Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ Минфина России от 14 января 2025 г. № 2н "Об утверждении общих требований к регламенту реализации полномочий получателя средств федерального бюджета по управлению дебиторской задолженностью по расходам, образовавшейся в ходе исполнения федерального закона о федеральном бюджете, и реализации мер по недопущению возникновения просроченной дебиторской задолженности по расходам, а также мер реагирования на риски, выявляемые в ходе осуществления мониторинга дебиторской задолженности по расходам"

4 марта 2025

В соответствии с пунктом 54 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые общие требования к регламенту реализации полномочий получателя средств федерального бюджета по управлению дебиторской задолженностью по расходам, образовавшейся в ходе исполнения федерального закона о федеральном бюджете, и реализации мер по недопущению возникновения просроченной дебиторской задолженности по расходам, а также мер реагирования на риски, выявляемые в ходе осуществления мониторинга дебиторской задолженности по расходам.

2. Установить, что настоящий приказ применяется получателями средств федерального бюджета начиная с показателей дебиторской задолженности по расходам, отражаемой в бюджетном учете по состоянию на 1 апреля 2025 года.

И.о. Министра И.А. Окладникова

Зарегистрировано в Минюсте России 28 февраля 2025 г.
Регистрационный № 81424

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 14.01.2025 г. № 2н

Общие требования
к регламенту реализации полномочий получателя средств федерального бюджета по управлению дебиторской задолженностью по расходам, образовавшейся в ходе исполнения федерального закона о федеральном бюджете, и реализации мер по недопущению возникновения просроченной дебиторской задолженности по расходам, а также мер реагирования на риски, выявляемые в ходе осуществления мониторинга дебиторской задолженности по расходам

1. Настоящий документ устанавливает общие требования к регламенту реализации полномочий получателя средств федерального бюджета по управлению дебиторской задолженностью по расходам, образовавшейся в ходе исполнения федерального закона о федеральном бюджете, и реализации мер по недопущению возникновения просроченной дебиторской задолженности по расходам, а также мер реагирования на риски, выявляемые в ходе осуществления мониторинга дебиторской задолженности по расходам, утверждаемому получателем средств федерального бюджета в целях обеспечения реализации исполнения федерального бюджета по расходам (далее соответственно - Регламент, дебиторская задолженность по расходам).

2. Регламент должен устанавливать:

а) перечень мероприятий по реализации получателем средств федерального бюджета полномочий, направленных на управление дебиторской задолженностью по расходам по видам платежей (учетным группам расходов), включающий мероприятия по:

выявлению факторов, влияющих на образование просроченной дебиторской задолженности по расходам, и осуществлению по соответствующим факторам мониторинга рисков возникновения просроченной дебиторской задолженности по расходам в целях недопущения образования просроченной дебиторской задолженности по расходам (далее - риск-мониторинг просроченной задолженности);

наблюдению (в том числе за возможностью взыскания дебиторской задолженности по расходам) за платежеспособностью (ликвидностью) должника в целях обеспечения исполнения дебиторской задолженности по расходам;

урегулированию просроченной дебиторской задолженности по расходам в досудебном порядке, в случае невозможности урегулирования - в судебном порядке;

принудительному взысканию образовавшейся у получателя средств федерального бюджета в текущем финансовом году дебиторской задолженности по расходам при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц органами принудительного исполнения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - принудительное взыскание дебиторской задолженности по расходам);

предъявлению требования о возмещении расходов федерального бюджета в части задолженности прошлых лет;

б) сроки и (или) периодичность реализации каждого мероприятия;

в) перечень структурных подразделений (сотрудников) получателя средств федерального бюджета, ответственных за осуществление мер по управлению дебиторской задолженностью по расходам;

г) порядок обмена информацией (первичными учетными документами) между структурными подразделениями (сотрудниками) получателя средств федерального бюджета, в том числе структурными подразделениями (сотрудниками) получателя средств федерального бюджета, осуществляющими полномочия по принятию и (или) исполнению бюджетных обязательств по расходам, с подразделениями (сотрудниками), осуществляющими полномочия по ведению бюджетного учета (обеспечению ведения бюджетного учета), либо с уполномоченной организацией, осуществляющей переданные полномочия по ведению бюджетного учета (далее - централизованная бухгалтерия).

3. Мероприятия по выявлению факторов, влияющих на образование просроченной дебиторской задолженности по расходам, и осуществлению риск-мониторинга просроченной задолженности, включают в себя:

а) определение структуры дебиторской задолженности по расходам исходя из видов расчетов (учетным группам расходов):

расчеты по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - контракт);

расчеты по межбюджетным трансфертам;

расчеты по субсидиям бюджетным и автономным учреждениям;

расчеты по субсидиям юридическим лицам (за исключением субсидий бюджетным и автономным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг;

иные расчеты по расходам;

б) выявление рисков возникновения просроченной дебиторской задолженности по соответствующим видам расчетов (учетным группам расходов) предоставления авансов, а также межбюджетных трансфертов, субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - целевые средства), исходя из следующего:

по сроку исполнения задолженности: краткосрочная, долгосрочная;

по статусу задолженности: текущая, просроченная;

по способу исполнения контракта (соглашения о предоставлении субсидии, межбюджетного трансферта (далее - соглашение): контракт (соглашение) подлежит (не подлежит) казначейскому сопровождению;

по статусу должника:

надежный (стабильный) - должник выполняет свои обязательства в срок, исполнение обязательства по дебиторской задолженности по расходам ожидается в течение периода, составляющего не более 12 месяцев (краткосрочная задолженность), отсутствуют риски неисполнения должником обязательств;

условно надежный - исполнение обязательства по дебиторской задолженности по расходам ожидается в течение периода более 12 месяцев, но не более 3 лет (долгосрочная задолженность в пределах планового периода), должник демонстрирует признаки возникновения рисков неплатежеспособности, должник имеет просроченную задолженность перед кредиторами и (или) исполнение контракта (соглашения) осуществляется с задержками либо не в полном объеме;

ненадежный (сомнительный) - исполнение обязательства по дебиторской задолженности по расходам ожидается в течение периода более 3 лет (долгосрочная задолженность за пределами планового периода), условия контракта (соглашения) в установленные сроки не выполнены, дебиторская задолженность по расходам является просроченной, по результатам риск-мониторинга просроченной задолженности выявлены риски банкротства должника, ведется претензионная работа по просроченной дебиторской задолженности по расходам (досудебное урегулирование);

условно безнадежный - условия контракта (соглашения) не выполнены и должник находится в стадии банкротства (ликвидации) и (или) включен в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в единой информационной системе в сфере закупок1;

в) оценку предельного срока исполнения обязательств в объеме предоставленного по контракту (соглашению) аванса (целевых средств) (дебиторской задолженности);

г) контроль за своевременным предъявлением требований об исполнении условий предоставления аванса, целевых средств, в том числе, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предъявление требований по штрафным санкциям (неустойкам (штрафам, пеням), возврату неиспользованных целевых средств);

д) принятие мер, снижающих риски неисполнения дебитором обязательств по предоставленным авансам (целевым средствам) и (или) возникновения убытков бюджета от признания просроченной дебиторской задолженности по возмещению затрат по предоставленным авансам (целевым средствам) нереальной ко взысканию;

е) контроль за своевременным составлением первичных учетных документов, обосновывающих возникновение дебиторской задолженности по расходам или оформляющих операции по ее увеличению (уменьшению), а также передачей документов для отражения в бюджетном учете структурному подразделению (сотруднику) получателя средств федерального бюджета, осуществляющему ведение бюджетного учета (централизованной бухгалтерии);

ж) своевременное заключение дополнительных соглашений, внесение в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, изменений в контракты (соглашения), в рамках которых возникла просроченная дебиторская задолженность по расходам;

з) проведение инвентаризации дебиторской задолженности по расходам, включая сверку данных о дебиторе (его финансовом состоянии) из государственных информационных систем, в том числе в целях оценки ожидаемых результатов работы по взысканию дебиторской задолженности по расходам;

и) иные мероприятия, проводимые по решению получателя средств федерального бюджета в целях недопущения образования просроченной дебиторской задолженности по расходам, выявления факторов, влияющих на образование просроченной дебиторской задолженности по расходам, определенные исходя из функциональной и организационной структуры получателя средств федерального бюджета.

4. Мероприятия по наблюдению (в том числе за возможностью взыскания дебиторской задолженности по расходам) за платежеспособностью (ликвидностью) должника в целях обеспечения исполнения дебиторской задолженности по расходам включают в себя действия по выявлению фактов:

а) наличия сведений в Едином государственном реестре юридических лиц об инициации процедур ликвидации, реорганизации, банкротстве контрагента;

б) наличия должника в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в единой информационной системе в сфере закупок;

в) наличия у должника просроченной кредиторской задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также перед государственными органами по иным контрактам (соглашениям).

5. Мероприятия по урегулированию дебиторской задолженности по расходам в досудебном порядке включают в себя:

а) направление требования должнику о погашении образовавшейся задолженности (в случаях, когда денежное обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющего определить этот срок, а равно в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования);

б) направление претензии должнику об исполнении обязательств по контракту (соглашению);

в) рассмотрение вопроса о возможности расторжения контракта (соглашения), предоставления отсрочки (рассрочки) платежа, реструктуризации дебиторской задолженности по расходам в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

г) иные мероприятия, проводимые по решению получателя средств федерального бюджета в целях погашения (урегулирования) дебиторской задолженности по расходам в досудебном порядке (при наличии).

6. Мероприятия по принудительному взысканию дебиторской задолженности по расходам включают в себя:

а) подготовку необходимых материалов и документов, а также подачу искового заявления в суд;

б) обеспечение принятия исчерпывающих мер по обжалованию актов государственных органов и должностных лиц, судебных актов о полном (частичном) отказе в удовлетворении заявленных требований при наличии к тому оснований;

в) направление исполнительных документов на исполнение в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации;

г) отслеживание исполнения судебного решения;

д) иные мероприятия, проводимые по решению получателя средств федерального бюджета по принудительному взысканию дебиторской задолженности по расходам в текущем финансовом году, которые должны быть определены в Регламенте.

7. Мероприятия по предъявлению требования о возмещении расходов федерального бюджета в части задолженности прошлых лет включают в себя:

а) проведение инвентаризации расчетов с должниками в целях оценки ожидаемых результатов предъявления требования о возмещении расходов федерального бюджета в части задолженности прошлых лет;

б) предъявление требования о возмещении расходов федерального бюджета в части задолженности прошлых лет и (или) подачу искового заявления в суд;

в) формирование первичных учетных документов, обосновывающих возникновение дебиторской задолженности по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет или оформляющих операции по ее увеличению (уменьшению), а также передача в целях признания дебиторской задолженности по доходам бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет документов для отражения в бюджетном учете структурному подразделению (сотруднику) получателя средств федерального бюджета, осуществляющему полномочия по ведению бюджетного учета (обеспечению ведения бюджетного учета) или централизованной бухгалтерии;

г) иные мероприятия, проводимые по решению получателя средств федерального бюджета по предъявлению требования о возмещении расходов федерального бюджета в части задолженности прошлых лет, которые должны быть определены в Регламенте.

------------------------------

1 В соответствии с Положением о единой информационной системе в сфере закупок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 60.

Для обеспечения исполнения федерального бюджета по расходам получатели бюджетных средств должны утвердить регламенты по управлению дебиторской задолженностью по расходам, образовавшейся в ходе исполнения закона о федеральном бюджете, и реализации мер по недопущению просрочки указанной задолженности, а также мер реагирования на риски, выявляемые в ходе ее мониторинга.

Минфин утвердил общие требования к такому регламенту. В частности, документ должен содержать:

- перечень мероприятий по реализации получателем бюджетных средств полномочий по управлению дебиторской задолженностью по расходам по видам платежей (учетным группам расходов);

- сроки и (или) периодичность реализации каждого мероприятия;

- список структурных подразделений (сотрудников) получателя бюджетных средств, ответственных за осуществление мер по управлению дебиторской задолженностью;

- порядок обмена информацией (первичными учетными документами).

Приказ применяется начиная с показателей дебиторской задолженности по расходам, отражаемой в бюджетном учете по состоянию на 1 апреля 2025 г.