25 сентября 2014 г. |
Дело N А56-42679/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Радуга" Арешкина К.В. (доверенность от 18.07.2013), от Правительства Санкт-Петербурга Стериной О.О. (доверенность от 09.01.2014), Кабанцевой В.С. (доверенность от 09.01.2014), от Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Управление инвестиций" Евремкина С.А. (доверенность от 26.08.2014), от Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Никитина Д.В. (доверенность от 01.02.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Радуга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2013 (судья Чуватина Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2014 (судьи Барканова Я.В., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-42679/2013,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РАДУГА", место нахождения: 195030, Санкт-Петербург, ул. Коммуны д. 59, ОГРН 1089847326733, ИНН 7806394353 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный (далее - Правительство), выразившегося в непринятии решения о предоставлении заявителю земельного участка площадью 651 кв. м, с кадастровым номером 78:13:0007308:4116, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Лиговский пр., участок 1 (по Лиговскому пр., севернее дома N 138, литера А), а также об обязании Правительства принять соответствующее решение.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Комитет по строительству Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342 (далее - Комитет по строительству), Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, Смольный 6-й подъезд, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - КУГИ), Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление Инвестиции", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 76, ОГРН 1027810269827, ИНН 7809023950 (далее - Учреждение), Комитет по градостроительству и архитектуре, место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 2, ОГРН 1037843022524, ИНН 7830000994 (далее - КГА), Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, место нахождения: 191011, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 1, ОГРН 1037843025527, ИНН 7832000069 (далее - КГИОП).
Решением суда первой инстанции от 30.12.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.04.2014, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество ссылаясь на то, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Правительства, Учреждения, КГИОП, ссылаясь на их необоснованность, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, КГА распоряжением от 20.07.2010 N 2290 утвердил Обществу акт о выборе земельного участка общей площадью 651 кв.м, расположенного по адресу: Центральный район, Лиговский пр., участок 1 (севернее дома N 138, литера А, по Лиговскому пр.), для строительства амбулаторно-поликлинического учреждения (медицинский центр).
В акте указано, что выбор земельного участка выполнен на основании комплекта документации, подготовленной в соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденным постановлением Правительства от 21.09.2004 N 1592. В состав данного комплекта документации входят заключения КГА от 25.05.2010, КГИОП от 28.06.2010, Комитета по энергетики и инженерному обеспечению от 05.07.2010, санитарно-эпидемиологическое заключение Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Санкт-Петербургу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 08.07.2010, распоряжение КГА от 06.05.2010. Акт о выборе подписан представителями КГА, КГИОП, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, Комитета по строительству.
10.04.2013 произведен кадастровый учет названного земельного участка, присвоен кадастровый номер 78:13:0007308:4116, разрешенное использование - для размещения амбулаторно-поликлинических сооружений.
Общество обратилось в Комитет по строительству с заявлениями от 16.05.2013 N 21-3 и N 22 о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства амбулаторно-поликлинического учреждения (медицинский центр), приложив к нему документы в соответствии с требованиями пункта 3.13 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования, утвержденного Постановлением Правительства от 30.12.2010 N 1813 (далее - Положение N 1813).
Комитет по строительству письмом от 28.06.2013 N 8100/13 возвратил Обществу указанное заявление и приложенные документы, указав, что предоставление земельного участка без определения вида разрешенного использования объекта невозможно, поскольку решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10 признан недействующим закон Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 29-10) в части установления градостроительных регламентов в зонах охраны объектов культурного наследия, в одной из которых расположен испрашиваемый земельный участок.
Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями, ссылаясь на то, что представило в Комитет по строительству все документы, необходимые для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства в порядке, предусмотренном статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а Правительство, не принимая решения по данному вопросу, незаконно бездействует и нарушает права и законные интересы заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ определено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 5 названной статьи порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статей 32 названного Кодекса.
Пунктом 2 статьи 32 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Порядок предоставления земельных участков для строительства на территории Санкт-Петербурга регулируется Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) и Положением N 1813.
Как следует из пунктов 3.16, 3.16.1 и 3.16.2 Положения N 1813, Комитет по строительству в течение двух рабочих дней со дня регистрации заявления о подготовке проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для целей строительства на инвестиционных условиях проверяет переданные документы на соответствие составу и требованиям действующего законодательства и Положению N 1813; в случае несоответствия указанным критериям документы возвращаются потенциальному инвестору в течение двух рабочих дней; при отсутствии оснований для возврата документов Комитет по строительству в течение семи рабочих дней осуществляет подготовку проекта постановления Правительства о предоставлении земельного участка для строительства на инвестиционных условиях; инвестиционные условия, содержащиеся в проекте постановления Правительства, устанавливаются в соответствии с Законом N 282-43 и формируются в соответствии с пунктом 1.3 Положения N 1813.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом (пункт 9 статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1 статья 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 78:13:0007308:4116 находится в зоне охраны объектов культурного наследия (зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ-2, ЗРЗ 2-1 исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга).
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2010 по делу N 3-311/10 признаны недействующими с 16.03.2011 отдельные положения Закона Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" и Закона N 29-10 в части установления градостроительных регламентов и в том числе видов разрешенного использования в зонах охраны объектов культурного наследия.
Таким образом, градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия признаны недействующими и соответственно не подлежат применению.
Судом правильно отмечено, что в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", в отношение испрашиваемого земельного участка отсутствует утвержденный в установленном порядке проект планировки территории, в соответствии с которым определяется разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства до принятия правил землепользования и застройки.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что у Правительства отсутствует возможность определения вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, предельных параметров разрешенного строительства, а также ограничений использования земельного участка и планируемого к размещению объекта капитального строительства, в связи с этим Обществу правомерно отказано в подготовке решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка.
При таком положении обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2014 по делу N А56-42679/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Радуга" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.