13 сентября 2013 г. |
Дело N А26-8784/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Любченко И.С., Подвального И.О.,
при участии от открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы" Зосим В.С. (доверенность от 23.05.2013 N 4-2775),
рассмотрев 10.09.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.01.2013 (судья Мельник А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 (судьи Шульга Л.А., Зотеева Л.В., Фокина Е.А.) по делу N А26-8784/2012,
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, место нахождения: 185031, Республика Карелия, город Петрозаводск, набережная Варкауса, дом 1, литера А, ОГРН 1021000526326 (далее - УФАС РК, управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Петрозаводские коммунальные системы", место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 11, литера В, ОГРН 1031000052335 (далее - ОАО "ПКС", общество) с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)), о понуждении к исполнению решения и предписания УФАС РК от 26.08.2010 путем совершения следующих действий: произвести перерасчет объединениям граждан (жилищным, жилищно-эксплуатационным и жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и т.п.) за потребленную горячую воду с применением тарифов на горячее водоснабжение, установленных постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 29.122008 N 246 "О тарифах на горячую воду открытого акционерного общества "Петрозаводские коммунальные системы", решением Петрозаводского городского совета от 27.04.2010 N 26/41-819 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" и действовавших в г. Петрозаводске для открытой системы горячего водоснабжения, а именно:
- с 01.01.2009 по 31.03.2009 - 63.56 руб./куб. м;
- с 01.04.2009 по 31.05.2010 - 63.08 руб./куб. м;
- с 01.06.2010 по 31.05.2011 - 68.02 руб./куб. м;
- с 01.06.2011 по дату вынесения решения по настоящему делу - 63.08 руб./куб. м.
Применять в дальнейшем в расчетах за горячее водоснабжение с объединениям граждан (жилищным, жилищно-эксплуатационным и жилищно-строительным кооперативам, товариществам собственников жилья и т.п.) тариф на горячую воду, установленный уполномоченным органом для населения.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены жилищно-эксплуатационный кооператив "Дружба-2", место нахождения: 185000, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Октябрьский, дом 7, квартира 100 (далее - ЖЭК "Дружба-2"), товарищество собственников жилья "Зеленая-14", место нахождения: 18500, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Зеленая, дом 14, квартира 87, ОГРН 1051000123151 (далее - ТСЖ "Зеленая-14"), жилищно-эксплуатационный кооператив "Дружба-3", место нахождения: 18500, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Ровио, дом 17, корпус, 2, квартира 4, ОГРН 1031000002230 (далее - ЖЭК "Дружба-3"), жилищно-эксплуатационный кооператив "Дружба-4", место нахождения: 185000, Республика Карелия, город Петрозаводск, Лососинское шоссе, дом 22, корпус 2, квартира 43, ОГРН 1024000516987 (далее - ЖЭК "Дружба-4"), жилищно-эксплуатационный кооператив "Дружба-5", место нахождения: 185000, Республика Карелия, город Петрозаводск, Лососинское шоссе, дом 22, корпус 2, квартира 5 (далее - ЖЭК "Дружба-5"), и Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам, место нахождения: 185003, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Мерецкова, дом 8 литера А, ОГРН 1021000541781 (далее - комитет).
Решением суда первой инстанции от 31.01.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.05.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе УФАС РК, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на преюдициальное значение для данного дела постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.09.2011 по делу N А26-9669/2010, просит отменить решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.01.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 по настоящему делу и принять новый судебный акт.
ОАО "ПКС" в представленном отзыве на кассационную жалобу считает доводы кассационной жалобы несостоятельными, просит оставить решение суда первой инстанции от 31.01.2013 и постановление апелляционного суда от 20.05.2013 без изменения, а заявление без удовлетворения.
В судебном заседании 20.08.2013, представитель УФАС РК поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Представитель ЖЭК "Дружба-4" отзыв на кассационную жалобу не представил, поддержал позицию УФАС РК по данному делу.
Определением от 20.08.2013 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 10.09.2013.
10.09.2013 судебное заседание продолжено тем же составом суда.
В судебном заседании представитель ОАО "ПСК" поддержал свою правовую позицию.
Представители УФАС РК, третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 22.03.2010 в УФАС РК поступило коллективное заявление ЖЭК "Дружба-2", ЖЭК "Дружба-3", ЖЭК "Дружба-4", ЖСК "Дружба-5", и 06.05.2010 заявление ТСЖ "Зеленая-14" с просьбой провести проверку действий ОАО "ПКС" по применению тарифов на горячее водоснабжение на предмет соответствия действующему антимонопольному законодательству.
В ходе проверки управление установило, что общество оказывает услуги по передаче тепловой энергии, которые в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" отнесены к сфере деятельности субъектов естественной монополии.
Также управление пришло к выводу о том, что в соответствии с частями 1 и 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ общество занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче пара и горячей воды (тепловой энергии).
Абонентами ОАО "ПКС" являются 184 объединения граждан, у двадцати пяти из которых отсутствуют приборы учета тепловой энергии и в этом случае общество определяло объем тепловой энергии, отпущенной ТСЖ, ЖСК и ЖЭК, на основании Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105 (далее - Методика N 105). Отпуская ТСЖ, ЖСК и ЖЭК горячую воду ответчик взимал плату по тарифу, утвержденному для всех потребителей тепловой энергии в горячей воде: в 2009 году в размере 737 руб. 67 коп. за Гкал, а в 2010 году в размере 911 руб. 02 коп. за Гкал.
Вместе с тем, с 01.01.2009 тариф на горячую воду в городе Петрозаводске для открытой системы водоснабжения составлял 63 руб. 56 коп. за 1 куб. м, с 01.04.2009 - 63 руб. 08 коп. за 1 куб. м.
Решением Петрозаводского городского совета от 27.04.2010 N 26/41-819 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую ОАО "Петрозаводские коммунальные системы" для потребителей Петрозаводского городского округа" на период с 1 июня 2010 года по 31 мая 2011 года в соответствии с Производственной программой ОАО "ПКС" установлен тариф на горячую воду, поставляемую потребителям Петрозаводского городского округа: в домах с открытой системой теплоснабжения с неизолированными стояками, без наружных сетей горячего водоснабжения, в размере 68 руб. 02 коп. за 1 куб. м (без НДС); в домах с закрытой системой теплоснабжения с неизолированными стояками, без наружных сетей горячего водоснабжения, в размере 43 руб. 87 коп. за 1 куб. м (без НДС).
Оценив полученные в рамках антимонопольного производства документы, УФАС РК пришло к выводу, что общество фактически предоставляло ТСЖ, ЖСК и ЖЭК услугу "горячее водоснабжение" и при этом осуществляло расчеты с перечисленными организациями как с юридическими лицами путем выставления им счетов на оплату услуги, измеряемой в Гкал и по тарифу, установленному Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулировании тарифов на тепловую энергию, вместо предъявления счетов на услугу по горячему водоснабжению, измеряемую в кубических метрах и исчисляемую по тарифам, утвержденным решением совета Петрозаводского городского округа.
Решением от 26.08.2010 по делу N 03-16/31-2010 управление признало в действиях общества, нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования путем применения в расчетах с объединениями граждан (жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья) тарифа на тепловую энергию вместо тарифа на горячее водоснабжение для населения, установленного уполномоченным органом.
На основании принятого решения УФАС РК выдало ОАО "ПКС" предписание от 26.08.2010 N 03-16/31-2010, которым обязало общество прекратить выявленное нарушение антимонопольного законодательства.
Согласно предписанию ОАО "ПКС" надлежит в течение шестидесяти дней с момента его получения устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства путем осуществления перерасчета объединениям граждан за потребленный ими в период с 01 января 2009 года и до момента вынесения предписания энергоресурс (тепловая энергия на горячее водоснабжение) и зачисления сумм перерасчета в счет будущих платежей.
Неисполнение ОАО "ПКС" предписания явилось основанием обращения управления с иском в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, пришел к выводу о том, что размер платы за тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения в домах третьих лиц, имеющих открытую систему теплоснабжения, должен рассчитываться исходя из утвержденных тарифов на тепловую энергию в совокупности с учетом отпущенного объема этого коммунального ресурса.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и оставил решение от 31.01.2013 без изменения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 6 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган вправе обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа.
УФАС РК обратилось в арбитражный суд с заявлением о понуждении общества к исполнению его решения и предписания, таким образом, предметом рассмотрения данного дела является исполнение этих актов.
Предписание УФАС РК обязывало общество прекратить выявленное нарушение антимонопольного законодательства путем:
-осуществления расчетов и определения количества потребленного объединениями граждан (жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья) энергоресурса в соответствии с Правилами и иными нормативно-правовыми актами, регламентирующими порядок расчетов с гражданами потребителями;
-применения в расчетах за тепловую энергию на горячее водоснабжение с объединениями граждан (жилищными и жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья) тарифов на горячую воду, установленных для населения уполномоченным органом.
Также УФАС РК обязывало устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства путем осуществления перерасчета объединениям граждан за потребленный ими в период с 01 января 2009 года и до момента вынесения предписания энергоресурс (тепловая энергия на горячее водоснабжение) и зачисления сумм перерасчета в счет будущих платежей. Каких-либо формул или расчетов к данному пункту предписания антимонопольным органом приложено не было.
Судами установлено и материалами дела подтверждено выполнение обществом пунктов 1.1 и 1.2 выданного УФАС РК предписания (письмо ОАО "ПКС" от 20.01.2012 N 105.01/44).
Определением УФАС РК от 31.01.2012 срок исполнения пункта 2 предписания был продлен до 02.05.2012.
В материалы дела представлены доказательства об исполнении обществом пункта 2 предписания (письма ОАО "ПКС" от 10.05.2012 N 105.01./390, от 30.05.2012 N 105.01-1/2163).
Общество произвело перерасчет за тепловую энергию на горячее водоснабжение, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организации коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47.
В кассационной жалобе истец указал, что выводы судов па настоящему делу направлены на переоценку ранее сделанных судом кассационной инстанции выводов по делу N А26-9669/2010.
В соответствии со статьей 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вместе с тем, при рассмотрении дела N А26-9669/2010 не устанавливалось, как должно исполняться предписание, какая методика подлежит применению. Следовательно, в части данных обстоятельств преюдиция отсутствует.
Управление, не отрицая факт исполнения предписания, по сути не согласно с примененной обществом методикой перерасчета. Однако истец не представил пояснений в чем конкретно выражается несогласие с расчетом ответчика, свой расчет не представило. Объективных причин препятствующих составить контррасчет с пояснениями истец не привел.
Кроме того, примененная обществом методология расчета стоимость тепловой энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения в домах, находящихся в управлении третьих лиц, признана обоснованной вступившими в законную силу судебными актами по делам N А26-11458/2011, А26-3970/2012.
С учетом изложенного, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ). При этом арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.01.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 по делу N А26-8784/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.