13 февраля 2014 г. |
Дело N А56-17594/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Пастуховой М.В.,
судей Васильевой Е.С., Соколовой С.В.,
при участии от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Курортном районе Санкт-Петербурга Коневой Н.А. (доверенность от 05.04.2013), Комиссаровой Е.М. (доверенность от 02.07.2013), от Санкт-Петербургского регионального благотворительного фонда инвалидов "Мир, согласие и здоровье" президента Козлова В.А., Стрижовой Е.В. (доверенность от 10.02.2014),
рассмотрев 11.02.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского регионального благотворительного фонда инвалидов "Мир, согласие и здоровье" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2013 по делу N А56-17594/2013 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Загараева Л.П.),
установил:
Санкт-Петербургский общественный региональный благотворительный фонд инвалидов "Мир, согласие и здоровье" (место нахождения: 190068, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, д. 121, кв. 88; ОГРН 1037858020903; далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Курортном районе Санкт-Петербурга (место нахождения: 197706, Санкт-Петербург, Сестрорецк, ул. Володарского, д. 26/2; ОГРН 1027812404047; далее - Управление) от 20.12.2012 N 088 017 12 РЗ 0026471 об отказе в осуществлении зачета (возврата) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов и решения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (место нахождения: 194214, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д. 73; ОГРН 1027801558223; далее - Отделение) от 15.03.2013 N 19-02-124/3234 об отсутствии оснований для возврата излишне уплаченной суммы штрафа.
Решением суда первой инстанции от 21.08.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.11.2013 решение суда отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление и оставить в силе решение суда первой инстанции. Как указывает податель жалобы, Фонд не является страхователем и у него отсутствует обязанность представлять отчетность в органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Отделение в установленном порядке извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представители Фонда поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Управления отклонили их.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов, Управлением проведены проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионной фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонда обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов за первый и второй кварталы 2010 года. В ходе проверок установлено, что РСВ-1 за три месяца 2010 года и шесть месяцев 2010 года представлены Фондом 01.10.2010, то есть с нарушением установленного срока.
По результатам проверок составлены акты камеральных проверок от 18.10.2010 N 08801730004495 и N 08801730004500, на основании которых 23.11.2010 вынесены решения N 088 01710РК 0003509 и N 088 01710РК0003501 о привлечении Фонда к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонда Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в редакции, действовавшей в спорный период; далее - Закон N 212-ФЗ) за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в виде взыскания штрафа в сумме 200 руб. (100 руб. за первый квартал 2010 года и 100 руб. за второй квартал 2010 года).
Штрафные санкции оплачены Фондом 04.10.2010 по платежному поручению N 31.
Фонд 18.12.2012 обратился в Управление с заявлением о возврате сумм излишне уплаченного штрафа в сумме 200 руб.
Решением Управления от 20.12.2012 N 08801712РЗ0026471 Фонду отказано в возврате штрафа в связи с тем, что он не является излишне уплаченным.
Фонд 16.02.2013 обратился в Отделение с заявлением о возврате 200 руб. излишне уплаченных штрафов.
Отделением принято решение от 15.03.2013 N 19-02-124/3234 об отсутствии оснований для возврата излишне уплаченной суммы штрафа.
Полагая, что решения Управления и Отделения не соответствуют требованиям законодательства и нарушают права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, придя к выводу о нарушении Управлением процедуры принятия решений о наложении штрафа за несвоевременное представление сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем посчитал, что отсутствуют законные основания для уплаты штрафа.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, не усмотрев нарушения Управлением процедуры принятия решений о наложении штрафа и установив обязанность Фонда как страхователя своевременно представлять расчеты в органы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу подпункта а) пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, организации.
В целях применения Закона N 212-ФЗ организации - это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (статья 2 Закона N 212-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами признаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии со статьей 2 Закона N 7-ФЗ некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Благотворительной организацией согласно статье 6 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций (статья 7 Закона). Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.
Как установлено судом апелляционной инстанции, Санкт-Петербургский общественный региональный благотворительный фонд инвалидов "Мир, согласие и здоровье" создан в организационно правовой форме - общественный фонд, зарегистрирован 31.07.1998, что подтверждено свидетельством о его регистрации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц сведения о Фонде внесены 11.02.2003, ему присвоен ОГРН 1037858020903.
Таким образом, апелляционный суд правомерно указал, что Фонд является юридическим лицом, и в силу прямого указания подпункта а) пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ признается плательщиком страховых взносов с исполнением всех обязанностей, предусмотренных законом, в том числе по предоставлению расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Отсутствие штатных работников и выплат в пользу физических лиц в первом и втором кварталах 2010 года не является основанием для освобождения Фонда от обязанности по предоставлению расчетов.
При рассмотрении дела N А56-59035/2012 судами установлено, что Фонд производил выплаты в пользу физических лиц в октябре 2010 года, представлял расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за 2010 год.
Закон N 212-ФЗ не содержит положений, освобождающих страхователей от представления расчетов в связи с отсутствием в отчетном периоде деятельности, либо каких-либо выплат в пользу физических лиц.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Частями 1 и 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
В силу пункта 1 части 9 статьи 15 названного Закона плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере пять процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более тридцати процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Как следует из материалов дела, в обоснование наличия излишней уплаты штрафа в размере 200 руб. Фондом представлено платежное поручение от 04.10.2010 N 31.
При этом, как правомерно указал апелляционный суд, платежное поручение само по себе не подтверждает наличие переплаты по санкциям и не может являться надлежащим доказательством наличия у Фонда переплаты в сумме 200 руб.
Материалами дела подтверждается, что уплаченный 04.10.2010 Фондом штраф в размере 200 руб. зачтен в счет исполнения решений Управления N 08801710РК0003501 и N 08801710РК0003509, которые являются действующими, поскольку не отменены вышестоящим органом и не оспорены Фондом в судебном порядке.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно указал, что поскольку решениями Управления Фонд привлечен к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 200 руб., уплаченный последним по платежному поручению от 04.10.2010 штраф не является излишней уплатой санкции и не образует переплаты, подлежащей возврату в порядке статьи 26 Закона N 212-ФЗ.
Поскольку Фондом не представлено доказательств наличия переплаты в соответствующий бюджет, Управление и Отделение правомерно отказали в возврате денежных средств.
Суд апелляционной инстанции правомерно признал ошибочным вывод суда первой инстанции о нарушении Управлением процедуры рассмотрения материалов проверки, поскольку он противоречит представленным в материалы дела доказательствам.
Факт несвоевременного представления Обществом расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за первый и второй кварталы 2010 года подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
С 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформления результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Законом N 212-ФЗ.
На основании части 1 статьи 34 Закона N 212-ФЗ (в редакции спорного периода) камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Согласно части 3 статьи 34 Закона N 212-ФЗ в случае, если выявлены ошибки в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных плательщиком страховых взносов, сведениям, содержащимся в документах, имеющимся у органа контроля за уплатой страховых взносов, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается плательщику страховых взносов с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В силу части 1 статьи 38 Закона N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки.
Согласно части 1 статьи 39 Закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение десяти дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 данного Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (часть 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
Частью 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
В силу части 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения; устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренные Законом N 212-ФЗ.
Апелляционный суд установил, что представленные Фондом расчеты не содержали ошибок, то есть у Управления отсутствовала обязанность извещать Фонд о выявленных ошибках и предоставлять время на их исправление.
Согласно списку внутренних почтовых отправлений от 18.10.2010 N 277, кассовому чеку ФГУП Почта России акты камеральных проверок от 18.10.2010 N 08801730004495 и N 08801730004500 направлены Фонду заказным письмом с почтовым идентификатором 19770631287092.
Согласно распечатке сведений об отслеживании почтовых отправлений с интернет-сайта Почты России почтовое отправление с почтовым идентификатором 19770631287092 вручено адресату 25.10.2010.
Управлением 18.10.2010 оформлены уведомления о вызове плательщика страховых взносов N 08801710ВП0004493 и N 08801710ВП0004493, в которых Фонд уведомлялся о том, что рассмотрение актов камеральных проверок состоится 23.11.2010 в 11.00 в кабинете N 6.
Согласно списку внутренних почтовых отправлений от 19.10.2010 N 281, кассовому чеку ФГУП Почта России уведомления о вызове страхователя для рассмотрения акта проверки и других материалов дела направлены в адрес Фонда заказным письмом с почтовым идентификатором 19770631287429.
Как следует из распечатки сведений об отслеживании почтовых отправлений с интернет-сайта Почты России, почтовое отправление (почтовый идентификатор 19770631287429) вручено адресату 22.10.2010.
Таким образом, о времени и месте рассмотрения материалов проверок Фонд был уведомлен 22.10.2010, то есть за месяц до рассмотрения материалов проверки. Однако правом на защиту заявитель не воспользовался и не направил своего представителя для участия в рассмотрении материалов проверки.
Руководитель Управления, установив, что Фонд надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения материалов проверки, принял решения от 23.11.2010 N 08801710РК0003501 и N 08801710РК0003509 о привлечении Фонда к ответственности за нарушение срока предоставления расчета, в виде взыскания штрафа в размере 100 руб. за каждое правонарушение.
Таким образом, апелляционный суд обоснованно указал, что материалами дела не подтверждено нарушение Управлением процедуры рассмотрения материалов проверок и принятия решений по их результатам.
С учетом вышеизложенного суд кассационной инстанции считает, что суд апелляционной инстанции правильно установил обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные сторонами доказательства и дал им надлежащую правовую оценку, поэтому основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2013 по делу N А56-17594/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского регионального благотворительного фонда инвалидов "Мир, согласие и здоровье" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.