14 ноября 2013 г. |
Дело N А56-78595/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Кадулина А.В. и Сергеевой И.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Экспресс Телесервис" Воробьевой И.Б. (доверенность от 14.02.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 по делу N А56-78595/2012 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Полубехина Н.С.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Экспресс Телесервис", место нахождения: 194044, Санкт-Петербург, Б. Сампсониевский пр., д. 60, лит. А, ОГРН 1047803001586 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847215135 (далее - Управление Росимущества), оформленного письмом от 27.07.2012 N 21-5705/12-0-1, в предоставлении Обществу в собственность земельного участка площадью 20 371 кв.м с кадастровым номером 47:07:0402016:193, расположенного по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, военный городок Агалатово, д. 154/155.
Суд первой инстанции решением от 27.02.2013 (судья Раннева Ю.А.) отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд постановлением от 11.07.2013 отменил решение от 27.02.2013 и удовлетворил требование Общества.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 11.07.2013 и оставить в силе решение от 27.02.2013.
Податель жалобы указывает следующее: апелляционный суд пришел к неправильному выводу о том, что Общество имеет право на приватизацию испрашиваемого земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ); Общество не представило информацию о кадастровом номере испрашиваемого земельного участка, а также документы, предусмотренные пунктами 7 и 8 Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (далее - Перечень документов); в Управлении Росимущества отсутствуют сведения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования учреждения Министерства обороны Российской Федерации названным земельным участком, а также сведения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на этот участок.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая постановление апелляционного суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а жалобу Управления Росимущества - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в отзыве на жалобу.
Управление Росимущества извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником здания столовой площадью 2033,5 кв.м с инвентарным номером 41:212:002:000003640, находящегося по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. Агалатово, д. 154/155 (повторное свидетельство о государственной регистрации права от 20.06.2011 47-АБ N 236456 взамен ранее выданных от 20.01.2009 78-АГ N 785180 и от 09.03.2011 47-АБ N 164225).
Указанный объект недвижимости Общество приобрело на аукционе по договору от 18.03.2008 N 75-ВВИ купли-продажи высвобождаемого недвижимого военного имущества.
Названный объект расположен на земельном участке площадью 20 371 кв.м с кадастровым номером 47:07:0402016:193 по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, военный городок Агалатово, д. 154/155, относящемся к землям промышленности и находящемся в собственности Российской Федерации.
Данный участок образован в результате раздела участка площадью 70,27 га с кадастровым номером 47:07:0484001:56 по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, военный городок Агалатово, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному учреждению Министерства обороны Российской Федерации "Домоуправление N 2 Осинорощинской квартирно-эксплуатационной части квартирно-эксплуатационного управления Ленинградского военного округа" (далее - Учреждение Минобороны) на основании постановления главы администрации Всеволожского района от 10.06.1993.
Сведения о том, что названный объект находится на земельном участке площадью 70,27 га с кадастровым номером 47:07:0484001:56, предоставленном в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению Минобороны, включены в план продажи имущества, утвержденный 18.12.2006 Управлением Росимущества.
Учреждение Минобороны (ОГРН 1034700559354) 24.09.2008 прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией юридического лица.
Общество 28.06.2012 обратилось в Управление Росимущества с заявлением о выкупе земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему объект недвижимости, приложив необходимые документы, в том числе свидетельство о праве собственности на объект недвижимости со сведениями о кадастровом (инвентарном) номере, а также выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Управление Росимущества в письме от 27.07.2012 N 21-5705/12-0-1 отказало Обществу в приватизации испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на то, что в представленном комплекте документов отсутствует информация о кадастровых номерах спорного участка и участка, из которого выделен испрашиваемый земельный участок, в Управлении Росимущества не имеется сведений о регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок и о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения Минобороны названным земельным участком.
Общество, считая, что отказ Управления Росимущества не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, а также нарушает его право на приватизацию земельного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции признал правомерным отказ Управления Росимущества в предоставлении Обществу спорного земельного участка, поскольку заявитель не представил документы, предусмотренные пунктами 6 и 8 Перечня документов, а также не обосновал площадь спорного участка.
Апелляционный суд, проанализировав положения Земельного кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела и доводы участвующих в деле лиц, признал выводы суда первой инстанции неправильными, сделанными с нарушением норм материального и процессуального права, отменил решение от 27.02.2013 и удовлетворил заявление Общества.
Апелляционный суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 названной статьи предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
При этом пунктом 2 названного приказа предусмотрено, что документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня документов (в том числе кадастровый паспорт земельного участка), не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их предоставить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно пункту 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 этой же статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Суд апелляционной инстанции установил следующее. Общество как собственник объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке, имеющий право на выкуп этого участке, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в Управление Росимущества пакет документов, предусмотренный Перечнем документов. В нарушение требований пункта 6 названной статьи Управление Росимущества по заявлению Общества не приняло решения в установленный данной нормой срок.
Апелляционный суд признал несостоятельным довод Управления Росимущества о том, что в силу пункта 7 Перечня документов Общество обязано представить документ, подтверждающий отсутствие на земельном участке объектов недвижимости, находящихся в пользовании иных лиц.
Названным пунктом предусмотрено, что лицо, обратившееся с заявлением о приобретении прав на земельный участок, обязано приложить копию документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право на приобретение земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1-6 Перечня документов.
В обоснование права на выкуп Общество представило документы, приведенные в Перечне документов. Ни данным Перечнем, ни другими нормативными правовыми актами не предусмотрена обязанность заявителя представлять какие-либо документы, подтверждающие, что на испрашиваемом земельном участке нет объектов недвижимости, не принадлежащих заявителю.
Управление Росимущества как территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), осуществляющий полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, в том числе спорного участка, обязано знать, какие объекты находятся на государственных землях, и осуществлять контроль за использованием таких земель.
К тому же в силу пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и пунктов 2, 3 Перечня документов Управление Росимущества могло и обязано было получить сведения об объектах недвижимости, расположенных за спорном участке, самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия.
Согласно пункту 8 Перечня документов в число документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, входит сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Вместе с тем названым пунктом не предусмотрена форма такого сообщения.
Министерство экономического развития Российской Федерации в письме от 23.12.2011 N Д23-5288 разъяснило, что в его приказе от 13.09.2011 N 475 не установлена определенная форма такого сообщения, в связи с чем оно может быть написано в свободной форме в соответствии с правилами и обычаями делового оборота.
Общество к заявлению от 28.06.2012 о выкупе спорного участка в числе прочих документов приложило свидетельство о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, содержащее адрес указанного объекта и его кадастровый (условный) номер, а следовательно, выполнило требования пункта 8 Перечня документов. Согласно кадастровой выписке на спорном участке не имеется иных объектов недвижимости кроме здания, принадлежащего Обществу.
Как видно из материалов дела, Общество в заявлении указало площадь испрашиваемого земельного участка, который поставлен в установленном порядке на кадастровый учет. Размер участка определен на основании заключения лица, осуществляющего кадастровые работы, с учетом площади, занятой объектом недвижимости Общества, и территории, необходимой для его использования и фактически используемой заявителем.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, сделав правильный вывод о том, что Общество представило в Управление Росимущества все документы, предусмотренные Перечнем документов и необходимые для приватизации спорного земельного участка, занятого только принадлежащим заявителю объектом недвижимости, обоснованно признал оспариваемый отказ незаконным.
Не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта довод Управления Росимущества об отсутствии у него сведений о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на названный участок, а также о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения Минобороны этим участком. Согласно материалам дела Общество в 2008 году приобрело на аукционе здание, ранее находившееся в собственности Российской Федерации. Следовательно, в силу пункта статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" участок, на котором это здание расположено, является федеральной собственностью. Поскольку спорный земельный участок выделен из состава земельного участка, находящегося в федеральной собственности, то он также принадлежит Российской Федерации.
При продаже на торгах здания как объекта высвобождаемого военного имущества к покупателю в силу статей 35 ЗК и 552 Гражданского кодекса Российской Федерации перешло право пользования земельным участком, занятым таким объектом и необходимым для его использования, что повлекло фактическое прекращение права пользования таким участком, ранее имевшееся у Учреждения Минобороны. Уполномоченным органом по распоряжению таким участком от имени Российской Федерации является Росимущество в лице своего территориального органа.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого постановления.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 по делу N А56-78595/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.