07 февраля 2014 г. |
Дело N А56-13698/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Журавлевой О.Р., Морозовой Н.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ПИТЕРАВТО" Соколовой Ю.Л. (доверенность от 25.10.2012), от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга Суслович А.А. (доверенность от 09.01.2012),
рассмотрев 03.02.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2013 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013 (судьи Третьякова Н.О., Згурская М.Л., Сомова Е.А.) по делу
N А56-13698/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПИТЕРАВТО", место нахождения: 198516, Санкт-Петербург, Петродворец, Эрлеровский бульв., д. 12, ОГРН 1037841003298 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительными решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 198516, Санкт-Петербург, г. Петергоф, Конно-Гренадерская ул., д. 1, лит. А, ОГРН 1027808916200 (далее - Управление), от 11.10.2012 N 10/вп и требования от 02.11.2012 N 2/вп об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам в части неполной уплаты страховых взносов за 2010-2011 годы, на общую сумму доначисленных страховых взносов в размере 1 734 961 руб. 37 коп., пеней в сумме 270 685 руб. 88 коп. и соответствующей суммы штрафов, начисленных на основании Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), и об обязании Управления в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общества возвратить ему из бюджета излишне взысканные страховые взносы, пени и штрафы в размере 2 777 439 руб. 45 коп. путем перечисления их на его расчетный счет.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, место нахождения: Санкт-Петербург, Кирочная ул., д. 4, (далее - Миграционная служба).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2013, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013, решение и требование Управления признаны недействительными в части доначисления Обществу страховых взносов за 2010-2011 годы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в сумме 1 734 961 руб. 37 коп.; начисления пеней на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2010-2011 годы в сумме 270 685 руб. 88 коп.; начисления штрафа на основании пункта 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в размере 346 992 руб. 20 коп.; начисления штрафа на основании статьи 48 Закона N 212-ФЗ в сумме 424 800 руб. На Управление возложена обязанность возвратить Обществу суммы излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в сумме 2 777 439 руб. 45 коп. путем перечисления их на его расчетный счет.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, Общество правомерно привлечено к ответственности на основании статьи 48 Закона N 212-ФЗ за непредставление документов, которые должны у него храниться в соответствии с федеральными законами от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Кроме того, при подготовке перечня истребуемых документов Управление исходило из того, что в любом из них могла содержаться информация, имеющая значение для обоснованного решения по результатам проверки и определении размера штрафа. Также Управление полагает, что необходимо уменьшить сумму взысканной с Управления в пользу Общества государственной пошлины, поскольку, по мнению Управления, Общество правомерно привлечено к ответственности на основании статьи 48 Закона N 212-ФЗ.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Миграционная служба о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена выездная проверка Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, по результатам которой составлен акт от 15.08.2012 N 17 и принято решение от 11.10.2012 N 10/вп о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 364 448 руб. 40 коп., на основании статьи 48 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 424 800 руб. Также Обществу начислены пени в общей сумме 288 124 руб. 51 коп. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 546 348 руб. и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 275 894 руб.
В адрес Общества на основании решения Управления от 11.10.2012 N 10/вп выставлено требование от 02.11.2012 N 2/вп об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам и на основании инкассовых поручений от 14.12.2012
N 538-550 с расчетного счет Общества списана сумма недоимки, пеней и штрафов в общей сумме 2 899 614 руб. 91 коп.
Полагая указанные выше решение и требование Управления неправомерными в оспариваемой части, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании их недействительными.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, указали на то, что у Общества отсутствовала обязанность по уплате доначисленных по результатам проверки сумм недоимки и пеней. Также суды указали, что у Общества отсутствовала возможность представить в Управление документы, подтверждающие статус иностранных работников и подтвердить наличие у иностранных граждан статуса временно пребывающих на территории Российской Федерации, в связи с чем признали неправомерным привлечение Общества к ответственности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как установлено судами по материалам дела, основаниями для принятия решения послужили выводы Управления о том, что Обществом в проверяемом периоде занижена облагаемая база в части сумм дохода работников - иностранных граждан и не подтверждена обоснованность исключения из облагаемой базы сумм дохода по данной категории работников, не подтвержден документально статус работников - иностранных граждан, в связи с чем Общество привлечено к ответственности по статье 47 Закона N 212-ФЗ, ему начислены пени и предложено уплатить недоимку по страховым взносам. Также Управление установило, что Обществом не представлены документы, запрошенные по требованию от 06.06.2012 N 16, которые должны были быть в распоряжении страхователя для обеспечения соблюдения положений действующего законодательства, в связи с чем Общество привлечено к ответственности по статье 48 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ Общество является плательщиком страховых взносов на обязательное страхование, в связи с чем частью 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ на него возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Исходя из пункта 15 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, действовавшего в спорный период, не подлежат обложению страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе, по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации.
Таким образом, иностранный гражданин, имеющий статус временно пребывающего на территории Российской Федерации, не является застрахованным лицом, поэтому на выплаты в его пользу страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование не начисляются (на период действия спорных правоотношений).
Как следует из материалов дела, Управлением в ходе проверки неоднократно в адрес Миграционной службы были направлены запросы о предоставлении сведений относительно статуса (временно пребывающий, временно проживающий) иностранных граждан, работников Общества за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, согласно прилагаемому списку. Ответ Миграционной службы получен Управлением 10.06.2013, то есть после вынесения решения о привлечении Общества к ответственности.
Суды установили, что согласно сведениям, представленным Миграционной службой, все иностранные граждане, поименованные в списках N 1 и 2, в указанный период являлись временно пребывающими на территории Российской Федерации, за исключением граждан Логвиненко С.Л., Жука О. Тошева С.С.
Поскольку наличие у иностранных граждан - работников Общества в проверяемый период статуса временно пребывающих подтверждено документально (за исключением 3 указанных выше граждан), что Управлением не оспаривается, на основании имеющихся в деле доказательств суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Управления законных оснований для привлечения Общества к ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, начисления соответствующих сумм пеней и страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в связи с чем, суды правомерно признали решение Управления от 11.10.2012 N 10/вп и требование от 02.11.2012 N 2/вп в обжалуемой части недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона N 212-ФЗ должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его уполномоченному представителю) требования о представлении документов.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки Управление выставило в адрес Общества требование от 06.06.2012 N 16 о представлении в течение 10 дней со дня его вручения копий документов на работников организации, являющихся иностранными гражданами (в количестве 2124 чел.), в том числе: паспортов или документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина; миграционных карт и виз; разрешений на работу; документов, подтверждающих постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания.
Требование получено Обществом 06.06.2012 и в срок до 21.06.2012 запрошенные Управлением документы представлены не были, в связи с чем Управление привлекло Общество к ответственности на основании статьи 48 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 424 800 руб.
В соответствии со статьей 48 Закона N 212-ФЗ отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных названным Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
В статье 43 Закона N 212-ФЗ перечислены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, однако данный перечень не является исчерпывающим, о чем прямо указано в пункте 4 части 1 статьи 43 Закона
N 212-ФЗ. Обстоятельствами, исключающими вину в совершении правонарушения, фактически признаются любые обстоятельства, которые могут быть признаны судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения. При наличии обстоятельств, указанных в части 1 названной статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение правонарушения (часть 2 статьи 43 Закона
N 212-ФЗ).
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии вины Общества в представлении документов с нарушением установленного срока, поскольку представление необходимых сведений в установленный срок было невозможно по не зависящим от Общества обстоятельствам, а также об отсутствии вины в непредставлении документов, подтверждающих наличие у иностранного гражданина статуса временно пребывающего (миграционная карта).
При этом суды обоснованно указали, что необходимость представления указанных документов при заключении трудового договора с иностранным гражданином не означает, что работодатель обязан копировать и хранить документы работников - иностранных граждан. Запрошенные Управлением документы за 2010 и 2011 годы (требование от 06.06.2012 N 16) не могли быть представлены Обществом ввиду их фактического отсутствия, о чем Общество сообщило в Управление сопроводительным письмом от 20.06.2012 N 813.
Из материалов дела также следует, что Обществом предпринимались действия по получению копий запрошенных документов. Так Общество 06.06.2012 направило запрос обществу с ограниченной ответственностью "Кворум", которое являлось принимающей стороной для иностранных граждан и осуществляло временную регистрацию иностранных работников Общества, в ответ на который были представлены заверенные копии документов на сотрудников Общества, временно пребывающих на территории Российской Федерации, поставленных на миграционный учет в период с 01.01.2010 по 31.12.2011, в том числе копии миграционных карт, копии отрывных частей уведомлений о прибытии иностранных граждан в место пребывания. Указанные документы были переданы Обществом в Управление с сопроводительным письмом от 11.09.2012 N 2137.
Кроме того, письмом от 17.11.2012 N 1659/1 Общество обратилось в Миграционную службу с просьбой предоставить информацию по иностранным гражданам, подтверждающую их статус временно пребывающих на территории Российской Федерации за период с 01.01.2010 по 31.12.2011, в ответ на которое Миграционная служба письмом от 06.03.2013 N 1/38-1006 отказала Обществу в предоставлении запрашиваемых данных в силу отсутствия письменного согласия иностранных граждан на обработку их персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Кроме того, судами на основании материалов дела установлено, что Управление в ходе проверки неоднократно направляло в адрес Миграционной службы запросы относительно статуса иностранных граждан - работников Общества (письма от 13.06.2012, 18.07.2012, 13.08.2012, 24.03.2013), соответствующая информация предоставлена в Управление только 10.06.2013 (письмо от 21.05.2013 N 1/16-1921).
При таких обстоятельствах суды обоснованно указали, что у Общества отсутствовала возможность представить в Управление документы, подтверждающие наличие у иностранных работников статуса временно пребывающих на территории Российской Федерации, в связи с чем отсутствуют основания для признания Общества виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 48 Закона N 212-ФЗ.
На основании изложенного суды обоснованно пришли к выводу о том, что решение Управления в обжалуемой Обществом части является неправомерным, списание денежных средств в общей сумме 2 777 439 руб. 45 коп. со счета Общества на основании инкассовых поручений от 14.12.2012 N 538-550 - незаконным, и удовлетворили требования Общества.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.07.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2013 по делу N А56-13698/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.