22 октября 2013 г. |
Дело N А66-12174/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от Правительства Тверской области Вуйминой И.М. (доверенность от 15.01.2013 N 3), от открытого акционерного общества племзавод "Заволжское" Савельевой Е.А. (доверенность от 06.09.2013),
рассмотрев 21.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 06.02.2013 (судья Басова О.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013 (судьи Тарасова О.А., Виноградова Т.В., Докшина А.Ю.) по делу N А66-12174/2012,
установил:
открытое акционерное общество племзавод "Заволжское" (место нахождения: 170508, Тверская обл., Калининский район, пос. Заволжский, ОГРН 1026940514149; далее - Общество, ОАО племзавод "Заволжское") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям (далее - Управление), выразившегося в уклонении от принятия и оформления решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных в отношении отчужденных у Общества животных в порядке, предусмотренном пунктом 7 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 (далее - Правила отчуждения животных N 310); бездействия правительства Тверской области (далее - Правительство), выразившегося в уклонении от принятия и оформления решения об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в отношении отчужденных у общества животных в порядке, предусмотренном пунктом 7 Правил отчуждения животных N 310 и пунктом 2.6 Порядка отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Тверской области, утвержденного постановлением администрации Тверской области от 21.11.2006 N 281-па (далее - Порядок отчуждения животных); бездействия управления, Главного управления "Государственная инспекция по ветеринарии" Тверской области (далее - Инспекция), администрации муниципального образования "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области (далее - Администрация), выразившегося в уклонении от оформления и подписания акта об отчуждении животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных в отношении отчужденных у Общества животных в порядке, предусмотренном пунктом 8 Правил отчуждения животных N 310 и пунктом 3.4 Порядка отчуждения животных.
Решением арбитражного суда от 06.02.2013 заявителю отказано в удовлетворении требования.
Постановлением апелляционного суда от 19.06.2013 решение суда от 06.02.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Правительство области просит изменить мотивировочную часть судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы ссылается на отсутствие решения Управления о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных в отношении Общества.
В отзывах на кассационную жалобу Правительства Общество и Управление просят оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Правительства поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании результатов лабораторных исследований патматериала корпуса N 14 комплекса N 2, проверенного на предмет наличия вируса АЧС, Обществом проведены мероприятия, итогом которых явилось уничтожение животных.
Судебные инстанции пришли к выводу о том, что в связи с внесением изменений постановлением губернатора Тверской области от 27.07.2012 N 167-пг "О внесении изменений в постановление губернатора Тверской области от 24.07.2012 N 165-пг "О карантине на территории Тверской области" (далее - Постановление N 165-пг и Постановление N 167-пг, соответственно) на заявителя распространились пункты 2.3 и 3 приложения 3 Постановления N 165-пг, предусматривающие уничтожение всего свинопоголовья бескровным методом и сжигание на месте трупов убитых свиней; данный правовой акт являлся для Общества распорядительным документом, обязывающим произвести уничтожение животных.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территории одного субъекта Российской Федерации высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, принимает решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 18 Закона о ветеринарии владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны, в частности, осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
В силу статьи 19 Закона о ветеринарии при ликвидации очагов особо опасных болезней животных животные и (или) продукты животноводства могут быть изъяты по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правилами отчуждения животных N 310 предусмотрено, что при выявлении животных, которые являются носителями возбудителей особо опасных болезней животных, или животных с клиническими признаками таких болезней должностные лица государственной ветеринарной службы и специалисты в области ветеринарии направляют информацию об этом государственному ветеринарному инспектору по закрепленной территории обслуживания, а также главному государственному ветеринарному инспектору субъекта Российской Федерации (пункт 4).
Решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных принимает руководитель территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместитель в 2-дневный срок с даты получения указанной информации (пункт 7 Правил отчуждения животных N 310).
В силу пункта 8 названных Правил организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. О проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства составляется акт по установленной форме.
В соответствии с пунктом 2.6 Порядка отчуждения животных на основании решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, принятого Управлением, Правительство области в течение трех суток с момента его получения принимает решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства и направляет его копию гражданам и юридическим лицам - владельцам животных (грузов).
Согласно пункту 3.4 Порядка отчуждение животных, мероприятия по их обеззараживанию и уничтожению оформляются комиссионно с участием Инспекции, Управления и органа местного самоуправления муниципального образования Тверской области актом по установленной форме.
По смыслу норм, установленных законодательством в области ветеринарии и Правилами отчуждения животных N 310, необходимость отчуждения животных обусловлена государственными и общественными интересами в целях предотвращения распространения эпизоотии. Стороны по делу не опровергают факт того, что в данном случае уничтожение животных произведено в указанных целях.
Пунктом 10 Правил отчуждения животных N 310 предусмотрено, что основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 настоящих Правил, и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства.
Как видно из материалов дела, Постановлением N 165-пг "О карантине" с 24.07.2012 на территории Тверской области, в том числе Калининского района были установлены ограничительные мероприятия (карантин) по африканской чуме свиней на срок проведения ограничительных мероприятий по ликвидации вспышек АЧС.
Пунктом 2 названного постановления утвержден План ограничительных мероприятий по ликвидации вспышек АЧС и предотвращению распространения заболевания на территории Тверской области и за ее пределы (далее - План ограничительных мероприятий).
Пунктом 3.3 данного Плана предусмотрено осуществление мероприятий по отчуждению свиней в хозяйствах всех форм собственности, находящихся на территории первой угрожаемой зоны, за исключением хозяйств, имеющих III и IV компартмент.
В перечень (приложение N 3) территорий, входящих в первую угрожаемую зону по африканской чуме Общество не входило.
Однако из материалов дела видно, что Обществом 24.07.2012 были получены предварительные положительные результаты лабораторных исследований отобранного из принадлежащего заявителю корпуса N 14 комплекса N 2 патматериала, проверенного на предмет наличия вируса АЧС, о чем Общество проинформировало уполномоченные органы.
В целях предотвращения возникновения и ликвидации очага АЧС в поселке Заволжском Калининского района Тверской области Инспекцией в Управление 24.07.2012 направлено срочное донесение о выявлении в хозяйстве у заявителя очага АЧС.
Управлением по результатам рассмотрения информации Общества и выявления очага особо опасных болезней животных в п. Заволжское вынесено решение от 25.07.2012 (том 2, л.д.36) об отчуждении домашних свиней в хозяйствах всех форм собственности и изъятия сырой продукции убоя свиней непромышленного изготовления у граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, занимающихся переработкой, хранением и реализацией свиноводческой продукции на территории первой угрожаемой зоны. Решение вынесено в соответствии с пунктом 7 Правил отчуждения животных N 310.
В соответствии с пунктом 6 Правил отчуждения животных N 310 решение от 25.07.2012 направлено главному государственному ветеринарному инспектору Тверской области, главному государственному ветеринарному инспектору Калининского района, губернатору Тверской области.
Управлением также 26.07.2012 вынесено решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории первой угрожаемой зоны (том 2, лист 55), экземпляры которого направлены главному государственному ветеринарному инспектору Тверской области и губернатору Тверской области.
В целях предотвращения угрозы возможного заражения здоровых животных Общество обращалось к ответчикам с письмами от 25.07.2012 N 571 и от 27.07.2012 N 577 с требованием об ускорении принятия решения об изъятии принадлежащих ему животных в порядке, предусмотренном Правилами отчуждения животных N 310 и Порядком отчуждения животных, и о направлении представителей ответчиков в место нахождения заявителя для участия в утилизации животных, содержащихся в комплексе N 2, и составления акта об отчуждении животных при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
В связи с выявлением на территории принадлежащего Обществу комплекса N 2 вируса АЧС Губернатором Тверской области постановлением N 167-пг от 27.07.2012 внесены изменения в Постановление N 165-пг от 24.07.2012, в соответствии с которыми эпизоотическим очагом АЧС определена указанная территория и поселок Заволжский включен в первую угрожаемую зону.
В результате данных изменений на Общество стал распространяться пункт 2.3 Плана ограничительных мероприятий, предусматривающий в эпизоотическом очаге и на инфицированном объекте уничтожение всего без исключения свинопоголовья бескровным методом и сжигание на месте трупов убитых и павших свиней, продукции свиноводства и т.п.
Во исполнение данного требования Плана в период с 27.07.2012 по 11.08.2012 Общество произвело бескровный убой 32 938 голов свиней и последующее сожжение трупов, что подтверждено соответствующими актами.
Суды обоснованно указали, что в рассматриваемой ситуации не имеет значения тот факт, что решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории первой угрожаемой зоны вынесено после того, как Постановлением N 167-пг внесены изменения в Постановление N 165-пг, поскольку указанное решение вынесено Управлением по факту обращения Общества после получения срочного донесения о выявлении очага АЧС.
Поэтому действия Управления правомерно признаны судами соответствующими Правилам отчуждения животных N 310 и Порядку отчуждения животных.
Суды обоснованно признали, что последовательность действий Общества, Инспекции, Управления и Администрации, свидетельствуют правомерности их действий, поскольку имелось решение Управления от 25.07.2012 об отчуждении животных и постановление N 165-пг (в редакции от 27.07.2012), которые предусматривали необходимость проведения убоя животных в первой угрожаемой зоне, в которую был включен по информации Общества поселок Заволжский.
Довод Общества, что в данном случае имело место принудительное изъятие животных (отчуждение по решению государственного органа, обязательного для исполнения), судами признан обоснованным.
Управлением, Инспекцией и Администрацией приняты необходимые меры при обнаружении угрозы возникновения опасных инфекционных болезней животных, предусмотренные Правилами 310.
Суды признали, что бездействие Правительства по принятию решения в соответствии с пунктом 2.6 Порядка N 281-па об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства не привело к нарушению прав Общества, поскольку Постановлением от 27.07.2012 N 167-пг были внесены изменения в Постановление N 165-пг и Общество было включено в первую угрожаемую зону по африканской чуме и на него распространился пункт 2.3 Плана мероприятий, в том числе уничтожение всего свинопоголовья бескровным методом.
Следовательно, выводы судов в мотивировочной части судебных актов соответствуют нормам права и представленным документам.
Суд кассационной инстанции считает, что фактические обстоятельства дела установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в нем доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для иной оценки доказательств и отмены обжалуемых судебных актов нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 06.02.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013 по делу N А66-12174/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Правительства Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.