Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 17.1 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" предлагается расширить перечень направлений волонтерской деятельности, а также закрепить в законе повышенный уровень гарантий для волонтеров, чья деятельность непосредственно связана с направлением гуманитарных грузов и иной помощи в зоны проведения контртеррористических операций, вооруженных конфликтов, военных конфликтов, а также специальной военной операции.
В России отмечается существенный рост волонтерского движения. По данным Центра исследований развития гражданского общества Высшей школы экономики в рамках проведенного в 2022 году опроса 44% респондентов указали, что принимали участие в добровольческой или волонтерской деятельности. При этом, такая деятельность носит не только разовый, но и системный характер. Президент Российской Федерации на вручении Международной премии #МыВместе 4 декабря 2023 года отмечал, что четверть населения страны участвует в организациях, которые осуществляют свою деятельность в качестве добровольцев и волонтёров.
Важно отметить, что большую роль в этом движении играют волонтеры, которые вносят свой вклад в поддержку наших соотечественников на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, где проводится специальная военная операция. Многие из них, рискуя своей жизнью, доставляют гуманитарную помощь в самые опасные участки линии боевого соприкосновения. Многие выполняют важную роль по организации пунктов сбора помощи, изготавливают вещи, необходимые как нашим бойцам, так и простым гражданам, чем заслужили огромную благодарность нашего общества.
При этом, в действующем Федеральном законе от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" такой важный и нужный, особенно сейчас, вид добровольческой (волонтерской) деятельности не находит должного отражения. Участие в подготовке и направлении подобной помощи нашими гражданами не отнесено к целям добровольческой (волонтерской) деятельности.
Уже сейчас волонтерам СВО предоставляются компенсации, связанные с возможной смертью или получением увечья в связи с реализацией своей деятельности на соответствующих территориях, однако в данном законе они также не отражены. Вместе с тем, совершенствование законодательства в этой части должно быть направлено не просто на закрепление деятельности волонтеров, оказывающих содействие нашим гражданам в зоне специальной военной операции, а отражать специфику характера их деятельности в подобных случаях в целом.
На Форуме содействия специальной военной операции "Плечом к плечу", организаторами которого выступили Общественное движение "Рокот центр 33" и Партия ЛДПР, представители волонтерских организаций, проводящих свою деятельность в зоне проведения СВО, высказали предложение о закреплении отдельного направления и статуса волонтеров, осуществляющих помощь нашим соотечественникам в связи с проведением специальной военной операции.
Поэтому законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" новой целью добровольческой (волонтерской) деятельности, связанной с оказанием гуманитарной помощи (содействия) и иных видов помощи лицам, находящимся в зонах проведения контртеррористических операций, вооруженных конфликтов, военных конфликтов, специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также на приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Также проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 17.1 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" дополнительно закрепляет возможность получения компенсации в целях возмещения вреда жизни или здоровью добровольца (волонтера), если вред жизни или здоровью добровольца (волонтера) причинен при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности в зонах проведения контртеррористических операций, вооруженных конфликтов, военных конфликтов, специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также на приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов (федеральные законы) с аналогичным содержанием.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 17.1 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 17.1 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" не повлечет необходимости выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, так как предоставление компенсации волонтерам регламентируется действующим Указом Президента РФ от 30.04.2022 N 247 "О поддержке волонтерской деятельности на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" и Постановлением Правительства РФ от 07.03.2023 N 356 "Об утверждении Правил назначения и выплаты компенсации, предусмотренной пунктом 1.1 статьи 17.1 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" и будет обеспечиваться в пределах бюджетных ассигнований, выделенных для реализации положений указанных нормативных правовых актов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 17.1 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 2 и 17.1 Федерального закона "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.