Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 июля 2012 г. N Ф07-1537/2012 по делу N А56-49761/2011
20 июля 2012 года |
Дело N А56-49761/2011 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Васильевой Е.С., Родина Ю.А.,
при участии от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Невском районе Санкт-Петербурга Брилева И.Ю. (доверенность от 10.01.2012 N 01), от Федерального казенного учреждения здравоохранения "3 военный госпиталь внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" Дубровина А.О. (доверенность от 12.03.2012),
рассмотрев 18.07.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения здравоохранения "3 военный госпиталь внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2011 (судья Трохова М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-49761/2011,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Невском районе Санкт-Петербурга (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Войсковой части 5565, место нахождения: 192171, Санкт-Петербург, ул. Цимбалина, д. 13, ОГРН 1027806056442 (далее - Войсковая часть), 49 994 руб. 30 коп. штрафных санкций за непредставление в установленный срок индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда от 29.11.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.03.2012, заявленные требования удовлетворены.
В связи с изменением наименования юридического лица кассационной инстанцией по ходатайству ответчика в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена процессуальная замена Войсковой части 5565 на его правопреемника Федеральное казенное учреждение здравоохранения "3 военный госпиталь внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Военный госпиталь).
В кассационной жалобе Военный госпиталь, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и нарушение норм материального права, просит отменить принятые судебные акты. По мнению подателя жалобы, Управлением нарушена процедура привлечения к ответственности, поскольку ни акт камеральной проверки от 17.02.2011 N 311, ни уведомление о вызове страхователя не были получены Войсковой частью, что повлекло ущемление прав и законных интересов ответчика.
В отзыве на кассационную жалобу Управление ссылается на то, что при проведении проверки в отсутствии страхователя Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) не обязывает вызывать страхователя для вручения акта. Управление указывает на отправку акта и уведомления о рассмотрении материалов проверки в адрес Войсковой части по почте заказным письмом.
В судебном заседании представитель Военного госпиталя поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Управления отклонил их.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с несвоевременным представлением Войсковой частью сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за первое полугодие 2010, Управлением составлен акт от 17.02.2011 N 311.
На основании данного акта Управлением вынесено решение от 31.03.2011 N 311, которым Войсковая часть привлечена к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об индивидуальном учете N 27-ФЗ), в виде взыскания 49 994 руб. 30 коп. штрафа.
Управление направило в адрес Войсковой части требование от 11.05.2011 N 440 об уплате штрафа в срок до 08.06.2011.
В связи с неисполнением указанного требования Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа с Войсковой части.
Суды обеих инстанций, удовлетворяя заявленное Управлением требование, пришли к выводу о соблюдении им процедуры привлечения страхователя к ответственности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив доводы, приведенные в жалобе, пришла к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Законом об индивидуальном учете N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения в отношении граждан, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии со статьей 11 Закона об индивидуальном учете N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) страхователь за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляет сведения, предусмотренные данным Федеральным законом - сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах ОПС о каждом работающем у него застрахованном лице, до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года (часть 12 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Указанные сведения подлежат занесению на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица и используются для целей пенсионного обеспечения.
Согласно статье 17 Закона об индивидуальном учете N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, к страхователя, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионной фонд Российской Федерации.
Суды установили, что размер штрафа определен Управлением исходя из суммы платежей, подлежащих уплате Войсковой частью за отчетный период. Размер штрафа Войсковой частью не оспаривается.
С 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Как предусмотрено статьей 34 Закона N 212-ФЗ, камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Частью 5 статьи 34 Закона N 212-ФЗ установлено, что лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Согласно части 5 этой же статьи лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 данного Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя (части 1 и 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
Частью 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Отклоняя довод Войсковой части о нарушении Управлением процедуры привлечения к ответственности в связи с неполучением страхователем акта камеральной проверки от 17.02.2011 N 311 и уведомления о вызове на рассмотрение материалов проверки, суды обеих инстанции не учли следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
Как следует из материалов дела, согласно списку заказных писем, поданных Управлением в 318 П/О, акт камеральной проверки от 17.02.2011 N 311 направлен в адрес Войсковой части по почте заказным письмом 26.02.2011.
Вместе с тем, исходя из нормы, закрепленной в части 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ, направление акта проверки по почте заказным письмом допускается только в случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки и этот факт отражен в акте проверки. Во всех других случаях акт должен быть вручен проверяемому лицу под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом.
В акте камеральной проверки от 17.02.2011 N 311 отсутствует отметка об уклонении страхователя от получения акта. Доказательства направления акта ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении, а также само почтовое уведомление о вручении отправления адресату Управлением не представлены.
Выписка с сайта почты России не является в данном случае подтверждением передачи акта проверяемому лицу способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом.
С учетом изложенного следует признать, что заявителем был нарушен порядок вручения акта, установленный частью 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ.
Кроме того, судами ошибочно принят во внимание список заказных писем в подтверждение направления в адрес проверяемого лица уведомления о вызове страхователя в качестве приложения к акту проверки.
При этом судами не учтено, что указанное уведомление не является приложением к акту проверки, а является самостоятельным документом, подлежащим направлению в адрес страхователя для обеспечения его прав на участие в рассмотрении материалов проверки.
Доказательства получения указанного уведомления Войсковой частью в материалах дела отсутствуют.
С учетом вышеизложенного обстоятельства ненадлежащего извещения ответчика о рассмотрении материалов проверки и ненадлежащего вручения ему акта проверки свидетельствуют о нарушении гарантий защиты, предоставленных страхователю законом.
Поскольку Управлением нарушен установленный порядок привлечения страхователя к ответственности, отсутствуют основания для взыскания с него штрафных санкций.
На основании статьи 110 АПК РФ с Управления в пользу Военного госпиталя подлежит взысканию 6 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины при рассмотрении дела в судах трех инстанций.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.11.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2012 по делу N А56-49761/2011 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Невском районе Санкт-Петербурга в пользу Федерального казенного учреждения здравоохранения "3 военный госпиталь внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" 6 000 руб. судебных расходов.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.