30 октября 2013 г. |
Дело N А26-10770/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Коробова К.Ю.,
судей Казанцевой Р.В. и Малышевой Н.Н.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Гущина Р.А. (доверенность от 17.10.2012),
рассмотрев 29.10.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФинансБюро" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.04.2013 (судья Шалапаева И.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Старовойтова О.Р.) по делу N А26-10770/2012,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", место нахождения: город Москва, Новая Басманная улица, дом 2; ОГРН 1037739877295 (далее - ОАО "РЖД"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ФинансБюро", место нахождения: 186883, Республика Карелия, Суоярвский район, поселок сельского типа Лахколампи, Школьная улица, дом 16а; ОГРН 1037715084340 (далее - ООО "ФинансБюро"), о взыскании 936 795 руб. 15 коп. платы за пользование задержанными на промежуточной станции вагонами за период с 28.01.2012 по 10.02.2012.
Цена иска указана с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 04.04.2013, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013, с ООО "ФинансБюро" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 936 795 руб. 15 коп. платы за пользование вагонами за период с 28.01.2012 по 10.02.2012
В кассационной жалобе ООО "ФинансБюро", ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит названные решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.
Обосновывая доводы жалобы, ООО "ФинансБюро" ссылается на то, что технологический срок оборота вагонов нарушен не был, а загруженности промежуточной станции и путей общего пользования не произошло.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" представил отзыв на кассационную жалобу и просил в ее удовлетворении отказать.
ООО "ФинансБюро" надлежащим образом извещено о месте и времени судебного разбирательства, представитель не явился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что ООО "ФинансБюро" (пользователь) и ОАО "РЖД" (перевозчик) заключили договор от 29.10.2010 N 327 (далее - договор) на подачу и уборку вагонов для ООО "ФинансБюро" на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий владельцу инфраструктуры транспорта общего пользования при станции Лахколамен Октябрьской ж.д..
В соответствии с данным договором производится эксплуатация принадлежащего владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 5 к пути N 5 станции Лахколамен Октябрьской железной дороги, локомотивом пользователя.
Пунктом 19.2.1 договора предусмотрено, что за время ожидания подачи или приема порожних или груженых вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования, приемоотправочных путях по причинам, зависящим от пользователя, перевозчик взимает с пользователя плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, в размере 50% от плат, приведенных в таблицах N 9 и 10 Тарифного руководства N 2, с учетом коэффициента индексации. В таком же порядке и размере перевозчик взимает с пользователя плату за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки этих вагонов в пути следования на путях общего пользования, в том числе на путях общего пользования промежуточных железнодорожных станций, из-за неприема их железнодорожной станцией по причинам, зависящим от пользователя, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов или вагонов, указанных в транспортной накладной.
В соответствии с пунктом 14 договора (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 25.03.2011 к договору) технологический срок оборота вагонов равен при погрузке в полувагоны - 7,6 часа на группу, при погрузке думпкарной вертушки - 8,0 часа.
Как следует из акта общей формы от 28.01.2012 N 26 и акта общей формы от 11.02.2012 N 1/176, в период с 28.01.2012 по 10.02.2012 следовавшие в адрес ООО "ФинансБюро" на станцию назначения Лахколамен 33 порожних вагона были задержаны перевозчиком на промежуточной станции Янисъярви из-за неприема их станцией назначения по причине невыполнения ООО "ФинансБюро" технологического срока оборота вагонов.
Отказ представителя ООО "ФинансБюро" от подписания акта общей формы N 1/176 зафиксирован в акте общей формы от 11.02.2012 N 1/178, который указанным представителем подписан.
Нарушение технологического срока оборота вагонов подтверждается представленными в материалы дела памятками приемосдатчиков за спорный период, уведомлениями ООО "ФинансБюро" о завершении грузовых операций.
ОАО "РЖД", полагая, что спорная задержка вагонов произошла по зависящим от ООО "ФинансБюро" причинам, обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций признали правомерными притязания истца на взыскание с ответчика вышеуказанной платы.
Кассационная инстанция считает выводы судов правильными.
Согласно положениям статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Также в статье 39 УЖТ РФ предусмотрено, что размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации
Как видно из материалов дела, пунктом 23.3 договора стороны согласовали, что вместимость мест погрузки/выгрузки составляет 30 вагонов, в том числе 3 условных вагона - слив ГСМ и 27 условных вагонов - погрузка навалочных грузов, а количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 20 условных вагонов (пункт 23.2 договора).
ООО "ФинасБюро" отказалось от приема 33 вагонов по накладным N ЭЕ459552 и N ЭЕ461807, что подтверждается уведомлением от 28.01.2012.
В данном случае представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что задержка вагонов произошла по зависящим от ООО "ФинансБюро" причинам, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об обоснованности заявленных ОАО "РЖД" исковых требований.
Доводы кассационной жалобы ООО "ФинансБюро" фактически направлены на переоценку доказательств, которые получили надлежащую оценку судов первой и апелляционной инстанций, в то время как оснований для переоценки этих выводов не имеется.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены принятых по делу судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
При таком положении кассационная жалоба ООО "ФинансБюро" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.04.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 по делу N А26-10770/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФинансБюро" - без удовлетворения.
Председательствующий |
К.Ю. Коробов |
Судьи |
Р.В. Казанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.