02 октября 2013 г. |
Дело N А56-3990/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Асмыковича А.В., Подвального И.О.,
при участии от Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга Васильевой В.И. (доверенность от 25.12.2012 N 01-04-2782/12), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Лобановой Е.А. (доверенность от 17.10.2012 N Д-1218),
рассмотрев 01.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2013 (судья Баталова Л.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 (судьи Борисова Г.В., Зотеева Л.В., Фокина Е.А.) по делу N А56-3990/2013,
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: 107114, город Москва, улица Новая Бассманная, дом 2, ОГРН 1037739877295 (далее - общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 36, литера А, ОГРН 1027809192575 (далее - инспекция, ГАТИ, административный орган) от 28.12.2012 N 49778 о привлечении общества к административной ответственности по пункту 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее Закон Санкт-Петербурга N 273-70) в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением суда от 05.03.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.06.2013, в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.
В кассационной жалобе ее податель ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, в связи с чем просит отменить судебные акты по настоящему делу и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
По мнению подателя жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства выявленных нарушений. Кроме того, общество полагает, что Правилами уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 (далее - Правила) не установлена обязанность владельца здания очищать кровлю до полного отсутствия снега, что свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения. Кроме того, в период с 10.12.2012 по 14.12.2012 обществом проведена работа по очистке кровли, что подтверждено протоколом осмотра от 14.12.2012.
В представленном отзыве на кассационную жалобу общества, инспекция считает доводы кассационной жалобы несостоятельными, просит оставить судебные акты по настоящему делу без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, приведенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 10.12.2012 специалистами ГАТИ при проведении проверки по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 85, литера А (здание Московского вокзала, владельцем которого является ОАО "РЖД") выявлен факт нарушения порядка проведения работ по очистке кровли и карниза от снега и наледи.
Результаты проведенного с участием понятых осмотра зафиксированы в протоколе осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 10.12.2012 с приложением к нему фототаблицы и схемы, в которых зафиксировано наличие угрозы падения снежных образований и причинения вреда прохожим.
14.12.2012 специалистами ГАТИ, с участием понятых и представителя общества, был проведен повторный осмотр здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 85, литера А.
При повторном осмотре здания установлено, что карнизы не в полном объеме очищены от снега и наледи, существует угроза падения снежных масс на пешеходов, поскольку фасад здания Московского вокзала выходит на стороны тротуара. Данные обстоятельства зафиксированы в протоколе осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 14.12.2012, с составлением схемы и фотосъемки.
По факту выявленного нарушения инспекцией в присутствии представителя общества составлен протокол от 14.12.2012 N 52144 о совершении ОАО "РЖД" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга N 273-70.
Обществу вменено в вину нарушение требований пунктов 4.19, 5.1, 5.13 Правил.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместитель начальника Государственной административно - технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга в присутствии представителя общества вынес постановление от 28.12.2012 N 4978 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 23 Закона N 273-70 в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обжаловало его, обратившись в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения и не установил нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и оставил решение от 05.03.2013 без изменения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга N 273-70 нарушение установленных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства от снега и наледи, в том числе работ по очистке кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега и наледи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 утверждены Правила уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга.
В разделе 1 Правил определено, что данные Правила устанавливают единые и обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, определяют порядок уборки и содержания территорий объектов благоустройства, порядок установления границ участков уборки территории Санкт-Петербурга.
При этом в силу пункта 2.1. Правил объектами благоустройства являются в том числе территории и капитальные сооружения станций (вокзалов) всех видов транспорта, сооружения и места для хранения и технического обслуживания автомототранспортных средств, в том числе гаражи, автостоянки, автозаправочные станции, моечные комплексы; фасады зданий и сооружений, элементы их декора, а также иные внешние элементы зданий и сооружений, в том числе порталы арочных проездов, кровли, крыльца, ограждения и защитные решетки, навесы, козырьки, окна, входные двери, балконы, наружные лестницы, эркеры, лоджии, карнизы, столярные изделия, ставни, водосточные трубы, наружные антенные устройства и радиоэлектронные средства, светильники, флагштоки, настенные кондиционеры и другое оборудование, пристроенное к стенам или вмонтированное в них, номерные знаки домов и лестничных клеток.
Согласно пункту 2.2. Правил содержание объекта благоустройства - выполнение в отношении объекта благоустройства комплекса работ, обеспечивающих его чистоту, надлежащее физическое или техническое состояние и безопасность.
Пунктами 5.1 и 5.2 Правил установлено, что с 16 октября по 15 апреля устанавливается период зимней уборки территории Санкт-Петербурга (далее - зимняя уборка). Зимняя уборка автомобильных дорог, иных объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, дворовых, внутриквартальных территорий, пешеходных территорий и иных объектов благоустройства предусматривает работы, связанные с ликвидацией скользкости, удалением снега и снежно-ледяных образований.
Согласно пункту 4.19 Правил очистка объектов от снега, наледей и сосулек, а также организация вывоза указанных снежных и ледяных масс обеспечиваются владельцами объектов благоустройства.
В силу пункта 5.13 Правил для предотвращения падения сосулек и наледей с крыш и иных поверхностей объектов регулярно выполняется их очистка с обязательным применением мер предосторожности, обеспечивающих безопасность движения пешеходов и сохранность всех видов имущества, включая деревья, кустарники, плиточное покрытие тротуаров, вывески.
Сбрасывание снега и наледи с крыш и иных поверхностей объектов на тротуары, прилегающие к улично-дорожной сети, и проезжие части улично-дорожной сети, убираемые специализированными организациями, осуществляется владельцами зданий, сооружений, объектов благоустройства с обязательным согласованием с указанными организациями сроков начала и окончания работ.
Сброшенные с крыш и иных поверхностей объектов снег и наледь формируются владельцами объектов в снежные валы в прилотковой зоне в соответствии с требованиями пункта 5.6 Правил. Вывоз снега и наледи производится в течение 24 часов владельцами этих объектов или иными автотранспортными организациями на основе заключенных договоров. Владельцы объектов, производящие сброс снега и наледи с крыш и иных поверхностей объектов на очищенные объекты улично-дорожной сети (тротуары и проезжую часть), должны обеспечивать зачистку до асфальта территорий, на которые сбрасывается снег, в течение трех часов после сброса снега.
Владельцем здания Московского вокзала, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 85, литера А является ОАО "РЖД" (право собственности зарегистрировано 24.03.2004 N 78-01-47/2004-422.1).
Таким образом, в соответствии с пунктами 4.19, 5.13 Правил, именно на общество возложена обязанность по очистке кровли здания от снега, наледи и сосулек.
Факт нарушения обществом установленных Правилами сроков и порядка проведения работ по уборке (очистке) от снега и наледи кровли и карниза Московского вокзала (объекта благоустройства) установлен административным органом, судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, в том числе составленными в присутствии понятых протоколами осмотра от 10.12.2012 и 14.12.2012 с фотоматериалами.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению правил зимней уборки на соответствующей территории, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП.
Кроме того, апелляционный суд верно отметил, что общество было заранее извещено о проведении осмотра объекта благоустройства 14.12.2012 однако, на указанную дату наледь и снежное покрытие на его кровле удалены не полностью.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ОАО "РЖД" состава правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга N 273-70.
Доводы заявителя о том, что Правилами не установлена обязанность владельца здания очищать кровлю до полного отсутствия снега, являются необоснованными, поскольку нахождение на крыше зданий наледи и сосулек, их количество и размер не свидетельствует о регулярном проведении обществом мероприятий по очистке кровли. Таким образом, указанные обществом обстоятельства не свидетельствуют об отсутствии в его действиях состава правонарушения предусмотренного пунктом 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга N 273-70.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.03.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2013 по делу N А56-3990/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.