Законом N 314-ФЗ внесены изменения в пункт 2 статьи 346.2 НК РФ и сельскохозяйственными товаропроизводителями стали признаваться организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации, произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 %.
Этим же Законом были внесены изменения и в пункт 3 статьи 346.2 НК РФ, согласно которым с 01.01.2009 к сельскохозяйственной продукции стали относиться уловы водных биологических ресурсов, рыбная и иная продукция из водных биологических ресурсов, которые указаны в пунктах 4 и 5 статьи 333.3 данного Кодекса, а также уловы водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, рыбная и иная произведенная на судах рыбопромыслового флота продукция из водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Законом N 314-ФЗ статья 346.2 НК РФ также дополнена пунктом 2.1, подпунктом 1 которого установлено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта и которые удовлетворяют условиям, установленным абзацами третьим и четвертым подпункта 2 этого пункта, то есть, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70 процентов и если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
Из системного анализа указанных правовых норм следует, что с 01.01.2009 сельскохозяйственными товаропроизводителями, которые в силу статьи 2.1 Закона N 110-ФЗ имеют право на применение налоговой ставки 0 процентов при исчислении налога на прибыль, являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию в виде уловов водных биологических ресурсов, рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов, которые указаны в пунктах 4 и 5 статьи 333.3 данного Кодекса, а также уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, рыбной и иной произведенной на судах рыбопромыслового флота продукции из водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации, произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 %, а также градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, отвечающие критериям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 НК РФ
При этом условие о том, что указанные сельскохозяйственные товаропроизводители должны одновременно соответствовать в целях применения пониженной ставки налога на прибыль критериям, предусмотренным как пунктом 2, так и подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 НК РФ, в положениях статьи 2.1 Закона N 110-ФЗ (в редакции, введенной в действие с 01.01.2009) не содержится.
Суд апелляционной инстанции, полно и всесторонне исследовав в соответствии со статьей 71 АПК РФ материалы дела и проанализировав приведенные выше нормы материального права, обоснованно признал, что Общество как сельскохозяйственный товаропроизводитель, полностью отвечающий критериям, установленным в пункте 2 статьи 346.2 НК РФ, правомерно применил в I квартале 2012 года налоговую ставку 0 процентов при исчислении налога на прибыль.
Налоговым органом не опровергается и то обстоятельство, что Общество с момента введения Законом N 314-ФЗ нового правового регулирования, связанного с повышением эффективности налогообложения рыбохозяйственного комплекса, и до 01.01.2012 применяло пониженную ставку по налогу на прибыль без предъявления каких-либо претензий со стороны Инспекции, а с 01.01.2013 -перешло на уплату единого сельскохозяйственного налога.
С учетом изложенного следует признать, что суд апелляционной инстанции правомерно признал оспариваемое Обществом решение Инспекции в части предложения заявителю уплатить 27 557 980 руб. налога на прибыль и начисления 944 332 руб.34 коп. пеней недействительным.
Ошибочная ссылка суда апелляционной инстанции в обжалуемом постановлении от 22.04.2013 на положения пункта 1.3 статьи 284 НК РФ, введенного в действие с 01.01.2013, не привела к принятию неправильного решения, поэтому оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2013 по делу N А26-10401/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.