Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 6 марта 2025 г. N 77
Государственная программа
Республики Саха (Якутия) "Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия)"
Раздел 1. Стратегические приоритеты и цели государственной политики
1.1. Оценка текущего состояния государственной национальной политики Республики Саха (Якутия)
Республика Саха (Якутия) - субъект Российской Федерации, на территории которого проживают представители 135 национальностей и этнических групп. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2020 года наиболее крупными этническими сообществами являются саха (469,5 тыс. человек), русские (277 тыс. человек), эвенки (24,3 тыс. человек), эвены (13,2 тыс. человек), киргизы (11,2 тыс. человек).
С 2012 года основным механизмом реализации государственной национальной политики в Республике Саха (Якутия) является программный подход.
Наличие отдельной региональной государственной программы позволяет республике ежегодно получать из федерального бюджета софинансирование на реализацию мероприятий по укреплению единства и этнокультурному развитию народов России и поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера в рамках соглашений с Федеральным агентством по делам национальностей.
В целях совершенствования государственной политики в области межнациональных отношений в республике созданы совещательные и консультативные органы при Главе Республики Саха (Якутия), в том числе Совет по вопросам государственной национальной политики, Совет по вопросам российского казачества, Совет представителей коренных малочисленных народов Севера, Совет по развитию языков, постоянная комиссия по вопросам религиозных объединений Совета по вопросам государственной национальной политики. В состав совещательных и консультативных органов входят представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти и местного самоуправления Республики Саха (Якутия), образовательных и научных учреждений, конфессий, национально-культурных объединений, казачьих обществ, других общественных организаций республики.
В целях поощрения граждан, внесших значительный вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между Республикой Саха (Якутия) и субъектами Российской Федерации, субъектами иностранных государств, развитие взаимовыгодных торгово-экономических, научно-технических, социальных и культурных связей, за заслуги в укреплении мира и дружбы между народами учреждены Почетный знак Республики Саха (Якутия) "За укрепление мира и дружбы народов" и ведомственный памятный знак "Дружба народов". Для поощрения граждан, внесших значительный вклад в развитие языковой политики, сохранение и развитие государственных и официальных языков, языкового и культурного многообразия республики, учрежден ведомственный почетный знак "За вклад в сохранение и развитие родных языков в Республике Саха (Якутия)".
В целях совершенствования базы стратегических нормативных правовых актов в сфере реализации государственной национальной политики, в том числе сохранения и развития этнокультурного многообразия, укрепления традиционных ценностей и единства народов Якутии Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2023 г. N 83 учрежден День национальных культур народов Республики Саха (Якутия), также в целях сохранения и развития исторического и духовного наследия Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 7 ноября 2023 г. N 84 объявлено Пятилетие ямщицкой культуры в Усть-Майском, Ленском, Олёкминском и Хангаласском районах Республики Саха (Якутия).
Одним из консолидирующих гражданских институтов в обеспечении сохранения и укрепления межнационального мира и согласия является Ассамблея народов Республики Саха (Якутия) (далее - Ассамблея народов), объединяющая более 60 национально-культурных объединений, общественных организаций, национальных диаспор и отделений, действующих в Ленском, Мирнинском, Нерюнгринском, Нюрбинском и Олекминском районах. Во взаимодействии с Ассамблеей народов активную общественную деятельность ведут Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) и Молодежная Ассамблея народов Якутии.
На территории республики функционируют более 400 общественных организаций, созданных по национально-культурному признаку, в том числе кочевые родовые общины, национально-культурные автономии, объединения и общественные организации, а также казачьи общества и религиозные общественные организации.
В целях поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, реализующих проекты в сфере укрепления гражданского единства, гражданского самосознания и сохранения самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации) и поддержки социально значимых программ (проектов) по возрождению традиций и обычаев казачьих обществ в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия)" на конкурсной основе предоставляются субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
В реализации национальной политики особое внимание уделяется повышению квалификации руководителей и специалистов исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления, ответственных за реализацию государственной национальной политики. Ежегодно на базе Высшей школы инновационного менеджмента при Главе Республики Саха (Якутия) организовываются курсы и семинары по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений. Внедрена практика проведения выездных зональных семинаров в районах и городах республики, оказания практической и методической помощи на местах. За последние три года повышение квалификации прошли более 400 руководителей и специалистов исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, представителей сферы образования, культуры, СМИ и общественных организаций республики.
В системе взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с институтами гражданского общества республики в сфере межнационального согласия ключевая роль принадлежит автономному учреждению Республики Саха (Якутия) "Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского" (далее - Дом дружбы народов), подведомственному учреждению Министерства по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия).
Дом дружбы народов выполняет многоплановую работу по созданию благоприятной среды для межкультурного диалога и активного вовлечения представителей всех национальностей в общественную и социально-экономическую жизнь республики. При Доме дружбы народов действуют более 30 творческих самодеятельных коллективов и клубных формирований по интересам, в том числе коренных малочисленных народов Севера, национально-культурных объединений, народных и образцовых коллективов и клубов по интересам. Ежегодно Дом дружбы народов проводит более 250 мероприятий, направленных на укрепление общероссийского гражданского единства и этнокультурное развитие народов России, поддержку языкового многообразия, с охватом более 80 тысяч человек. Учреждением культуры заключены договоры и соглашения с Домами дружбы народов и Домами национальностей регионов Российской Федерации, органами местного самоуправления, научными и образовательными учреждениями.
По данным переписи 2020 года на территории Республики Саха (Якутия) проживают 41 933 представителя коренных малочисленных народов Севера, в том числе эвенки - 24 334 человека, эвены - 13 233, долганы - 2 147, юкагиры - 1 510, чукчи - 709.
Основным механизмом защиты прав коренных малочисленных народов Севера является Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года, цели и задачи которой соответствуют основным векторам Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
В целях дальнейшего устойчивого и гармоничного развития этнокультурного и языкового многообразия, поддержки государственных и официальных языков в местах проживания коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 февраля 2013 г. N 1870 учреждены премии Главы Республики Саха (Якутия): имени Н.И. Спиридонова - Тэки Одулока за вклад в сохранение и развитие юкагирского языка, имени В.Д. Лебедева за вклад в сохранение и развитие эвенского языка, имени Г.М. Василевич за вклад в сохранение и развитие эвенкийского языка, имени Г.И. Вельвина за вклад в сохранение и развитие чукотского языка, имени Н.М. Артемьева за вклад в сохранение и развитие долганского языка.
Ежегодно в республике проводятся мероприятия, направленные на решение актуальных вопросов изучения и сохранения языков, культуры и традиций коренных малочисленных народов Севера, в том числе форумы, круглые столы, семинары, фестивали ("Кочевье", "Эхо тундры и тайги"), календарные традиционные праздники народов Севера (Встреча солнца, Икэнэпкэ, Айанна мяланни, Бакалдын, Эвинэк, Хэйро, Килвэй, праздник первой путины, Шахадьибэ, Синилгэн, Пэгэтти) и другие.
По данным информационного портала Министерства юстиции Российской Федерации на 1 декабря 2024 г. в республике зарегистрированы Якутский республиканский фонд содействия развитию казачества, три общественные организации казаков и девять казачьих обществ, входящих в состав Якутского окружного казачьего общества "Якутский казачий полк". При содействии органов местного самоуправления созданы пять классов при общеобразовательных организациях, действуют семь казачьих молодежных военно-патриотических клубов.
В местах дислокации казачьих обществ работают военно-патриотические казачьи клубы и фольклорные казачьи коллективы.
Казачьи общества тесно сотрудничают с Министерством внутренних дел по Республике Саха (Якутия), ГУ МЧС России по Республике Саха (Якутия), Министерством экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), участвуют в патрулировании населенных пунктов во время праздничных и культурно-массовых мероприятий, рейдах по охране правопорядка, привлекаются для участия в противопожарных мероприятиях. Ежегодно ими проводятся учебно-полевые сборы, спортивные соревнования, культурно-досуговые мероприятия, знакомящие с казачьей культурой, традициями и обрядами. Стало доброй традицией проведение республиканского фестиваля казачьей и ямщицкой песни в рамках мероприятий, посвященных Дню России - 12 июня.
По состоянию на 1 декабря 2024 г. на территории республики зарегистрировано 160 религиозных организаций, представленных 15 конфессиями. Наибольшее количество приходов из традиционных религий имеет Централизованная религиозная организация Якутская епархия Русской православной Церкви (Московский Патриархат) - 84, Централизованная мусульманская организация "Духовное управление мусульман Республики Саха (Якутия)" - 10, буддийские религиозные организации - два.
Традиционные для России религиозные организации активно принимают участие в проводимых мероприятиях, календарных праздниках, в оказании социальной и гуманитарной помощи военнослужащим СВО и их семьям.
По данным социологического исследования в 2024 г. доля граждан, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений, составила 81 процент, а также 96 процентов якутян отметили, что не испытывают по отношению к себе неприязни или враждебного отношения из-за своих религиозных убеждений, вероисповедания или атеизма.
С 2010 г. в республике действует соглашение о социальном партнерстве между Русской Православной Церковью и Республикой Саха (Якутия), принимаются трехгодичные планы мероприятий, в рамках которых ежегодно проводятся духовно-нравственные и просветительские мероприятия - Свято-Иннокентьевский студенческий форум, региональный этап международных Рождественских чтений, фестиваль Пасхальные купола, День славянской письменности и культуры и другие.
Актуальным вопросом в данном направлении остается культурно-религиозная экспансия религиозных объединений, не являющихся традиционными для России, что является угрозой по ослаблению общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа России.
Одним из направлений деятельности в сфере государственной национальной политики является создание условий для адаптации и интеграции иностранных граждан. В настоящее время наибольшее число прибывающих в республику иностранных граждан составляют граждане Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, целью въезда которых является работа по найму.
Для оказания содействия социальной адаптации и интеграции иностранных граждан на территории республики организована работа справочной службы для иностранных граждан, разработано мобильное мультиязычное приложение "Содружество" на семи языках, которое позволяет найти необходимую информацию и практические рекомендации, охватывающие этапы процесса миграции в республике. В целях предоставления квалифицированной информации, поддержки и помощи иностранным гражданам в решении вопросов, связанных с их статусом, правами, трудоустройством, образованием и другими аспектами жизни на территории нашей республики, второй год реализуется межведомственный проект "Час иностранного гражданина". Данный проект представляет собой экспертно-консультационную выездную площадку в местах трудовой деятельности иностранных граждан для содействия в адаптации и интеграции иностранных граждан путем просвещения и помощи в социально-бытовых, экономических, правовых и иных аспектах жизни сферы общества в Российской Федерации.
В 2023 г. республика вошла в пятерку субъектов Российской Федерации по реализации пилотного проекта Федерального агентства по делам национальностей по апробации курса "Содействие адаптации трудовых мигрантов из Центрально-Азиатского региона в Российской Федерации". В рамках проекта были организованы просветительские лекции для трудовых мигрантов, прибывших в нашу республику. В 2024 г. в программу курса внесены дополнения, учитывающие региональный компонент, проведена соответствующая работа по открытию в 2025 г. Центра социальной и культурной адаптации иностранных граждан в г. Якутске.
С 2017 г. республика подключилась к государственной информационной системе мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций, приняты и утверждены нормативные правовые акты. В муниципальных районах и городских округах республики назначены операторы государственной информационной системы мониторинга, проводится работа по обмену информацией и принятию соответствующих мер.
Вместе с тем в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений имеются проблемы, обусловленные появлением новых вызовов и угроз национальной безопасности, в том числе попытки пропаганды экстремистской идеологии, разжигания межнациональной и религиозной розни, незаконная миграция, частичная утрата этнокультурного наследия, размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Для гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Саха (Якутия) необходимо на постоянной основе продолжать работу по достижению позитивной динамики основных индикаторов с учетом настоящей политической и социально-экономической ситуации, совершенствовать формы и методы работы, изучать опыт работы других субъектов, внедрять лучшие практики работы в сфере национальной политики.
1.2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритеты и цели государственной политики в Республике Саха (Якутия) в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Республике Саха (Якутия) определены в соответствии с положениями следующих стратегических документов:
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. N 1124 "Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации";
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года".
С учетом основных положений вышеуказанных стратегических документов приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации в Республике Саха (Якутия) являются:
укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
сохранение этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации;
сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;
соблюдение прав коренных малочисленных народов Российской Федерации.
В части реализации государственной политики в Республике Саха (Якутия) в отношении российского казачества в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Республике Саха (Якутия) согласно Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 2020 г. N 505, в Республике Саха (Якутия) приоритетами являются:
обеспечение участия российского казачества в решении государственных задач в области гражданской и территориальной обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, пожарной безопасности;
привлечение российского казачества к участию в мероприятиях, направленных на укрепление гражданского единства, гармонизацию межнациональных (межэтнических) отношений, профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве.
В соответствии с приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации, а также государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества целями государственной программы являются:
укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) в Республике Саха (Якутия) и доведение уровня общероссийской гражданской идентичности в Республике Саха (Якутия) до 78,5 процента к 2027 году;
укрепление национального согласия, гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации в Республике Саха (Якутия), традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества и доведение уровня доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в Республике Саха (Якутия), до 74,7 процента к 2027 году.
Целевыми показателями, отражающими конечный эффект реализации государственной программы, являются:
увеличение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, до 74,5 процента к 2027 году;
доведение уровня общероссийской гражданской идентичности к 2027 году до 78,5 процента;
прирост количества участников мероприятий, направленных на укрепление общероссийской гражданской идентичности, до 36,7 тысячи человек к 2027 году.
1.3. Задачи государственного управления Республики Саха (Якутия), способы их эффективного решения в сфере государственного управления Республики Саха (Якутия)
Государственная программа является ключевым инструментом государственного управления в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Республике Саха (Якутия).
Основные задачи по достижению цели государственной программы:
укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
обеспечение межнационального и межрелигиозного мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений;
содействие этнокультурному и духовному развитию народов Российской Федерации;
укрепление общероссийской гражданской идентичности, сохранение и развитие языкового, этнокультурного многообразия народов Российской Федерации.
Достижение цели и решение задач государственной программы будут осуществляться путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
В целях реализации задач ведомственного проекта N 1 осуществляются следующие мероприятия:
мероприятие N 1 "Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование общероссийской гражданской идентичности, приуроченных к празднованию государственных праздников (12 июня - День России, 4 ноября - День народного единства)";
мероприятие N 2 "Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение и поддержку русского языка как государственного и языка межнационального общения";
мероприятие N 3 "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций, реализующих проекты в сфере укрепления гражданского единства, гражданского самосознания и сохранения самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации)";
мероприятие N 4 "Поддержка социально значимых программ (проектов) по возрождению традиций и обычаев казачьих обществ";
мероприятие N 5 "Государственная поддержка деятельности некоммерческих организаций коренных малочисленных народов Севера, укрепление материально-технической базы общин коренных малочисленных народов Севера и Республики Саха (Якутия)";
мероприятие N 6 "Реализация мероприятий, направленных на сохранение и развитие самобытной казачьей культуры, культурного наследия казачества";
мероприятие N 7 "Содействие развитию и консолидации российского казачества посредством усиления его роли в решении задач государственного, регионального и местного значения".
В рамках ведомственного проекта N 2 реализуются следующие мероприятия:
мероприятие N 1 "Организация и проведение мероприятий, направленных на обеспечение межнационального и межрелигиозного мира и согласия, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений";
мероприятие N 2 "Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику этнического и религиозного экстремизма, мониторинг состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов";
мероприятие N 3 "Поддержка и поощрение в сфере укрепления мира и дружбы народов";
мероприятие N 4 "Создание и (или) развитие центра социальной и культурной адаптации иностранных граждан)".
Для достижения задач ведомственного проекта N 3 реализуются следующие мероприятия:
мероприятие N 1 "Укрепление материально-технической базы Дома дружбы народов";
мероприятие N 2 "Организация и проведение мероприятий, направленных на этнокультурное и духовное развитие народов Российской Федерации";
мероприятие N 3 "Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение и защиту самобытности, культуры, традиций и этнокультурное развитие коренных малочисленных народов Севера";
мероприятие N 4 "Развитие этнокультурного и языкового многообразия, поддержка государственных и официальных языков".
В комплексе процессных мероприятий N 1 отражаются расходы на предоставление субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг автономного учреждения Республики Саха (Якутия) "Дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского".
1.4. Задачи, определенные в соответствии с национальными целями
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" государственная программа направлена на достижение целевого показателя "Создание к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей" национальной цели развития Российской Федерации "Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности".
Раздел 2. Основные параметры потребности в дополнительных трудовых ресурсах, необходимых для реализации государственной программы
В рамках реализации государственной программы "Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия)" потребность в дополнительных трудовых ресурсах, необходимых для реализации государственной программы, отсутствует.
Раздел вида экономической деятельности: деятельность многоцелевых центров и подобных заведений с преобладанием культурного обслуживания (90.04.2).
Прогноз потребности в кадровом обеспечении и источниках его закрытия
(человек)
|
|
Всего на 2025 - 2029 |
в том числе: |
||||
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
|||
1. |
Прогноз общей потребности в кадровом обеспечении, всего |
310 |
62 |
62 |
62 |
62 |
62 |
1.1. |
в том числе замещающая кадровая потребность |
- |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2. |
Восполнение потребности в кадрах - всего: |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2.1. |
трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2.2. |
трудоустройство незанятого населения, прошедшего профессиональную переподготовку |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2.3. |
за счет реализации ведомственных проектов, проектов стратегических указов Главы Республики Саха (Якутия) |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3. |
Дополнительная потребность |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4. |
Источники восполнения дополнительной потребности |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Раздел 3. Порядки предоставления и распределения субсидий местным бюджетам
При реализации мероприятий государственной программы "Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия)" предоставление субсидий местным бюджетам не предусмотрено.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 марта 2025 г. N 77 "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.