21 января 2014 г. |
Дело N А26-10431/2012 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от Министерства финансов Республики Карелия Пахоменко Р.В. (доверенность от 27.02.2013 N 16.2-12) и Усольцевой Н.Д. (доверенность от 26.02.2013 N 16.2-12), главы Сортавальского городского поселения Козигона С.Н. (удостоверение от 21.03.2011 N 25), от администрации муниципального образования "Сортавальское городское поселение" Комраковой Л.Я. (доверенность от 22.05.2013 б/н) и Лукьяновой Е.А. (доверенность от 30.05.2013 б/н),
рассмотрев 15.01.2014 в открытом судебном заседании поступившую в электронном виде кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.06.2013 (судья Александрович Е.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 (судьи Черемошкина В.В., Жиляева Е.В., Слобожанина В.Б.) по делу N А26-10431/2012,
установил:
Министерство строительства Республики Карелия, место нахождения: 185035, г. Петрозаводск, ул. Антикайнена, д. 1а, ОГРН 1031000006630 (далее - Министерство строительства), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с администрации муниципального образования "Сортавальское городское поселение", место нахождения: 186790, Республика Карелия, г. Сортавала, ул. Кирова, д. 11, ОГРН 1051002036887 (далее - Администрация), неосновательного обогащения в размере 18 645 714 руб. - части субсидии, выделенной в соответствии с соглашениями от 28.04.2008 N 1102-251/49-49 и от 24.12.2009 N 606/09 в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в связи с ее нецелевым использованием.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Карелия, место нахождения: 185028, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 19 (далее - Министерство финансов), и казенное учреждение Республики Карелия "Управление капитального строительства при Министерстве строительства Республики Карелия", место нахождения: г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 4 (далее - Управление капитального строительства).
Решением суда от 05.06.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.10.2013, в удовлетворении иска Министерства строительства отказано.
В кассационной жалобе Министерство финансов, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 05.06.2013 и постановление от 10.10.2013.
В судебном заседании представители Министерства финансов поддержали доводы жалобы в части необходимости возврата в бюджет денежных средств, перечисленных для расселения граждан, чьи дома попали в зону застройки, и не использованных для этих целей, а представители Администрации и глава Сортавальского городского поселения возражали против ее удовлетворения.
Министерство строительства и Управление капитального строительства о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в части доводов жалобы.
Как видно из материалов дела, в соответствии с Концепцией генерального плана развития Валаамского архипелага, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 11.03.2002 N 29-П, в числе мероприятий социально-экономического развития Валаамского архипелага запланировано переселение светского населения архипелага на постоянное место жительства в город Сортавалу.
В соответствии с соглашениями от 28.04.2008 N 1102-251/49-49 и от 24.12.2009 N 606/09, заключенными между Минрегионом России и Правительством Республики Карелия, из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по реализации мероприятий по обеспечению жильем иных категорий граждан на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы выделены субсидии в общей сумме 100 000 000 руб. Данными соглашениями определено, что субсидия предоставляется на строительство 69-квартирного жилого дома по адресу: г. Сортавала, Карельская - Первомайская ул. (переселение с острова Валаам).
Судами установлено, что по адресным инвестиционным программам Республики Карелия на 2008 и 2009 годы, утвержденными распоряжениями Правительства Республики Карелия от 25.01.2008 N 38р-П и от 10.02.2009 N 40р-П, по Сортавальскому муниципальному району источниками финансирования строительства названного дома являются федеральный бюджет (субсидия в сумме 100 000 000 руб.) и бюджет Республики Карелия (49 180 000 руб.).
В рамках исполнения названных адресных инвестиционных программ между Министерством строительства (главным распорядителем), Управлением капитального строительства (распорядителем субсидий - заказчиком), Администрацией (получателем субсидий - застройщиком) и администрацией Сортавальского муниципального района заключены соглашения от 07.05.2008 N 17 ФЗП-1/2008 и от 13.02.2009 N 7 ФЗП/2009.
В силу указанных соглашений в бюджет Сортавальского городского поселения подлежали направлению субсидии на строительство и реконструкцию объектов муниципальной собственности из средств бюджета Республики Карелия в рамках реализации адресной инвестиционной программы; целевое назначение средств - строительство 69-квартирного жилого дома по адресу: г. Сортавала, Карельская -Первомайская ул. (переселение с о. Валаам).
Пунктом 2.3.1 названных соглашений предусмотрено, что получатель субсидий -застройщик в пределах средств, полученных из бюджета Республики Карелия и федерального бюджета, осуществляет финансирование строительства 69-квартирного жилого дома на Карельской - Первомайской ул. в Сортавале (переселение с о. Валаам).
В соответствии с пунктами 2.3.2 - 2.3.12 данных соглашений Администрация отражает субсидии в доходной части местного бюджета; обеспечивает размещение заказов и заключение по их итогам муниципальных контрактов; утверждает проектную документацию, прошедшую в установленном порядке государственную экспертизу и имеющую положительное заключение; осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка, оформляет кадастровый паспорт на завершенный строительством объект; обеспечивает своевременное представление главному распорядителю субсидий документации, обеспечивает контроль за целевым и эффективным использованием субсидий; оформляет в установленном порядке разрешение на выполнение строительно-монтажных работ.
Во исполнение этих соглашений 29.07.2009 Администрация заключила с закрытым акционерным обществом "ПМК-117" муниципальный контракт N 1 на осуществление строительства объекта - 69-квартирного жилого дома по адресу: г. Сортавала, Карельская - Первомайская ул.
Согласно пункту 3.1. названного контракта стоимость работ по нему составляет 149 180 000 руб. и включает в числе прочего затраты на подготовку территории строительства, в том числе расселение жителей домов, находящихся в зоне строительства.
Распоряжениями Администрации от 18.05.2009 N 184-0 и от 02.02.2010 N 39-0 зарегистрирован ввод в эксплуатацию завершенных строительством 39-квартирной секции (1-я очередь строительства) и 30-квартирной секции (2-я очередь строительства).
Расчеты с подрядчиком по указанному муниципальному контракту произведены Администрацией в полном объеме, денежные средства в сумме 149 180 000 руб. перечислены подрядчику на основании актов выполненных работ формы КС-2 и справок о стоимости выполненных работ формы КС-3.
В ходе проверки выполнения Сортавальским городским поселением условий расходования средств федерального бюджета и бюджета Республики Карелия для переселения жителей с Валаама при реализации мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы сотрудники контрольного управления Министерства финансов установили и отразили в акте от 14.06.2011 N 17-14.2/03-11, что Администрацией допущены следующие нарушения.
В жилом доме, построенном за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Карелия для определенной категории граждан, квартиры общей площадью 211 кв. м на сумму 6 053 590 руб. предоставлены семьям, чьи жилые помещения попали под снос в связи со строительством указанного жилого дома, - при том, что обязанность по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями возлагалась договором на подрядчика.
Квартиры в названном жилом доме стоимостью 12 278 399 руб. предоставлены гражданам, не являющимся жителями о. Валаам.
Кроме того, неэффективно использованы денежные средства в размере 313 725 руб. в связи с предоставлением квартиры N 57 общей площадью 46,8 кв. м семье Кондратьевой С.М. (в рамках реализации Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного фонда) и квартиры N 64 общей площадью 38,8 кв. м семье Тардлыкой Т.И.
При таких обстоятельствах Министерство финансов сделало вывод о том, что Администрация допустила ненадлежащее расходование бюджетных средств (субсидии) на общую сумму 18 645 714 руб.
Кроме того, Минрегион России провел проверку правомерности целевого, эффективного и экономного использования средств федерального бюджета, по которым является главным распорядителем бюджетных средств, и составил акт от 13.10.2012. В данном акте отражены те же нарушения, что и в акте Министерства финансов.
Министерство строительства, посчитав ввиду указанных обстоятельств, что федеральному бюджету и бюджету Республики Карелия причинен ущерб на сумму 18 645 714 руб., обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, сделав вывод о том, что Администрацией не допущено нецелевое использование денежных средств, а также отсутствует ее неосновательное обогащение, отказали в удовлетворении искового заявления Министерства строительства.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает, что вынесенные по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции с учетом следующего.
Из материалов дела следует, что под пятно строительства названного жилого дома попали дома N 66, 70, 72 и 74 по Карельской улице и дом N 4 по улице Строителей, в которых проживало 18 человек. По состоянию на 2008 год из них не были обеспечены жилыми помещениями семьи Чалых Т.Н., Громова А.Н., Круглова И.А., Банкузовой Л.Н. Им Администрация предоставила в построенном доме четыре квартиры общей площадью 211 кв. м.
Судами сделан вывод о том, что цель строительства дома для переселения жителей Валаама достигнута, при этом полученные из федерального бюджета и бюджета субъекта денежные средства в полном объеме направлены на оплату строительства дома, то есть по целевому назначению.
Однако, как установлено судами и подтверждается материалами дела, в соответствии со сводным экспертным заключением от 21.02.2007 N 02-01/017 по рабочему проекту "69-квартирный жилой дом по Карельской - Первомайской ул. в г. Сортавале" (том II листы 25 - 34) общая сметная стоимость объекта по двум очередям строительства составила: в базовых ценах 2001 года - 23 985 330 руб. (без учета налога на добавленную стоимость, далее - НДС), в ценах I квартала 2007 года - 101 147 550 руб. (в том числе НДС - 15 429 290 руб.). Распоряжением Администрации от 14.08.2008 N 318-о утверждена проектная документация со сводным сметным расчетом по объекту (том II лист 24).
На основании указанного сводного экспертного заключения и письма Администрации от 04.06.2008 N 1/832 обществом с ограниченной ответственностью "Региональный центр по ценообразованию в строительстве Республики Карелия" сметная стоимость строительства в текущем уровне цен определена в размере 149 180 000 руб. с учетом НДС. При этом в экспертном заключении на основании письма Администрации уточнена общая площадь жилья, предоставляемого для расселения сносимых жилых домов, - 429,02 кв.м, стоимость расселения в ценах I квартала 2007 года составила 6 726 161 руб.
Таким образом, проектной документацией предусмотрено, что жилые помещения, необходимые для расселения попавших под пятно застройки жилых домов, входят в общую площадь и общую стоимость строительства проектируемого дома. Следовательно, исходя из расчета сметной стоимости проектируемого дома часть квартир в нем (площадью 429,02 кв.м) предполагалось предоставить гражданам, чьи дома попали под пятно застройки.
В то же время в построенном на Карельской - Первомайской улице доме семьям, чьи жилые помещения попали под снос в связи со строительством указанного жилого дома, Администрация предоставила квартиры общей площадью 211 кв.м на сумму 6 053 590 руб.
Из материалов дела видно, что подрядчик возвратил Администрации 4 879 375 руб. без учета НДС, поскольку данный налог уже перечислен в федеральный бюджет.
Представители Министерства финансов в судебном заседании при рассмотрении его кассационной жалобы в Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа пояснили, что указанные денежные средства не возвращены в бюджет, а направлены Администрацией на приобретение квартир в 3-й секции означенного дома для нуждающихся в жилье граждан.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
При этом в соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм права любые действия, приводящие к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В то же время судами не учтено, что, поскольку денежные средства возвращены подрядчиком Администрации, они, соответственно, не направлены на цели, на которые были выделены.
Таким образом, для вывода о том, соблюдены ли Администрацией условия предоставления субсидии, необходимо установить, что стало с денежными средствами, включенными в стоимость строительства дома и направленными на расселение семей, чьи жилые помещения попали под снос в связи со строительством указанного жилого дома, и, если данные средства действительно подлежат возврату в бюджет, определить, в каком размере.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать факты, имеющие значение для рассмотрения спора по существу (статья 286 АПК РФ). В связи с этим судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное; заново установить фактические обстоятельства дела по имеющимся в нем и дополнительно представленным участниками спора доказательствам; оценить доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ и правилами доказывания, после чего принять законное и обоснованное решение.
Кроме того, суд кассационной инстанции полагает необходимым отметить, что апелляционный суд в обжалуемом постановлении ссылается на положения главы 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не вступившие в силу в спорный период.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.06.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2013 по делу N А26-10431/2012 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.