22 октября 2013 г. |
Дело N А05-2401/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Блиновой Л.В., Кудина А.Г.,
при участии от Министерства финансов Архангельской области Косцова О.В. (доверенность от 09.01.2013),
рассмотрев 22.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.04.2013 (судья Никитин С.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 (судьи Носач Е.В., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу N А05-2401/2012,
установил:
Администрация муниципального образования "Котлас" (место нахождения: Архангельская обл., г. Котлас, пл. Советов, д. 3, ОГРН 1062904000026; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) 910 000 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением Гурьевскому Александру Николаевичу однокомнатной квартиры N 3 в доме N 33а по ул. Маяковского в г. Котласе.
Определениями суда от 03.04.2012 и от 26.04.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Архангельская область в лице Министерства финансов Архангельской области (далее - Минфин области) и Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области (далее - Министерство здравоохранения и социального развития области) соответственно.
Решением суда первой инстанции от 31.05.2012 с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Администрации взыскано 910 000 руб.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.08.2012 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.12.2012 решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Определением суда от 17.12.2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Архангельская область в лице Минфина области.
Судом удовлетворено ходатайство Минфина области о привлечении к участию в деле в качестве ответчика Архангельской области в лице Министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области (далее - Минтруда области).
Решением суда первой инстанции от 10.04.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.07.2013, убытки в размере 910 000 руб. в пользу Администрации взысканы с Архангельской области в лице Минтруда области за счет средств казны Архангельской области.
В удовлетворении иска к Российской Федерации и к Архангельской области в лице Минфина области отказано.
В кассационной жалобе Минтруда области просит отменить решение суда первой инстанции от 10.04.2013 и постановление суда апелляционной инстанции от 08.07.2013 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку органы государственной власти субъекта Российской Федерации несут ответственность за осуществление переданных полномочий Российской Федерации в пределах предоставленных субвенций из федерального бюджета, которые в данном случае освоены Минтруда области полностью.
В судебном заседании представитель Минфина области просил удовлетворить жалобу.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Котласского городского суда Архангельской области от 30.05.2011 по делу N 2-992 на Администрацию возложена обязанность предоставить инвалиду Гурьевскому А.Н. вне очереди благоустроенное, применительно к условиям города Котласа, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам жилое помещение, находящееся в черте города Котласа, в виде отдельной квартиры, с учетом права на дополнительную жилую площадь, общей площадью не менее 24 кв.м.
На основании постановления и.о. Главы Администрации от 25.01.2012 N 266 Гурьевскому А.Н. по договору социального найма предоставлена квартира N 3 в доме N 33а по улице Маяковского в городе Котласе, общей площадью 29,0 кв.м.
Между муниципальным образованием "Котлас" и Гурьевским А.Н. заключен договор от 08.02.2012 социального найма этого жилого помещения.
Согласно отчету от 17.02.2012 N 27/Н-12 рыночная стоимость квартиры по состоянию на 17.02.2012 составляет 910 000 руб.
Администрация, сославшись на то, что в результате предоставления данной квартиры Гурьевскому А.Н. ею понесены убытки в размере стоимости квартиры, которые не компенсированы, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав за Администрацией право на компенсацию убытков, удовлетворил иск за счет казны Архангельской области.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат изменению в силу следующего.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Закона.
Часть 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации содержит положения о том, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии со статьей 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем граждан, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций.
При этом пунктом 3 Правил предусмотрено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству регионального развития Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством регионального развития Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 17.12.2009 N 1563-О-О, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
Согласно положениям пункта 3 статьи 20 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Право требования возмещения от государства понесенных расходов по предоставлению жилья не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
Как следует из приложения 28 (таблица 18) Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", бюджету Архангельской области на 2012 год на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) и Законом N 181-ФЗ, распределено субвенций в размере 36 015,6 тыс. руб.
Согласно таблице 23 приложения 30 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" при распределении субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на 2011 год на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Законом о ветеранах и Законом N 181-ФЗ, Архангельской области выделено 27 767,0 тыс. руб.
В силу пункта 5 Правил форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 9 Правил установлено, что ответственность за несоблюдение этих Правил и недостоверность представляемых в Минфин России, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство регионального развития Российской Федерации сведений возлагается на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Администрацией Архангельской области постановлением от 02.04.2007 N 58-па в соответствии со статьей 23.2 Закона о ветеранах, статьей 28.2 Закона N 181-ФЗ и в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, проживающих в Архангельской области, утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что меры социальной поддержки предоставляются по выбору гражданина в форме безвозмездных субсидий для приобретения жилого помещения (квартиры, комнаты, индивидуального жилого дома или их части) (далее - субсидия), либо предоставления в соответствии с жилищным законодательством жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет бюджетных ассигнований, по договорам социального найма.
На основании пункта 8 Порядка субсидии предоставляются гражданам, указанным в пунктах 6 и 7 настоящего Порядка, в том числе инвалидам, для приобретения ими жилого помещения.
Согласно пунктами 12, 14 Порядка отделение социальной защиты населения формирует на каждого гражданина, указанного в пунктах 6 и 7 Порядка, нуждающегося в улучшении жилищных условий, личное дело, а также формирует регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Минтруда области на основании указанных регистров формирует единые областные регистры граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исходя из времени постановки граждан на учет (пункт 16 Порядка).
Как предусмотрено пунктом 18 Порядка, Минтруда области на основании регистров и объема средств, предоставленных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, формирует списки получателей субсидии.
Вступившим в законную силу решением Котласского городского суда от 30.05.2011 по делу N 2-992 установлено, что Гурьевский А.Н. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 23.01.1987 как имеющий право на безвозмездную субсидию за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья по категории инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Следовательно, он подлежал включению в соответствующий регистр граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании статьи 24 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" не использованные по состоянию на 01.01.2012 остатки межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субвенций (за исключением субвенций на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, вставших на учет до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно), субсидий (за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, а также капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования административных центров субъектов Российской Федерации), иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в федеральный бюджет в течение первых 15 рабочих дней 2012 года.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на 2011 год из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации перечислено 27 767,0 тыс. руб., произведено расходов на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Законом о ветеранах и Законом N 181-ФЗ, на сумму 23 279,4 тыс. руб., остаток субвенций на конец отчетного периода составил 24 047,6 тыс. руб.; на 2012 год перечислено 36 015,6 тыс. руб., произведено расходов на сумму 31 528,3 тыс. руб., остаток субвенций на конец отчетного периода составил 28 534,9 тыс. руб.; на 2013 год перечислено 43 635,6 тыс. руб., расходы на обеспечение жильем указанных граждан не производились.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что Российская Федерация исполнила взятые на себя обязательства в полном объеме, в связи с этим правовых оснований для удовлетворения иска за счет казны Российской Федерации не имеется.
Поскольку Законом N 181-ФЗ полномочия по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а Администрация, выполнив обязанность по предоставлению жилого помещения Гурьевскому А.Н., не получила от субъекта Российской Федерации компенсации стоимости квартиры, суд первой инстанции, исходя из отсутствия доказательств, опровергающих сумму понесенных Администрацией убытков, удовлетворил иск в полном объеме, взыскав в ее пользу 910 000 руб. с Архангельской области в лице Минтруда области за счет средств казны Архангельской области.
С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
Между тем, в соответствии с Положением о Минфине области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 18.12.2009 N 217-пп, Минфин области осуществляет полномочия главного распорядителя средств областного бюджета (подпункт 3 пункта 10), осуществление исполнения судебных актов по искам к казне Архангельской области (подпункт 45 пункта 8).
В силу пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации выступает главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Таким образом, надлежащим лицом, представляющим интересы ответчика в рамках рассматриваемых правоотношений, является Минфин области.
В связи с этим принятые по делу судебные акты подлежат изменению в части указания органа, выступающего в качестве представителя публично-правового образования.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10.04.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 по делу N А05-2401/2012 изменить, изложив резолютивную часть решения суда первой инстанции в следующей редакции:
"Взыскать в пользу администрации муниципального образования "Котлас" с Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области (ОГРН 1022900535558) за счет средств казны Архангельской области 910 000 руб. убытков.
В остальной части в удовлетворении иска отказать".
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.