Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Министерства культуры
Российской Федерации
от 28 февраля 2025 г. N 361

 

Доклад,
содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

 

1. Информация об обеспечении единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре)

 

Федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее соответственно - контроль (надзор), Федеральный закон N 248-ФЗ).

Положение о федеральном государственном лицензионном контроле (надзоре) за деятельностью по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является приложением N 2 к Положению о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2022 N 67 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение о лицензионном контроле, Положение о лицензировании).

Предметом контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами, и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (далее соответственно - контролируемые лица), лицензионных требований, указанных в пункте 4 Положения о лицензировании, при осуществлении деятельности по сохранению объектов культурного наследия (далее - обязательные требования).

Объектами контроля (надзора) являются деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц по сохранению объектов культурного наследия.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора) не проводятся.

Индикаторы риска нарушения обязательных требований по виду контроля (надзора) утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 23.09.2024 N 1830 "Об утверждении индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".

Ключевые показатели вида контроля (надзора) являются Приложением N 3 к Положению о лицензировании.

Перечень индикативных показателей вида контроля (надзора) утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.12.2021 N 1998 "Об утверждении перечней индикативных показателей федерального государственного контроля (надзора) по видам федерального государственного контроля (надзора), отнесенным к компетенции Министерства культуры Российской Федерации".

В соответствии с требованиями, установленными частью 5 статьи 8 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ, на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации размещены:

тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление контроля (надзора);

перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля (надзора), а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;

исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица;

сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;

доклады о контроле (надзоре);

программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2024 год.

 

2. Осуществление контроля (надзора)

 

На протяжении 2024 года контроль (надзор) осуществлялся с учетом ограничений, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336).

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия по виду контроля не проводились, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 10 Постановления N 336.

Ввиду ограничений в сфере контрольной (надзорной) деятельности, введенных Постановлением N 336, в 2024 году основной акцент делался на контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия: наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности), выездное обследование. Всего в 2024 году было проведено 61 мероприятие по мониторингу безопасности и 1 выездное обследование.

Также в соответствии с пунктом 3 Постановления N 336 по согласованию с органами прокуратуры проведено 3 документарных проверки.

 

3. Типичные нарушения обязательных требований

 

Основные нарушения, выявленные в рамках осуществления контроля (надзора) и профилактических мероприятий:

проведение работ по сохранению объектов культурного наследия с нарушением порядка, установленного статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в том числе в части проведения работ по сохранению объектов культурного наследия лицензиатами, действие лицензии которых имеет статус "приостановлена".

 

4. Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба)

 

Случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (объектам культурного наследия) в рамках осуществления в 2024 году контроля (надзора) не выявлено.

Источниками и факторами риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (объектам культурного наследия) являются:

- отсутствие в штате лицензиатов квалифицированных работников, соответствующих установленным лицензионным требованиям;

- проведение лицензиатами работ по сохранению объектов культурного наследия с нарушением порядка, установленного статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

 

5. Информация о реализации профилактических мероприятий

 

Проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в 2024 году являлось приоритетным направлением деятельности на фоне общих ограничений на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, введённых Постановлением N 336.

В целях профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на основании Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) Министерством культуры Российской Федерации и его территориальными органами на 2024 год, а также в связи с наличием сведений о возможных нарушениях обязательных требований проведено 260 профилактических визитов, 94 консультации контролируемых лиц, объявлено 61 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

При проведении профилактических мероприятий использовалось мобильное приложение "Инспектор" в рамках участия Минкультуры России в эксперименте в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 07.08.2024 N ДГ-П36-25517.