Решение Алтайского краевого суда от 27 мая 2024 г. N 3а-153/2024
Алтайский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Р. об оспаривании в части Генерального плана городского округа - города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344, и Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N 447, установил:
административный истец Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения от ДД.ММ.ГГ (л.д. 50-55 т. 2) просила признать недействующими приложение 4 "Карта функциональных зон" Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344 (далее - Генеральный план г. Барнаула), в части распространения функциональной зоны озелененных территорий общего пользования на территорию земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" а также приложение 1 "Карта градостроительного зонирования. Карта с отображением границ территориальных зон и территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории" Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (далее - Правила землепользования "адрес"), в части распространения территориальной зоны озелененных территорий общего пользования (Р-1) на указанный земельный участок. Также Р. просит признать Генеральный план г. Барнаула и Правила землепользования г. Барнаула недействующими в части не отнесения части этого земельного участка, находящегося под жилым домом, к какой-либо территориальной зоне и в части отнесения участка, необходимого для использования и обслуживания жилого дома, к территории общего пользования.
В обоснование административных исковых требований административный истец ссылается на то, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" также пользуется земельным участком площадью 579 кв. м, где расположены дом и надворные постройки (далее - спорный участок). Р. обратилась в комитет по земельным ресурсами землеустройству г. Барнаула с заявлением о предоставлении участка в собственность, однако ей было отказано в связи с его нахождением согласно Правилам землепользования г. Барнаула в двух территориальных зонах: смешанной и общественно-деловой застройки (СОД-3) и зоне озелененных территорий общего пользования (Р-1), а также на территории общего пользования. Кроме того, земельный участок так же расположен в двух функциональных зонах: зоне смешанной и общественно-деловой застройки и зоне озелененных территорий общего пользования, установленных Генеральным планом г. Барнаула. Такое градостроительное зонирование, установленное оспариваемыми нормативными правовыми актами, противоречит требованиям статей 23, 34, 36, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым территориальные зоны должны устанавливаться с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования, а также земельный участок может быть отнесен только к одной территориальной зоне. Кроме того, при установлении оспариваемых функциональной и территориальной зон не соблюден принцип правовой определенности, поскольку в Генеральном плане г. Барнаула и материалах по его обоснованию отсутствует описание функциональной зоны. Также административный истец указывает, что установление красных линий в районе земельного участка по пер. Короткий 7 г. Барнаула делает невозможным эксплуатацию жилого дома и необходимого для его эксплуатации земельного участка, так как относит часть участка к территории общего пользования, что является недопустимым, нарушает права и законные интересы административного истца.
Административный истец Р, ее представители П. и Н. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще о дате и месте рассмотрения дела.
Ранее административный истец поясняла, что проживает в жилом доме "адрес" в "адрес" с рождения, дом получила в наследство, свое право собственности оформила только в августе 2022 года. Земельный участок, которым пользовалась семья административного истца в связи с эксплуатацией жилого дома, всегда был огорожен забором, споров с соседями по границам нет, также и со стороны органов власти не было претензий относительно пользования и владения участком Р.
Представитель административного истца П. ранее при рассмотрении дела просила об удовлетворении заявленных требований в полном объеме по доводам, изложенным уточненном административном исковом заявлении, пояснила, что оспаривать Проект планировки улично-дорожной сети городского округа - города Барнаула Алтайского края, определившего красные линии, местоположение Обского бульвара и территорию общего пользования, они не желают, поскольку установление местоположения красных линий, территории общего пользования сформировано в соответствии с Правилами землепользования г. Барнаула, которыми установлены территориальные зоны, позволяющие относить индивидуальные земельные участки к территориям общего пользования.
Представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы и заинтересованного лица комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула О. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, о чем представила письменный отзыв на иск (л.д. 50-51 т. 1), в котором указано о соблюдении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, на соответствие Правил землепользования г. Барнаула Генеральному плану г. Барнаула. Также представитель отметила, что нахождение испрашиваемого административным истцом земельного участка в двух функциональных и территориальных зонах обусловлено планированием Проектом планировки улично-дорожной сети городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным постановлением администрации г. Барнаула от 12 сентября 2013 года N 3035, организации в этом районе Обского бульвара, данным актом также определены красные линии. Несоответствие планируемого использования части территории городского округа фактическому землепользованию не является основанием для признания нормативных правовых актов недействующими, поскольку приоритет публичной цели устойчивого развития территории обуславливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования. Также считала, что нахождение части испрашиваемого административным истцом земельного участка на территории общего пользования не свидетельствует о противоречии оспариваемых нормативных правовых актов градостроительному законодательству, поскольку ни Генеральным планом г. Барнаула, ни Правилами землепользования г. Барнаула такие территории не устанавливаются.
При таких обстоятельствах, руководствуясь требованиями статей 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшей административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344 утвержден Генеральный план городского округа - города Барнаула Алтайского края. Данное решение представительного органа местного самоуправления опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" 7 сентября 2019 года N 134 (5026), включено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов 11 декабря 2019 года с присвоением номера государственной регистрации RU ***.
Согласно фрагменту Генерального плана г. Барнаула - Карта функциональных зон, а также информации комитета по строительству, архитектуре и развитию г. Барнаула, земельный участок по адресу: "адрес", "адрес" наибольшей частью находится в функциональной зоне смешанной и общественно-деловой застройки и частично - в зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) (л.д. 191, 200, 201 т. 1).
ДД.ММ.ГГ решением Барнаульской городской Думы от N 794 в Генеральный план г. Барнаула внесены изменения, которыми данные зоны не изменены.
Решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N 447 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - города Барнаула. Решение опубликовано в газете "Вечерний Барнаул" 31 декабря 2019 года N 195 (5088), включено в Регистр муниципальных нормативных правовых актов 30 января 2020 года с присвоением номера государственной регистрации RU ***.
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования - карта с отображением границ территориальных зон и территорий Правил землепользования г. Барнаула земельный участок по адресу: "адрес", "адрес" наибольшей частью расположен в территориальной зоне смешанной и общественно-деловой высотной застройки (СОД-3) и частично - в зоне озелененных территорий общего пользования (Р-1) (л.д. 192, 200, 202 т. 1).
В настоящее время Правила землепользования г. Барнаула действуют с учетом внесения в них изменений решениями Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, которыми данные зоны не изменены.
Как установлено судом, решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ признано право собственности Р. на жилой "адрес" (л.д. 12-13 т. 1). Данный жилой дом поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГ (л.д. 44-47 т. 1).
Пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, в случае предоставления земельного участка отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В силу положений пункта 3 статьи 2 Закона Алтайского края от 9 ноября 2015 года N 98-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" земельный участок предоставляется бесплатно в собственность гражданину, имеющему в фактическом пользовании земельный участок с расположенным на нем индивидуальным жилым домом и (или) индивидуальным гаражом, в случае, если право собственности на такие индивидуальный жилой дом и (или) индивидуальный гараж возникло до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, но на земельный участок не имеется правоустанавливающих документов.
В целях реализации своего права на приобретение земельного участка в собственность Р. обратилась в комитет по земельным ресурсам и землеустройству "адрес" с заявлением о предварительном согласовании земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", на праве собственности, в удовлетворении которого 21 января 2022 года ей было отказано в связи с нахождением земельного участка согласно Правилам землепользования г. Барнаула в двух территориальных зонах, в том числе в зоне озелененных территорий общего пользования (Р-1), где не предусмотрено жилищное строительство, а также участок расположен в границах территории общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (л.д. 17-18 т. 1).
Из представленных сторонами в материалы административного дела доказательств следует, что установление функциональной и территориальной зоны озелененных территорий общего пользования на части спорного земельного участка в результате принятия Барнаульской городской Думой оспариваемых нормативных правовых актов лишает административного истца возможности получить земельный участок во владение и пользование на законном основании, в связи с чем на основании части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Р. является надлежащим административным истцом по требованиям об оспаривании Генерального плана г. Барнаула и Правил землепользования г. Барнаула в части отнесения земельного участка к функциональной и территориальной зонам озелененных территорий общего пользования, не предусматривающим жилищное строительство.
Генеральный план г. Барнаула и Правила землепользования г. Барнаула приняты Барнаульской городской Думой в рамках полномочий, предусмотренных пунктом 8 части 2 статьи 40 Устава городского округа - города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 года N 71. Порядок принятия данных нормативных правовых актов не нарушен, так как требования Устава муниципального образования - города Барнаула Алтайского края от 28 февраля 2018 года, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 2 июня 2017 года N 821, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решений были соблюдены. Решения приняты по результатам публичных слушаний, официально опубликованы (обнародованы) в установленном порядке и внесены в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края. Соответствующие документы, подтверждающие соблюдение процедуры принятия данных актов представлены административным ответчиком в материалы дела (л.д. 52-190 т. 1).
Кроме того, процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов судом проверена, нарушений порядка принятия и обнародования нормативных правовых актов не установлено. Так, вступившими в законную силу решениями Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу *** по административному иску К. к Барнаульской городской Думе о признании не действующим в части решения от 30 августа 2019 года N 344 "Об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края" (оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГ ***), от ДД.ММ.ГГ по административному делу *** по административному иску К.В. к Барнаульской городской Думе о признании не действующими в части решения от 30 августа 2019 года N 344 "Об утверждении Генерального плана городского округа - города Барнаула", решения от 25 декабря 2019 года N 447 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула") также не установлено нарушений порядка принятия нормативных правовых актов (л.д. 73-104 т. 2).
По данным основаниям нормативные правовые акты административным истцом не оспариваются.
Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативных правовых актов положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частями 3-5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
На указанных в пунктах 2-4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются:
1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;
2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Кроме того, согласно частям 6, 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к Генеральному плану города Барнаула в обязательном порядке прилагаются материалы по его обоснованию, содержащие, в том числе, обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, городского округа на основе анализа использования территорий поселения, городского округа, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования, определяемых в том числе на основании сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в том числе материалов и результатов инженерных изысканий, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях, в том числе создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Согласно пунктам 2, 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), отражающая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При этом границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
В части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации также содержится требование о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Из приведенных норм следует принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития, перед правилами землепользования и застройки, которые должны соответствовать генеральному плану.
Как указывалось выше, спорный земельный участок согласно Генеральному плану г. Барнаула и Правилам землепользования г. Барнаула наибольшей частью находится в функциональной зоне смешанной и общественно-деловой застройки и в территориальной зоне смешанной и общественно-деловой высотной застройки (СОД-3), и частично - в функциональной зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) и в территориальной зоне озелененных территорий общего пользования (Р-1). При этом границы функциональных и территориальных зон в пределах земельного участка совпадают. Прохождение этих границ по участку подтверждается сведениями из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (л.д. 18, 56 т. 2).
В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения. Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Озелененные территории - это территории общего пользования, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, сформированные участками естественных и искусственно созданных ландшафтов (парк, сад, сквер, парковая аллея, бульвар и другие участки озеленения, в т.ч. с водопроницаемыми покрытиями), обеспечивающие рекреационную связь жилых, общественно-деловых и других функциональных зон, и не менее 70% поверхности которых занято зелеными насаждениями и другим растительным покровом (пункт 3.23, СП 42.13330.2016, Свод правил по планировке и застройке городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.0701.89, утвержденный приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года N 1034).
По смыслу приведенных норм создание и охрана зеленых зон, лесопарковых зон и других озелененных городских территорий осуществляется в соответствии с генеральным планом городского округа и правилами землепользования и застройки.
Как следует из пояснений представителя административного ответчика, установление функциональной и территориальной зон озелененных территорий общего пользования в указанной местности определены с учетом планирования организации Обского бульвара.
Так, исходя из Научно-исследовательской работы по разработке проекта Генерального плана городского округа - города Барнаула Алтайского края. Материалы по обоснованию Генерального плана (л.д. 19-39 т. 2) следует, что Генеральным планом г. Барнаула с учетом современного функционального использования территорий предусмотрены зоны рекреационного значения, в которым отнесена зона озелененных территорий общего пользования. В силу раздела 3.6.5 данной работы проектом предусматривается комплексное благоустройство рекреационных зон, в том числе организация Обского бульвара, при этом в состав мероприятий входят вертикальная планировка территории (возможно с террасированием склонов), берегоукрепительные сооружения (объемы работ учтены в разделе 3.6.1. "Противооползневые и берегоукрепительные мероприятия") (л.д. 34, 36 т. 2).
Статьей 77 Правил землепользования г. Барнаула определен градостроительный регламент территориальной зоны озелененных территорий общего пользования (Р-1). К основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства отнесены: парки культуры и отдыха, деятельность по особой охране и изучению природы, охрана природных территорий, резервные леса, водные объекты, общее пользование водными объектами, специальное пользование водными объектами, гидротехнические сооружения, земельные участки (территории) общего пользования, коммунальное обслуживание. К условно разрешенным видам использования отнесены объекты культурно-досуговой деятельности. К вспомогательным видам разрешенного использования - благоустройство территории, развлекательные мероприятия, отдых (рекреация), обеспечение внутреннего правопорядка.
Также, организация Обского бульвара в районе спорного земельного участка запланирована и Проектом планировки улично-дорожной сети городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным постановлением администрации г. Барнаула от 6 сентября 2019 года N 1494. Согласно сведениям, представленным на запрос суда администрацией г. Барнаула, Обской бульвар (территория восточнее пр-та Комсомольского в границах улиц Некрасова, Молодежной, Промышленной (бровка откоса надпойменной террасы) и Димитрова), развитие уличной дорожной сети в проектируемом жилом образовании, а также прохождение красных линий сформировано еще Проектом планировки улично-дорожной сети городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным постановлением администрации г. Барнаула от 12 сентября 2013 года N 3035, на основании действующего на тот момент Генерального плана городского округа - город Барнаул, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 26 февраля 2010 года N 245. Также данное развитие территории предусмотрено и в Генеральном плане г. Барнаула, утвержденном решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344, в связи с чем Проектом планировки улично-дорожной сети городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным постановлением администрации г. Барнаула от 6 сентября 2019 года N 1494, красные линии в районе спорного земельного участка не изменены (л.д. 212-221 т. 1).
Таким образом, суд, руководствуясь пунктом 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", не соглашается с мнением административного истца и его представителей о правовой не определенности норм Генерального плана г. Барнаула и Правил землепользования г. Барнаула при установлении функциональной и территориальной зон озелененных территорий общего пользования в районе спорного земельного участка, поскольку назначение этих зон в оспариваемых нормативных актах определено, неоднозначного толкования они не вызывают.
Также суд не принимает во внимание указание административного истца о нарушении административным ответчиком при определении территориальный зоны требований статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой границы территориальных зон устанавливаются с учетом, в том числе, сложившейся планировки территории и существующего землепользования в виду следующего.
Как следует из представленного фрагмента карты градостроительного зонирования - карта с отображением границ территориальных зон и территорий Правил землепользования г. Барнаула, земельный участок по адресу: "адрес" наибольшей частью, где находятся жилой дом и надворные постройки, расположен в территориальной зоне смешанной и общественно-деловой высотной застройки (СОД-3), где согласно статье 63.1 Правил землепользования г. Барнаула к условно разрешенному виду использования земельных участков и объектов капитального строительства относится индивидуальное жилищное строительство. Тем самым фактическое землепользование учтено при установлении территориальной зоны.
Кроме того, земельный участок на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов на кадастровый учет не был поставлен, его границы не были утверждены, он не может быть отнесен к ранее учтенным в силу части 4 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с чем суд не усматривает нарушений прав административного истца установлением на незначительной части спорного земельного участка, на который административный истец претендует, территориальной зоны озелененных территорий общего пользования. Представленная административным истцом в материалы дела схема земельного участка, имеющая отметки комитета по строительству и архитектуре г. Барнаула и в комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула в мае 2019 года (л.д. 17 т. 2) не свидетельствует об обратном, поскольку на схеме есть отметка о необходимости обследования на наличие (отсутствие) линий градостроительного регулирования.
Именно по этому основанию суд считает, что в рассматриваемой ситуации не могут быть применены нормы статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, содержащие требование о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. При этом ссылка прокурора на судебную практику (кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГ по делу ***, кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГ ***, апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГ года по делу ***) в данном случае не применима, так как фактические обстоятельства административных дел различные.
Кроме того, доказательств того, что данная часть земельного участка необходима Р. именно для обслуживания жилого дома либо без нее ей будет отказано в предоставлении земельного участка, в материалы дела не представлено. По мнению суда, административный истец не лишена возможности претендовать на спорный земельный участок в той части, которая отнесена к территориальной зоне смешанной и общественно-деловой высотной застройки (СОД-3) и на которой расположены жилой дом и надворные постройки.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований о признании недействующими Генерального плана г. Барнаула и Правил землепользования г. Барнаула в части распространения функциональной и территориальной зоны озелененных территорий общего пользования на территорию земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"
Также административный истец просит признать Генеральный план г. Барнаула и Правила землепользования г. Барнаула недействующими в части не отнесения части этого земельного участка, находящегося под жилым домом, к какой-либо территориальной зоне и в части отнесения участка, необходимого для использования и обслуживания жилого дома, к территории общего пользования.
При разрешении данного требования суд исходит из того, что весь земельный участок, на который претендует административный истец, а также участок под жилым домом Правилами землепользования г. Барнаула отнесен к территориальным зонам, что следует из увеличенного фрагмента карты градостроительного зонирования (л.д. 56 т. 2), в связи с чем указание Р. о том, что земельный участок под жилым домом по "адрес" в "адрес" не отнесен к какой-либо территориальной зоне, не основан на фактических обстоятельствах.
Также не обосновано и требование административного истца об отнесении оспариваемыми нормативными правовыми актами части земельного участка, необходимого для использования и обслуживания жилого дома, к территории общего пользования, поскольку такие территории ни Генеральным планом г. Барнаула, ни Правилами землепользования г. Барнаула не установлены в границах указанного участка.
То обстоятельство, что Генеральным планом г. Барнаула предусмотрена организация Обского бульвара и его конкретное местонахождение конкретизировано Проектом планировки улично-дорожной сети городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным постановлением администрации г. Барнаула от 6 сентября 2019 года N 1494, которым также определены красные линии, не свидетельствует о незаконности оспариваемых Р. нормативных правовых актов.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что в сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования. Политика городского планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав, в частности, посредством контролирования правового режима собственности в целях публичной пользы и всеобщего интереса.
Генеральный план муниципального образования, как документ территориального планирования, утверждаемый на значительный период времени, определяет назначение территорий для обеспечения их устойчивого развития, планы развития территории в целом и не направлен на фиксацию существующего положения. Статья 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержит норм, предусматривающих при формировании функциональных зон требование отражать фактическое землепользование в границах указанных зон. При этом обеспечивается совокупность всех факторов (социальных, экономических, экологических) в целях устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, учета всех интересов граждан, а также публичных интересов. Положения генерального плана, определяющие принципиальное направление развития территории муниципального образования, применительно к вопросам строительства реализуются посредством градостроительного зонирования, к документам которого отнесены правила землепользования и застройки и документация по планировке территории, а также принятием решений и совершением действий, указанных в части 1 статьи 26 указанного кодекса.
Расположение земельных участков (территорий) общего пользования в границах оспариваемых административным истцом территориальных зон смешанной и общественно-деловой высотной застройки (СОД-3) и озелененных территорий общего пользования (Р-1) предусмотрено статьями 63.1 и 77 Правил землепользования г. Барнаула, регламентирующих градостроительный регламент для этих территориальных зон. При этом конкретное расположение таких территорий общего пользования в границах спорного земельного участка определено Проектом планировки улично-дорожной сети городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденным постановлением администрации г. Барнаула от 6 сентября 2019 года N 1494, который не является предметом рассматриваемого административного спора.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что в оспариваемой части Генеральный план г. Барнаула и Правила землепользования г. Барнаула нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Р. о признании недействующими в части Генерального плана городского округа - города Барнаула, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от 30 августа 2019 года N 344, и Правил землепользования и застройки городского округа - города Барнаула Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от 25 декабря 2019 года N 447, оставить без удовлетворения в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в течение одного месяца со дня принятия решения в мотивированном виде в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Алтайский краевой суд.
Мотивированное решение принято 29 мая 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Алтайского краевого суда от 27 мая 2024 г. N 3а-153/2024
Текст решения предоставлен Алтайского краевого суда по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании