11 февраля 2014 г. |
Дело N А05-5869/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Константинова П.Ю., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 11.02.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Тарасовой Татьяны Федоровны на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.07.2013 (судья Звездина Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2013 (судьи Виноградова Т.В., Докшина А.Ю., Тарасова О.А.) по делу N А05-5869/2013,
установил:
Индивидуальный предприниматель Тарасова Татьяна Федоровна (ОГРНИП 305290704900015) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление) от 24.12.2012 N 03.
Решением суда первой инстанции от 26.07.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.10.2013, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Тарасова Т.Ф., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанные решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования ввиду осуществления заявителем не геодезической и картографической, а кадастровой деятельности.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ввиду истечения срока исполнения Тарасовой Т.Ф. ранее выданного предписания от 29.08.2012 N 02 об устранении выявленных нарушений в области геодезической и картографической деятельности Управлением на основании распоряжения от 04.12.2012 N Р/4440 в период с 17.12.2012 по 21.01.2013 проведена внеплановая выездная проверка предпринимателя, в ходе которой установлено и отражено в акте проверки от 24.12.2012 N 10-14/27, что предписание не исполнено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи Тарасовой Т.Ф. предписания от 24.12.2012 N 03, согласно которому ей предложено в срок до 30.06.2013 на каждый объект по выполненным геодезическим работам в период с 13.02.2009 по 12.02.2012 изготовить на бумажном носителе журналы и план тахеометрической или горизонтальной съемки, ведомости вычисления координат и высот точек съемочного обоснования, схему съемочного обоснования, каталоги координат и высот точек, акты контроля и приемки работ, краткий технический отчет; представить в Управление информацию о состоянии пунктов геодезических сетей сгущения, опорных межевых сетей, использованных при выполнении работ в период с 13.05.2010 по 12.02.2012; организовать и провести мероприятия по контролю за выполненными в период с 13.02.2009 по 12.02.2012 работами.
Тарасова Т.Ф., не согласившись с предписанием, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления исходя из того, что Тарасова Т.Ф., осуществляя определение координат объектов недвижимости и в связи с этим являясь субъектом геодезической и картографической деятельности, обязана исполнять требования нормативных правовых актов в данной области.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене в силу следующего.
Согласно частям 4 и 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровой деятельностью является выполнение кадастровым инженером работ в отношении объектов недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства), в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих сведения, необходимые для осуществления кадастрового учета такого недвижимого имущества (кадастровые работы).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 221-ФЗ геодезической основой государственного кадастра недвижимости (геодезическая основа кадастра) являются государственная геодезическая сеть и создаваемые в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке геодезические сети специального назначения (опорные межевые сети).
В силу статьи 37 Закона N 221-ФЗ результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования.
Министерство экономического развития Российской Федерации во исполнение части 12 статьи 38 Закона N 221-ФЗ приказом от 24.11.2008 N 412 утвердило требования к подготовке межевого плана, согласно пункту 38 которых в исходных данных межевого плана указываются сведения о государственной геодезической сети или опорной межевой сети, применявшихся при выполнении кадастровых работ.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.08.2012 N 518 установлены требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, в силу пунктов 2, 3, 4 которых положение на местности характерных точек описывается их плоскими прямоугольными координатами; одним из методов определения координат характерных точек является геодезический метод; исходными пунктами для определения плоских прямоугольных координат характерных точек геодезическим методом являются пункты государственной геодезической сети и геодезических сетей специального назначения (опорные межевые сети).
Следовательно, в ходе выполнения кадастровых работ используются сведения о государственной геодезической сети или опорной межевой сети.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Тарасова Т.Ф. в качестве кадастрового инженера выполняла кадастровые работы, осуществляя определение координат объектов недвижимости.
В связи с этим, руководствуясь нормами Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" (далее - Закон N 209-ФЗ), суды пришли к выводу о том, что предприниматель осуществляла геодезическую деятельность и является субъектом геодезической и картографической деятельности.
Вместе с тем, как определено в статье 1 Закона N 209-ФЗ, под геодезической и картографической деятельностью следует понимать научную, техническую, производственную и управленческую деятельность в области геодезии и картографии. При этом геодезией и картографией признается область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по определению фигуры, размеров, гравитационного поля Земли, координат точек земной поверхности и их изменений во времени, а также по изучению, созданию и использованию картографических произведений, главной частью которых являются картографические изображения.
Согласно пункту 3 статьи 13 данного Закона должностные лица федерального государственного надзора в области геодезии и картографии вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений порядка организации и выполнения геодезических и картографических работ субъектам геодезической и картографической деятельности.
В соответствии со статьей 10 Закона N 209-ФЗ результаты геодезической и картографической деятельности являются федеральной собственностью.
В материалах дела отсутствуют доказательства выполнения Тарасовой Т.Ф. научной, технической, производственной, управленческой деятельности в области определения фигуры, размеров, гравитационного поля Земли, координат точек земной поверхности и их изменений во времени, а также по изучению, созданию и использованию картографических произведений, главной частью которых являются картографические изображения.
Таким образом, выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, что в силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых решения и постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное; установить все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела; применительно к части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предложить Управлению представить доказательства осуществления заявителем геодезической и картографической деятельности по смыслу этой деятельности, определенному нормами Закона N 209-ФЗ; установить, являются ли результаты выполняемых заявителем работ федеральной собственностью; принять законный и обоснованный судебный акт; в зависимости от результатов рассмотрения дела разрешить вопрос о распределении судебных расходов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.07.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2013 по делу N А05-5869/2013 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.