Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 12 февраля 2025 г. N 69н
Примерная дополнительная профессиональная программа - программа повышения квалификации врачей по теме "Актуальные вопросы обеспечения биологической, химической и радиационной безопасности" (со сроком освоения 18 академических часов)
I. Общие положения
1. Примерная дополнительная профессиональная программа устанавливает требования к программе повышения квалификации врачей по теме "Актуальные вопросы обеспечения биологической, химической и радиационной безопасности" (далее - Программа), которая направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции в рамках имеющейся квалификации. 1
Трудоемкость освоения - 18 академических часов.
Основными компонентами Программы являются:
- общие положения, включающие цель обучения;
- планируемые результаты обучения;
- примерный учебный план;
- примерный календарный учебный график;
- примерное содержание учебных модулей программы;
- организационно-педагогические и иные условия реализации;
- требования к аттестации;
- примеры оценочных материалов 2.
2. Реализация Программы осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (далее - организации) и направлена на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей врачей, качественного расширения области их знаний, умений и навыков, востребованных при обеспечении биологической, химической и радиационной безопасности.
На обучение по Программе могут быть зачислены лица, имеющие высшее медицинской образование 3, действующий сертификат специалиста или пройденную аккредитацию специалиста 4 (далее - обучающиеся).
3. Программа разработана на основании требований законодательства Российской Федерации в области химической, биологической и радиационной безопасности, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам 5.
4. Содержание Программы построено в соответствии с модульным принципом. Структурной единицей учебного модуля является раздел. Каждый раздел подразделяется на темы.
В учебном модуле каждая его структурная единица кодируется. На первом месте ставится код раздела, на втором - код темы, на третьем - код элемента. Кодировка вносит определенный порядок в перечень учебных модулей, разделов и тем Программы, что, в свою очередь, позволяет кодировать оценочные материалы в учебно-методическом комплексе.
5. Для формирования практических навыков в Программе могут отводиться часы на обучающий симуляционный курс (далее - ОСК), направленный на формирование специальных профессиональных умений и навыков, проводимый на базе организаций.
6. Планируемые результаты обучения направлены на формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков востребованных при обеспечении биологической, химической и радиационной безопасности.
7. Примерный учебный план определяет состав учебных модулей, разделов с указанием их трудоемкости, последовательности освоения, устанавливает формы организации учебного процесса, конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.
Срок обучения по Программе (вне зависимости от применяемых образовательных технологий), включая прохождение итоговой аттестации, составляет 18 академических часов. Обучение может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно).
Количество академических часов, отведенных на лекции, составляет не более 15% от общей трудоемкости Программы.
8. Организационно-педагогические и иные условия реализации Программы включают:
а) учебно-методическую документацию и материалы по всем учебным модулям в соответствии с локальными нормативными актами организации;
б) материально-техническую базу, обеспечивающую возможность организации всех форм организации учебного процесса;
в) наличие индивидуального неограниченного доступа обучающихся к одной или нескольким лицензионным электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и электронной информационно-образовательной среде организации;
г) наличие лицензионного программного обеспечения и образовательной платформы;
д) кадровое обеспечение;
е) финансовое обеспечение.
9. Программа может реализовываться частично в форме стажировки 6. Стажировка осуществляется в целях закрепления теоретических знаний, полученных при освоении Программы, и приобретения практических навыков и умений в области обеспечения химической, биологической и радиационной безопасности. Содержание стажировки определяется организациями.
10. При реализации Программы могут применяться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии и электронное обучение 7.
Обучение в очной форме должно составлять не менее 60% от общего объема времени, отводимого на реализацию учебных модулей.
Реализация практической подготовки и проведение итоговой аттестации с применением дистанционных образовательных технологий и (или) электронного обучения не допускается.
11. Программа может реализовываться организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы 8.
12. В Программе содержатся требования к текущему контролю, промежуточной аттестации и итоговой аттестации.
Обучающимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации 9.
II. Планируемые результаты обучения
13. Программа устанавливает профессиональную компетенцию (далее - ПК) и индикаторы ее достижения:
Код и наименование ПК |
Индикатор достижения ПК |
ПК-1. Готовность к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий |
ПК-1.1. Знает законодательство Российской Федерации в области здравоохранения, технического регулирования, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере защиты прав потребителей. ПК-1.2. Знает комплекс санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС). ПК-1.3. Знает методы оценки риска для здоровья населения при воздействии факторов среды обитания, опасности загрязнения пищевых продуктов химическими веществами и химическими опасностями производственной среды. ПК-1.4. Знает действие ионизирующих излучений на здоровье человека, биологические механизмы и клинику радиационных поражений человека. ПК-1.5. Знает санитарно-гигиенические показатели состояния объектов окружающей среды и показатели степени опасности загрязнения атмосферного воздуха, питьевой воды, водных объектов хозяйственно-питьевого и рекреационного водопользования, почвы. ПК-1.6. Умеет определять наличие (отсутствие) запрещенных веществ в составе продукции, среде обитания, определять класс опасности веществ в составе продукции, среде обитания. ПК-1.7. Умеет оценивать факторы среды обитания, в том числе интегральные показатели, и их влияние на здоровье населения. ПК-1.8. Умеет рассчитывать риск для здоровья населения при воздействия факторов среды обитания, воздействия химических веществ на производстве. ПК-1.9. Владеет навыками сбора, хранения, обработки и систематизации, статистической обработки данных наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания человека, ведения баз данных мониторинга на уровне города, района, субъекта Российской Федерации и на транспорте, передачи информации в федеральный информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга (далее - федеральный информационный фонд). |
III. Примерный учебный план
14. Примерный учебный план:
п/п |
Наименование учебного модуля, раздела учебного модуля |
Трудоемкость (акад. час) |
в том числе: |
Формируемые компетенции |
Форма контроля |
|
Лекции |
||||||
1. |
Учебный модуль "Теоретические аспекты биологической, химической и радиационной безопасности" |
|||||
1.1 |
Правовые основы обеспечения биологической, химической и радиационной безопасности в Российской Федерации. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления при возникновении ЧС |
1 |
1 |
|
ПК-1 |
ТК 12 |
1.2 |
Санитарно-гигиенические показатели состояния объектов окружающей среды. Методы оценки влияния факторов среды обитания на здоровье человека. Клинические проявления поражений, вызванных вредным (неблагоприятным) воздействием факторов среды обитания |
3 |
1 |
2 |
ПК-1 |
ТК |
1.3 |
Основы мониторинга состояния здоровья населения и среды обитания человека. Международное законодательство в области биологической, химической и радиационной безопасности |
2 |
|
2 |
ПК-1 |
|
Трудоемкость учебного модуля 1 |
6 |
2 |
4 |
|
ПА 13 |
|
2. |
Учебный модуль "Организационные основы обеспечения биологической, химической и радиационной безопасности в профессиональной деятельности врача" |
|||||
2.1 |
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на предотвращение возникновения и распространение инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), в том числе при возникновении ЧС |
2 |
|
2 |
ПК-1 |
ТК |
2.2 |
Основы сбора, хранения, обработки и систематизации, статистической обработки данных наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания человека, ведения баз данных мониторинга на уровне города, района, субъекта Российской Федерации и на транспорте, передачи информации в федеральный информационный фонд |
2 |
|
2 |
ПК-1 |
ТК |
2.3 |
Проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий в очаге ЧС. Профилактические мероприятия. Экстренная индивидуальная профилактика и профилактика среди населения по эпидемиологическим показаниям |
4 |
|
4 |
ПК-1 |
ТК |
2.4 |
Оценка и расчет рисков для здоровья населения при воздействии факторов среды обитания, опасности загрязнения пищевых продуктов химическими веществами и химическими опасностями производственной среды |
2 |
|
2 |
ПК-1 |
ТК |
Трудоемкость учебного модуля 2 |
10 |
|
10 |
|
ПА |
|
Итоговая аттестация |
2 |
|
2 |
|
Зачет |
|
Общая трудоемкость Программы |
18 |
2 |
16 |
|
|
IV. Примерный календарный учебный график
15. Примерный календарный учебный график:
Название учебного модуля |
Дни |
||
1 |
2 |
3 |
|
Теоретические аспекты биологической, химической и радиационной безопасности |
6 |
|
|
Организационные основы обеспечения биологической, химической и радиационной безопасности при профессиональной деятельности врача |
|
6 |
4 |
Итоговая аттестация |
|
|
2 |
Общая трудоемкость Программы (18 акад. часов) |
6 |
6 |
6 |
V. Примерное содержание учебных модулей
16. Учебный модуль 1 "Теоретические аспекты биологической, химической и радиационной безопасности"
Код |
Наименование разделов, тем |
1.1 |
Правовые основы обеспечения биологической, химической и радиационной безопасности в Российской Федерации. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления при возникновении ЧС |
1.1.1 |
Законодательство Российской Федерации в области здравоохранения, технического регулирования, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере защиты прав потребителей. Основы государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической, биологической и радиационной безопасности |
1.1.2 |
Основные понятия, цели, задачи, биологические риски, угроза биотерроризма на современном этапе. Современные биологические угрозы и биологические риски. Биотерроризм, вероятные патогены, исследования двойного назначения. Обеспечение биологической безопасности Российской Федерации в рамках контрольно-надзорных мероприятий |
1.1.3 |
Понятие "химическая безопасность", цели, задачи и критерии химической безопасности |
1.1.4 |
Понятие "радиационная безопасность", показатели и классификация радиационной безопасности |
1.2 |
Санитарно-гигиенические показатели состояния объектов окружающей среды. Методы оценки влияния факторов среды обитания на здоровье человека. Клинические проявления поражений, вызванных вредным (неблагоприятным) воздействием факторов среды обитания |
1.2.1 |
Санитарно-гигиенические показатели состояния объектов окружающей среды. Методы оценки влияния факторов среды обитания на здоровье человека. Клинические проявления поражений, вызванных вредным (неблагоприятным) воздействием факторов среды обитания |
1.3 |
Основы мониторинга состояния здоровья населения и среды обитания человека. Международное законодательство в области биологической, химической и радиационной безопасности |
1.3.1 |
Основы мониторинга состояния здоровья населения и среды обитания человека. Федеральный информационный фонд баз данных мониторинга на уровне города, района, субъекта Российской Федерации и на транспорте |
1.3.2 |
Международные требования по биобезопасности. Международные подходы к оценке химической и радиологической безопасности |
17. Учебный модуль 2 "Организационные основы обеспечения биологической, химической и радиационной безопасности в профессиональной деятельности врача"
Код |
Наименование разделов, тем, элементов |
||
2.1 |
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, направленные на предотвращение возникновения и распространение инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), в том числе при возникновении ЧС |
||
2.1.1 |
Организация комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в целях ликвидации эпидемических очагов, правовые основы, межведомственное взаимодействие. Биологические опасности, актуальные для медицинской организации |
||
2.1.2 |
Вопросы организации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в целях предупреждения возникновения и распространения химических отравлений при ЧС химической этиологии |
||
2.1.3 |
Деятельность врача с целью обеспечения радиационной безопасности. Общие подходы к снижению доз облучения населения. Обеспечение радиационной безопасности при проведении медицинских процедур. Обеспечение радиационной безопасности пациентов |
||
2.2 |
Основы сбора, хранения, обработки и систематизации, статистической обработки данных наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания человека, ведения баз данных мониторинга на уровне города, района, субъекта Российской Федерации и на транспорте, передачи информации в федеральный информационный фонд |
||
2.2.1 |
Основы сбора, хранения, обработки и систематизации, статистической обработки данных наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания человека, ведения баз данных мониторинга на уровне города, района, субъекта Российской Федерации и на транспорте, передачи информации в федеральный информационный фонд |
||
2.3 |
Проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий в очаге ЧС. Профилактические мероприятия. Экстренная индивидуальная профилактика и профилактика среди населения по эпидемиологическим показаниям |
||
2.3.1 |
Общие вопросы оказания медицинской помощи при острых химических отравлениях. Организация оптимальных условий для деятельности населения и специалистов, задействованных в ликвидации последствий ЧС химической этиологии |
||
2.3.2 |
Оценка влияния ионизирующего излучения на здоровье персонала медицинской организации. Радиационно-гигиеническая паспортизация организации и Единая система контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан. Группы радиационного риска. Прогнозирование медицинских радиологических последствий. Детерминированные лучевые эффекты. Критерии диагностики ранних признаков развития профессиональных заболеваний, вызванных радиационным воздействием |
||
2.4 |
Оценка и расчет рисков для здоровья населения при воздействии факторов среды обитания, опасности загрязнения пищевых продуктов химическими веществами и химическими опасностями производственной среды |
||
2.4.1 |
Методы интегральной оценки влияния условий трудового процесса, обучения, воспитания, качества среды жилых и общественных зданий, химической нагрузки на организм человека |
||
2.4.2 |
Методы оценки риска для здоровья населения при воздействии факторов среды обитания, опасности загрязнения пищевых продуктов химическими веществами и химическими опасностями производственной среды. Класс опасности веществ |
VI. Организационно-педагогические условия и иные условия реализации
18. При организации и проведении обучения необходимо иметь учебно-методическую документацию и материалы по всем учебным модулям, соответствующую материально-техническую базу, обеспечивающую организацию всех форм организации учебного процесса:
- учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;
- условия для практической подготовки обучающихся 16. Для лиц с ограниченными возможностями здоровья при организации практической подготовки учитывается состояние их здоровья;
- симуляционное оборудование в соответствии с пунктом 19 настоящей Программы;
- неограниченный доступ обучающихся к одной или нескольким лицензионным электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и электронной информационно-образовательной среде организации;
- лицензионное программное обеспечение и образовательную платформу.
19. Реализация Программы может осуществляться с применением ОСК для приобретения и отработки практических навыков и умений для их использования в профессиональной деятельности.
На занятиях ОСК могут использоваться муляжи, манекены, виртуальные тренажеры с использованием моделируемых лечебно-диагностических процедур и манипуляций согласно разработанным клиническим сценариям и программам.
ОСК может проводиться в форме симуляционных тренингов различных типов:
- тренинг технических навыков;
- клинический сценарий (с возможностью его изменения);
- отработка коммуникативных навыков;
- командный тренинг;
- междисциплинарный тренинг.
20. Кадровое обеспечение реализации Программы соответствует следующим требованиям: квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" 17, и профессиональным стандартам.
Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих Программу, должна составлять не менее 70%.
Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих Программу, должна быть не менее 65%.
Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организации, деятельность которых связана с направленностью (спецификой) реализуемой Программы (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, реализующих программу, должна быть не менее 10%.
21. Финансовое обеспечение реализации Программы осуществляется в объеме не ниже
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 февраля 2025 г. N 69н "Об утверждении примерной дополнительной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.