Решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2025 г. N АКПИ24-950
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Бугакова О.А., Кириллова B.C.
при секретаре Вознесенской Н.Г.
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шуюковой Ирины Викторовны о признании частично недействующим пункта 53 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка в части, не определённой Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. N 2330,
установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. N 2330 (далее также - Постановление) утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка в части, не определённой Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее также - Правила). Нормативный правовой акт размещён на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 19 декабря 2022 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 26 декабря 2022 г., N 52, действует в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. N 1961.
Пункт 53 Правил содержит перечень видов доходов, не учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи для назначения и выплаты пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка.
Шуюкова И.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим пункта 53 Правил в части невключения в перечень доходов, которые не учитываются при расчёте среднедушевого дохода семьи, компенсации работодателем работнику уплаченных им процентов по ипотечным кредитам, то есть выплат, имеющих компенсационный характер, ссылаясь на то, что оспариваемое положение нормативного правового акта противоречит пункту 40 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает её право на получение меры государственной социальной поддержки.
По мнению административного истца, оспариваемое нормативное регулирование фактически содержит запрет на исключение из доходов семьи при определении права на социальную помощь и расчёте среднедушевого дохода семьи выплат компенсационного характера; позволяет при определении среднедушевого дохода семьи дважды учитывать суммы средств, уплаченных за проценты по ипотечному кредиту: первый раз они выплачиваются из заработной платы, второй раз выплачиваются работодателем в сумме выплаченных процентов. Выплата работодателем уплаченных процентов по ипотечным кредитам носит именно компенсационный характер, в связи с чем не должна учитываться при расчёте среднедушевого дохода семьи и определении права на получение социальной помощи.
В обоснование заявленного требования Шуюкова И.В. указывает, что имеет на иждивении несовершеннолетнего ребёнка, работает в акционерном обществе "Ульяновский механический завод", выплачивает ипотечный кредит за квартиру, работодатель принял решение по оказанию финансовой помощи в погашении процентов по ипотечному кредиту. Административный истец неоднократно обращалась в соответствующие органы с просьбой назначить социальные выплаты, однако суммы компенсаций процентов по ипотеке учитывались при определении среднедушевого дохода, который превышал установленный минимум для получения социальной помощи.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации, в письменных возражениях указало, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует законодательству Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца Хабибулин P.P. поддержал заявленное требование.
Представитель Правительства Российской Федерации Ерохина Ю.В. поддержала изложенную в письменных возражениях правовую позицию и просила отказать в удовлетворении административного иска.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Кириллова B.C., объяснения представителя административного истца Хабибулина P.P., возражения представителя Правительства Российской Федерации Ерохиной Ю.В., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С. А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Полномочия Правительства Российской Федерации определены Федеральным конституционным законом от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", согласно статье 5 которого Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издаёт постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение (часть 1). Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (часть 2).
В соответствии с частью второй статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка в части, не определённой названным федеральным законом, требования к составу семьи и перечню видов доходов, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Реализуя предоставленные ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением утвердило Правила.
Процедура издания, введения в действие и опубликования Постановления соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Следовательно, Правила утверждены во исполнение полномочия, возложенного на Правительство Российской Федерации федеральным законодателем. Порядок принятия и опубликования нормативного правового акта соблюдён и не оспаривается административным истцом. Данные обстоятельства ранее также установлены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2023 г. N АКПИ23-903.
Доводы административного истца о том, что оспариваемое положение нормативного правового акта противоречит пункту 40 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает её право на получение меры государственной социальной поддержки, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства; виды гарантированных государством пособий гражданам, имеющим детей, и круг лиц, имеющих право на их получение, установлены Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (преамбула, статьи 1, 3, 13 названного федерального закона).
Согласно статье 9 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребёнка предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации (часть первая). Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребёнка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с частью шестой данной статьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанного пособия (часть четвёртая). При определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребёнка учитываются наличие у заявителя и членов его семьи доходов от трудовой, предпринимательской и иных видов деятельности, а также иных доходов, движимого и недвижимого имущества, доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках и иных кредитных организациях, причины отсутствия доходов у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением несовершеннолетних детей) в соответствии с порядком и условиями назначения и выплаты указанного пособия, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации (часть пятая).
Правила определяют порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка в части, не определённой Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (пункт 1).
Пунктом 2 Правил установлено, что право на ежемесячное пособие предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации. Назначение и выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка осуществляются: беременной женщине в случае, если срок её беременности составляет 6 и более недель и она встала на учёт в медицинской организации в ранние сроки беременности (до 12 недель); одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребёнка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Российской Федерации.
Право на ежемесячное пособие возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с данными правилами, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением ежемесячного пособия (абзац первый пункта 3 Правил).
Пунктом 47 названных правил установлен перечень видов доходов семьи, полученных в денежной форме, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода, в их числе вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора (подпункт "а").
В соответствии с пунктом 48 Правил среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячного пособия рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествовавших месяцу перед месяцем обращения за назначением ежемесячного пособия, путём деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчётный период на число членов семьи.
В пределах предоставленных дискреционных полномочий Правительство Российской Федерации в пункте 53 Правил определило исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи для назначения и выплаты пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка.
Таким образом, в пункте 47 Правил обозначен перечень доходов, с учётом которых определяется право на ежемесячное пособие, а перечень доходов, которые не учитываются, - в пункте 53 Правил.
Из приведённых нормативных положений следует, что предоставление мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, обусловлено тем, что их среднедушевой доход ниже определённой величины прожиточного минимума в соответствующем субъекте Российской Федерации, и направлено на поддержание уровня жизни этих семей.
Одной из таких мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, предусмотрено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребёнка. Право на указанное ежемесячное пособие возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания) или фактического проживания заявителя. Для расчёта размера среднедушевого дохода семьи учитываются определённые виды доходов, полученные членами семьи в денежной форме за 12 календарных месяцев. Среди таких доходов - вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, пенсии, пособия, стипендии и другие.
Таким образом, при расчёте размера среднедушевого дохода семьи с целью назначения меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка учёту подлежат только те денежные средства, которые получены членами семьи в качестве вида дохода, определённого Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Статья 217 Налогового кодекса Российской Федерации содержит перечень доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
Согласно пункту 40 данной статьи не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Указанным положением Налогового кодекса Российской Федерации установлен механизм снижения налоговой нагрузки в случае социальной поддержки работодателями их работников при приобретении жилья.
Приведённая норма Налогового кодекса Российской Федерации регулирует вопросы расчёта налога на доходы физических лиц и не может быть применена при расчёте среднедушевого дохода семьи для назначения и выплаты пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка. К тому же доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 54 Правил).
Вопреки позиции административного истца оспариваемые нормы направлены на обеспечение реализации Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и каких-либо неясностей, приводящих к их неоднозначному толкованию, не содержат.
Нормативного правового акта, который устанавливал бы иные порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка, предусматривающие включение в перечень доходов, не учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи, компенсации работодателем работнику уплаченных им процентов по ипотечным кредитам, не имеется.
Таким образом, оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Доводы административного истца, по сути, сводятся к осуществлению нормативного правового регулирования и внесению в нормативный правовой акт соответствующих изменений и дополнений, предусматривающих включение в перечень доходов, которые не учитываются при расчёте среднедушевого дохода семьи, компенсации работодателем работнику уплаченных им процентов по ипотечным кредитам, что не отнесено законом к компетенции судов.
С учётом того, что пункт 53 Правил в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Шуюковой Ирины Викторовны о признании частично недействующим пункта 53 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определённой Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2022 г. N 2330, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья |
О.Н. Нефедов |
Судьи Верховного Суда |
О.А. Бугаков |
|
B.C. Кириллов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2025 г. N АКПИ24-950
Опубликование:
-