Вопрос: Согласно части первой ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Однако часть вторая той же статьи предусматривает, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) устанавливается профильными министерствами. Из этого можно сделать вывод, что не всем педагогическим работникам устанавливается продолжительность рабочего времени - вместо нее может устанавливаться норма часов педагогической работы. На сегодняшний день данный вопрос урегулирован в Приложении N 1 к приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601. В частности, в пунктах 2.8.1 и 2.8.2 данного приложения приводятся категории педагогических работников, для которых устанавливается не продолжительность рабочего времени, а норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы (18 часов в неделю и 720 часов в год соответственно).
Кроме того, в силу ст. 100 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Правительство постановлением от 10.12.2002 N 877 наделило соответствующими полномочиями профильные министерства по согласованию с Минтрудом.
На основании данных НПА Минобрнауки России утвердило Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (приказ от 11.05.2016 N 536). В п. 2.1 Особенностей говорится о том, что для работников, ведущих преподавательскую работу, нормы времени установлены только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой, другая же часть их педагогической работы не конкретизирована по количеству часов.
Минобрнауки, Минпросвещения и Профсоюз работников образования последовательно толкуют приведенные нормы таким образом, что для работников, перечисленных в п. 2.8.1 и 2.8.2 Приложения N 1 к приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601, не существует никаких ограничений по общей продолжительности рабочего времени. Общая норма части первой ст. 333 ТК РФ об ограничении продолжительности рабочего времени в 36 часов в неделю к таким работникам не применяется в силу наличия специального регулирования, которое говорит о том, что их рабочее время не конкретизировано по количеству часов. Такая позиция, в частности, выражена в письмах:
- Минпросвещения России от 13.12.2022 N 08-ПГ-МП-50702, от 01.09.2022 N ТВ-1908/08;
- Минпросвещения и Профсоюза работников народного образования и науки РФ в письме от 22.05.2020 NN ВБ-1107/08, 235;
- Минобрнауки России от 15.10.2015 N 08-ПГ-МОН-37849 и от 26.11.2015 N 06-1706);
- Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 03.03.2015 N 86.
Представлена такая точка зрения и в судебной практике (см. определение Московского городского суда от 06.03.2017 N 33-8274/17).
Верно ли считать, что для педагогических работников, перечисленных в п. 2.8.1 и 2.8.2 Приложения N 1 к приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601, не установлена продолжительность рабочего времени?
Ответ: В ответ на Ваше обращение по вопросу разъяснения трудового законодательства в части установления продолжительности рабочего времени педагогических работников сообщаем следующее.
Согласно части 1 ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Согласно части 3 ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в отношении иных педагогических работников.
Порядок определения учебной нагрузки установлен Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 13.05.2019) "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".
Согласно п. 2.8 Приложения N 1 Приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 13.05.2019) за норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, перечисленных в подпунктах 2.8.1 и 2.8.2 настоящего пункта, принимается норма часов учебной (преподавательской) работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы (далее - норма часов учебной (преподавательской) работы).
Согласно подпункту 2.8.1 Приложения N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 13.05.2019) норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается:
учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным);
преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта;
педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования;
тренерам-преподавателям и старшим тренерам-преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта;
логопедам медицинских организаций и организаций социального обслуживания;
учителям иностранного языка дошкольных образовательных организаций;
преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы).
Согласно подпункту 2.8.2 Приложения N 1 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 13.05.2019) норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств (за исключением преподавателей, указанных в подпункте 2.8.1 настоящего пункта), и по основным программам профессионального обучения.
Согласно требованиям части 1 ст. 100 Трудового кодекса Российской Федерации режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.
Согласно требованиям части 2 ст. 100 Трудового кодекса Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Для педагогических работников данный порядок установлен Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность".
Согласно п. 2.1. Приложения к Приказу Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, педагогами дополнительного образования, старшими педагогами дополнительного образования, тренерами-преподавателями, старшими тренерами-преподавателями (далее - работники, ведущие преподавательскую работу) организаций характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой (далее - преподавательская работа), которая выражается в фактическом объеме их учебной (тренировочной) нагрузки, определяемом в соответствии с приказом N 1601 (далее - нормируемая часть педагогической работы).
К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее - другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.
Согласно п. 2.3 Приложения к Приказу Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 другая часть педагогической работы, определяемая с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:
самостоятельно - подготовка к осуществлению образовательной деятельности и выполнению обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей) (в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ), изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся;
в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, - ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме;
правилами внутреннего трудового распорядка - организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся;
планами и графиками организации, утверждаемыми локальными нормативными актами организации в порядке, установленном трудовым законодательством, - выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;
графиками, планами, расписаниями, утверждаемыми локальными нормативными актами организации, коллективным договором, - выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности (с указанием в локальном нормативном акте, коллективном договоре порядка и условий выполнения работ);
трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) - выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты);
локальными нормативными актами организации - периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приема ими пищи.
При составлении графика дежурств в организации работников, ведущих преподавательскую работу, в период проведения занятий, до их начала и после окончания занятий, учитываются сменность работы организации, режим рабочего времени каждого работника, ведущего преподавательскую работу, в соответствии с расписанием занятий, общим планом мероприятий, а также другие особенности работы, с тем чтобы не допускать случаев длительного дежурства работников, ведущих преподавательскую работу, и дежурства в дни, когда учебная (тренировочная) нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы работники, ведущие преподавательскую работу, привлекаются к дежурству в организации не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия.
Таким образом, по нашему мнению, работникам, перечисленным в подпунктах п. 2.8.1 и 2.8.2 Приложения N 1 Приказа Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 13.05.2019), устанавливается норма часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогического работника. При увеличении объема учебной нагрузки нормируемая часть рабочего времени увеличивается, а при уменьшении - уменьшается. Регулирование режима рабочего времени другой части педагогической работы осуществляется в порядке п. 2.3 Приложения к Приказу Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536.
Начальник отдела - главный |
А.С.Сахаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Государственной инспекции труда в г. Москве от 11 февраля 2025 г. N ПГ/01092/10-4177-ОБ/593 "Ответ заявителю"
Опубликование:
-