06 сентября 2013 г. |
Дело N А13-12796/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Асмыковича А.В., Бурматовой Г.Е.,
при участии от производственного кооператива "Вологодский молочный комбинат" Телегиной Т.Р. (доверенность от 21.08.2013 N 39),
рассмотрев 03.09.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 по делу N А13-12796/2012 (судьи Осокина Н.Н., Пестерева О.Ю., Смирнов В.И.),
установил:
производственный кооператив "Вологодский молочный комбинат", место нахождения: 160000, город Вологда, Пошехонское шоссе, дом 14, ОГРН 1023500889477 (далее - кооператив, ПК "ВМК") обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, место нахождения: город Вологда, улица Пушкинская, дом 25, ОГРН 1030500044456 (далее - управление, УФАС) от 27.08.2012 N 236 "О внесении изменений в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов".
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 21.02.2013 (судья Парфенюк А.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 решение суда первой инстанции отменено, заявление кооператива удовлетворено.
В кассационной жалобе ее податель, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 06.05.2013, оставить в силе решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.02.2013.
По мнению УФАС, суд апелляционной инстанции неверно оценил действия антимонопольного органа по изданию оспариваемого приказа. Приказом от 27.08.2012 N 236 внесены изменения в сведения, содержащиеся в реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара (далее - реестр), связанные только с изменением информации о реквизитах хозяйствующего субъекта. Издание такого приказа допустимо и без подготовки аналитического отчета. Кроме того, в данном случае основания, необходимые для подготовки аналитического отчета, предусмотренные пунктом 3.4. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по ведению реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007 N 6 (далее - Регламент) отсутствуют.
Представители управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель кооператива возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая вынесенный судебный акт законным и обоснованным.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, приказом Вологодского территориального управления Государственного Комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 13.02.1997 N 32 закрытое акционерное общество "Вологодский молочный комбинат"; (далее - ЗАО "ВМК") было включено в реестр по наименованию товара "молоко, кисломолочная продукция, сливки, сметана, творог" (код ОКП 922001), в границах города Вологды, с долей более 65 процентов.
Согласно уведомлению Регистрационной палаты администрации города Вологды от 05.06.2002 об исключении ЗАО "ВМК" из реестра государственной регистрации администрации города Вологды в связи с реорганизацией в производственный кооператив; информационному письму Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде от 01.07.2002 N 09-13 о снятии с учета в налоговых органах налогоплательщика - организации (ЗАО "ВМК") в связи с реорганизацией в форме преобразования в ПК "ВМК"; выписки из протокола от 20.04.2002 N 9 годового общего собрания акционеров, ЗАО "ВМК" реорганизовано в форме преобразования в ПК "ВМК".
В целях уточнения информации об изменении организационно-правовой формы кооператива управление на основании статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон N 135-ФЗ) направило ПК "ВМК" письмо от 29.05.2012 N 2142 о предоставлении документов, подтверждающих реорганизацию ЗАО "ВМК"" в форме преобразования в ПК "ВМК".
Получив представленные кооперативом документы, управление 27.08.2012 издало приказ N 236, которым были внесены изменения в реестр в части изменения наименования ЗАО "ВМК" на ПК "ВМК" и индивидуального номера налогоплательщика с 3525057676 на 3525119121.
Не согласившись с указанным приказом, кооператив обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал кооперативу в удовлетворении заявленных требований, придя к выводу, что оспариваемый приказ принят управлением в соответствии с положениями Закона N 135-ФЗ.
Апелляционный суд не согласился с выводом суда первой инстанции, посчитав, что оспариваемый приказ не соответствует требованиям Закона N 135-ФЗ и нарушает права и законные интересы кооператива.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Судом апелляционной инстанции установлено, материалами дела подтверждается, что включение ПК "ВМК" в соответствующий реестр произведено исключительно на основании полученных управлением сведений о реорганизации юридических лиц в форме преобразования, без анализа товарного рынка и составления аналитического отчета. Кооператив включен в реестр по виду товарного рынка, виду продукции (услуг) и доли на товарном рынке, по которым ранее в реестре находилось ЗАО "ВМК".
Проанализировав спорные правоотношения, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ к полномочиям антимонопольного органа отнесено ведение реестра хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Порядок формирования и ведения данного реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.9 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2006 N 324, а также пунктом 5.9 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30 территориальный орган имеет право в пределах своей компетенции принимать решения о включении хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на территории региона, в реестр (исключении из реестра).
Правила формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896 (далее - Правила).
Согласно пунктам 3 и 4 Правил формирование и ведение реестра осуществляются путем включения в него сведений о хозяйствующем субъекте, а также исключения из него соответствующих сведений и внесения изменений в содержащиеся в реестре сведения; включение в реестр сведений о хозяйствующем субъекте независимо от места его государственной регистрации осуществляется по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы - если хозяйствующий субъект имеет долю в размере более чем 35 процентов на соответствующем товарном рынке одного или нескольких субъектов Российской Федерации (территория, на которой осуществляет свою деятельность территориальный орган Федеральной антимонопольной службы) или занимает доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
В пункте 8 Правил указано, что доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, который проводится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Закона N 135-ФЗ. Результаты анализа отражаются в аналитическом отчете.
В силу пункта 13 Правил основаниями для принятия решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр являются: а) аналитический отчет, подготовленный: в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства; при рассмотрении ходатайства о даче согласия на осуществление сделок и иных действий или уведомления о сделках и иных действиях, подлежащих государственному контролю за экономической концентрацией; по итогам рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта; по итогам анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного антимонопольным органом по собственной инициативе; б) решение суда о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр.
В соответствии с пунктом 15 Правил основаниями для принятия решения о внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения о хозяйствующих субъектах являются: а) аналитический отчет, содержащий сведения об изменении информации о товарном рынке, на котором действует хозяйствующий субъект; б) документы, подтверждающие изменение сведений о хозяйствующем субъекте (группе лиц); в) решение суда о внесении изменений в содержащиеся в реестре сведения.
Вместе с тем согласно пункту 3.4 Регламента основанием для начала исполнения административных процедур, указанных в пунктах 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 настоящего Регламента, является аналитический отчет, подготовленный: в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства; при рассмотрении ходатайства, уведомления; по итогам рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта; по итогам анализа состояния конкуренции на товарных рынках, проведенного Антимонопольным органом в плановом или инициативном порядке.
Структурное подразделение Антимонопольного органа, осуществляющее контроль и надзор на соответствующем товарном рынке, обеспечивает подготовку аналитического отчета, содержащего результаты анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного в соответствии с Порядком проведения анализа, и заключение о том, какую долю имеет хозяйствующий субъект на рынке определенного товара. Аналитический отчет подписывается руководителем Отраслевого структурного подразделения.
Таким образом, включение в реестр не может быть произведено без учета фактического положения хозяйствующего субъекта на соответствующем рынке на момент включения. При этом основанием для начала действий по включению хозяйствующего субъекта в реестр и принятия соответствующего решения является аналитический отчет или поступившее в установленном порядке судебное решение о включении в реестр соответствующего хозяйствующего субъекта. Включение хозяйствующего субъекта в реестр лишь на основании его правопреемства по отношению к содержащемуся в реестре хозяйствующему субъекту ни Правилами, ни Регламентом не предусмотрено. Следовательно, без соответствующего анализа и аналитического отчета у УФАС не имелось оснований для принятия решения о включении в реестр сведений о кооперативе.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд правомерно сделал вывод о том, что приказ УФАС от 27.08.2012 N 236 является недействительным. Его издание нарушает права и законные интересы заявителя.
Учитывая, что дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 по делу N А13-12796/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.