03 сентября 2013 г. |
Дело N А42-3898/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 02.09.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.02.2013 (судья Быкова Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 (судьи Мельникова Н.А., Кашина Т.А., Шестакова М.А.) по делу N А42-3898/2012,
установил:
Комитет по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области (место нахождения: г. Мурманск, ул. К. Маркса, д. 25, ОГРН 1025100861939; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу оленеводческо-промысловое хозяйство малочисленных народов Севера "Оленевод" (место нахождения: Мурманская обл., Ловозерский р-н, с. Краснощелье, ул. Свириденко, д. 14, ОГРН 1025100676480; далее - Кооператив) о взыскании задолженности по договору от 09.03.2010 в сумме 9 508 000 руб. 30 коп.
Определением от 18.09.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Контрольно-счетная палата Мурманской области (далее - Счетная палата).
В ходе судебного разбирательства истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), уточнил заявленные требования, просил взыскать неосновательное обогащение в сумме 5 727 000 руб. 20 коп., возникшее в результате использования не по целевому назначению субсидий на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства, на поддержку племенного животноводства, на продукцию оленеводства в 2009 году (846 000 руб. 30 коп.), и в результате нарушений правил выплаты, установленных Правительством Мурманской области в 2010 году (4 880 000 руб. 90 коп.).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 01.02.2013 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 решение суда от 01.02.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить судебные акты.
Податель жалобы считает ошибочным вывод судов об отсутствии доказательств превышения у Кооператива объема полученных субсидий над объемом затрат, связанных с ведением оленеводческой деятельности в 2009 году. Сторонами была произведена сверка затрат, основанная на разных подходах к определению объема расходов, подлежащих субсидированию из областного бюджета. По мнению подателя жалобы, Кооперативом для получения субсидии из областного бюджета в Комитет представлялись документы, содержащие недостоверную информацию о расходах.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, основными видами деятельности Кооператива являются разведение оленей, ветеринарная деятельность. Кооператив является получателем субсидий из областного бюджета.
Между Комитетом и Кооперативом 09.03.2010 заключен договор, предметом которого является осуществление сторонами совместных действий по обеспечению населения Мурманской области продукцией сельскохозяйственного производства. В целях финансовой поддержки сельскохозяйственного производства, стабилизации объемов производства сельскохозяйственной продукции, сдерживания цен на продовольственном рынке области Комитет направляет Кооперативу денежные средства, выделяемые из областного бюджета в виде субсидий.
Кооператив осуществляет свое право на получение бюджетных субсидий в порядке и на условиях, установленных постановлениями Правительства Мурманской области от 28.12.2007 N 651-ПП/26 "О государственной поддержке из областного бюджета сельскохозяйственных производителей Мурманской области в 2008 году", 26.12.2008 N 651-ПП/26 на 2009 год и от 22.07.2010 N 327-ПП в 2010-2012 годах. Названными постановлениями утверждены Правила выплаты из областного бюджета субсидии на продукцию животноводства и сельскохозяйственным товаропроизводителям на соответствующие периоды (далее - Правила).
Счетной палатой проведена проверка Комитета по эффективности использования средств областного бюджета на реализацию ведомственной целевой программы "Развитие сельского хозяйства Мурманской области на 2008 - 2010 годы".
По результатам контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой направлено Кооперативу представление от 07.06.2011 N 01-09/312 и выдано предписание от 18.05.2012 N 01-09/358 с предложением принять меры к восстановлению в доход областного бюджета средств в общей сумме 9 508 000 руб. 30 коп., в том числе 4 880 000 руб. 90 коп. - субсидии, предоставленные в нарушение правил выплаты, установленных Правительством Мурманской области, из них: 3 555 000 руб. 90 коп. - субсидия на поддержку северного оленеводства, предоставленная Кооперативу в нарушение пункта 11 "Правил выплаты субсидий на поддержку северного оленеводства"; 1 325 000 руб. - субсидия на поддержку племенного животноводства, предоставленная Кооперативу в нарушение пункта 9 Правил выплаты субсидий на поддержку племенного животноводства; 4 627 000 руб. 40 коп. - остаток субсидий, не использованных Кооперативом по целевому назначению, из них: 1 476 000 руб.10 коп. - совокупный остаток бюджетных субсидий, не использованных Кооперативом по целевому назначению; 3 151 000 руб. 30 коп. - совокупный остаток бюджетных субсидий, не использованных Кооперативом по целевому назначению в 2009 году. Счетной палатой предложено Комитету принять безотлагательные меры по возмещению материального ущерба бюджету Мурманской области в общей сумме 9 508 000 руб. 30 коп.
Указанное обстоятельство послужило основаниям для обращения Комитета в арбитражный суд с настоящим иском.
Судами первой и апелляционной инстанций отказано Комитету в удовлетворении иска.
Исследовав материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрена возможность предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ указанные субсидии в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.
Кооперативом в 2009 году получены следующие субсидии: на поддержку северного оленеводства в сумме 9 275 000 руб. 30 коп.: на продукцию животноводства в сумме 42 000 руб. 50 коп.; на поддержку племенного животноводства в сумме 3 612 000 руб. 50 коп., всего - 12 930 000 руб. 30 коп.
За 2009 год Кооперативом представлено в Комитет документы, подтверждающие фактические расходы, связанные с ведением оленеводческой отрасли на общую сумму 13 122 000 руб., а также расчеты общехозяйственных расходов, приходящихся на оленеводство на сумму 3 079 000 руб.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции сторонами составлен акт сверки затрат Кооператива, связанных с ведением оленеводческой отрасли, и подтверждающих документов, предоставленных в Комитет в 2008 и 2009 годах.
По результатам сверок, спорными остались суммы за 2009 год - 846 000 руб. 30 коп. субсидии, как использованные не по целевому назначению), за 2010 год - 4 880 000 руб. 90 коп. (субсидии, полученные в нарушение правил выплаты, установленных Правительством Мурманской области).
В акте сверки затрат, связанных с ведением оленеводческой отрасли, и подтверждающих документов, составленном в ходе рассмотрения дела, указаны наименование, подтверждающие документы и суммы (13 122 000 руб.).
В материалы дела Кооперативом представлены отчеты о прибылях и убытках за 2008 год и 2009 год, главные книги и журналы-ордера за 2008 и 2009 годы.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 20 "Основное производство" за 2009 год прямые расходы, связанные непосредственно с ведением оленеводческой деятельности (выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг), составили 18 307 090 руб. 40 коп.
В соответствии с условиями Правил выплаты из областного бюджета субсидий на продукцию животноводства, на поддержку северного оленеводства, на поддержку племенного животноводства, СХПК ОПХ МНС "Оленевод" в 2008 - 2009 годах, предоставил в Комитет все необходимые для получения субсидии документы. Данное обстоятельство подтверждается справками о фактических затратах Кооператива и приложенных к нему пакетом документов.
При этом истец ранее не заявлял о представлении Кооперативом неполного пакета документов, а равно представления документов, не соответствующих установленным требованиям, необходимых для принятия решения о предоставлении субсидий.
Правила не предусматривают необходимости предоставления дополнительных, кроме установленных, документов, подтверждающих факт и целевое использование субсидий.
Документальным подтверждением использования субсидий, полученных ответчиком в 2008 - 2009 годах по целевому назначению, являются аудиторские отчеты аудиторской компании "Центр Аудит Плюс К", составленные по результатам проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, учетных регистров, первичных учетных и других документов, имеющих отношение к финансово-хозяйственной деятельности Кооператива за 2008 - 2009 годы.
Комитет, осуществляя контроль за целевым использованием субсидий (пункт 12 Правил выплаты из областного бюджета субсидий на поддержку северного оленеводства сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2009 году, пункт 11 Правил выплаты из областного бюджета субсидий на поддержку племенного животноводства в 2009 году), после проверки предоставленных первичных документов подтверждающих целевое расходование средств (пункт 5 Правил) каких-либо претензий по поводу не использования либо, нецелевого использования субсидий Кооперативу не направлял.
Суды, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, сделали правильный вывод, что Комитетом не доказан факт использования субсидий, полученных ответчиком в 2008 - 2009 годах не по целевому назначению и не представлено доказательств превышения Кооперативом объема полученных субсидий над объемом затрат, связанных с ведением оленеводческой деятельности в 2009 году.
Согласно пункту 12 Правил выплаты из областного бюджета субсидии на поддержку северного оленеводства и пункта 10 Правил выплаты из областного бюджета субсидии на поддержку племенного животноводства, утвержденных постановлением Правительства Мурманской области от 22.07.2010 N 327-ПП, условием предоставления субсидии, является направление ее сельскохозяйственными товаропроизводителями на - компенсацию расходов, связанных с ведением оленеводческой отрасли в хозяйствах, занимающихся разведением северных оленей, и с содержанием племенного поголовья.
Субсидии, полученные Кооперативом в 2010 году, использованы им в полном соответствии с вышеуказанными условиями предоставления, фактов нецелевого использования субсидий не выявлено.
Правилами предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям Мурманской области субсидий из федерального бюджета, предоставленных бюджету Мурманской области на поддержку сельскохозяйственного производства, утвержденными постановлением Правительства Мурманской области от 26.12.2008, предусматривалась возможность возврата субсидии в областной бюджет лишь в случае использования не по целевому назначению. Иных оснований для возврата субсидий не было установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ муниципальные нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий должны определять, в том числе и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Судебные инстанции правомерно посчитали, что поскольку Кооператив не нарушил условий установленных при предоставлении субсидий, то законных оснований для возврата использованных по целевому назначению субсидий не имеется.
Согласно пункту 5 Правил выплаты из областного бюджета субсидии на поддержку северного оленеводства и пункту 4 Правил выплаты из областного бюджета субсидии на поддержку племенного животноводства, Комитет при предоставлении Кооперативу субсидий обязан был проверить представленные документы. Однако, на момент выплаты субсидий никаких замечаний к представленным документам по нецелевому использованию средств у Комитета не было, что свидетельствует о недоказанности вывода о предоставлении Кооперативу в 2010 субсидий с нарушением правил выплаты.
Следовательно, судами обоснованно отказано в удовлетворении требований и в части взыскания 4 880 000 руб. 90 коп. субсидий за 2010 год.
В соответствии с частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случае, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Фактов неосновательного обогащения ответчиком за счет бюджета не установлено.
Суд кассационной инстанции считает, что фактические обстоятельства дела установлены судебными инстанциями в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для иной оценки доказательств и отмены обжалуемых судебных актов нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.02.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2013 по делу N А42-3898/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.