17 февраля 2014 г. |
Дело N А56-6258/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Захаровой М.В. и Кадулина А.В.,
при участии от администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" Денисова В.В. (доверенность от 10.01.2014), от акционерного общества закрытого типа "Житково" Самсоновой Т.Е. (доверенность от 09.07.2013),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2013 (судья Васильева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013 (судьи Полубехина Н.С., Аносова Н.В., Горбик В.М.) по делу N А56-6258/2013,
установил:
Акционерное общество закрытого типа "Житково", место нахождения: 188903, Ленинградская обл., Выборгский р-н, п. Житково, ОГРН 1034700883139 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области со следующими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- признать незаконным отказ администрации муниципального образования "Выборгский район Ленинградской области", место нахождения: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, Советская ул., д. 12, ОГРН 1054700191391 (далее - Администрация), оформленный письмом от 20.12.2012 N Юр-1066, в предоставлении заявителю земельных участков с кадастровыми номерами 47:01:1122001:1208, 47:01:1122001:1202, 47:01:1122001:1199, 47:01:1122001:1207, 47:01:1122001:1201, 47:01:1122001:1203, 47:01:1122001:1204, 47:01:1122001:1206, 47:01:1122001:1210, 47:01:1122001:1200, 47:01:1122001:1205, 47:01:1122001:1209, 47:01:1114001:784, расположенных по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, муниципальное образование "Гончаровское сельское поселение", в собственность в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования;
- обязать Администрацию не позднее одного месяца с момента вступления в законную силу судебного акта принять решение о предоставлении заявителю в собственность указанных земельных участков, подготовить и направить ему проекты договоров купли-продажи названных участков.
Суд первой инстанции решением от 16.05.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.09.2013, удовлетворил заявленные требования.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить решение от 16.05.2013 и постановление от 19.09.2013.
Податель жалобы указывает следующее: суды обеих инстанций пришли к неправильному выводу о наличии у истца права на выкуп испрашиваемых земельных участков в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования; Общество не представило надлежащих доказательств того, что оно является сельскохозяйственной организацией и использует указанные земельные участки в сельскохозяйственных целях ни при обращении с заявлением о выкупе, ни в суд первой инстанции; представленные Обществом в суд апелляционной инстанции акт от 06.06.2007 проверки соблюдения земельного законодательства и договоры на оказание услуг не подтверждают факт ведения сельскохозяйственной деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы, а представитель Общества - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество, зарегистрированное в качестве юридического лица в марте 1993 года, создано в результате реорганизации совхоза "Житково" (пункт 1 устава Общества).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.12.2003 по делу N А56-27965/2001 Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Общество 09.10.2012 обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении ему в собственность в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования 13 земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения и образованных в 2012 году из земельного участка площадью 18 952 460 кв.м с кадастровым номером 47:01:0000000:421.
К заявлению Общество приложило следующие документы: постановление главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 04.12.1992 N 3327 (далее - постановление от 04.12.1992), которым подтверждено права постоянного (бессрочного) пользования землей сельскохозяйственными предприятиями до их перерегистрации (в приложении 1 к этому постановлению в числе таких предприятий указан совхоз "Житково"); постановление главы администрации Выборгского района Ленинградской области от 02.03.1993 N 698 "О перерегистрации совхоза "Житково" в акционерное общество закрытого типа "Житково" (далее - постановление от 02.03.1993); кадастровые паспорта испрашиваемых земельных участков; свидетельство о внесении записи об Обществе в Единый государственный реестр юридических лиц; сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на земельные участки; расчет выкупной цены; доверенность представителя, подписавшего заявление (л.д. 30).
В письме от 20.12.2012 N Юр-1066 Администрация отказала Обществу в предоставлении спорных земельных участков в собственность, сославшись на следующее: в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о праве постоянного (бессрочного) пользования Общества вновь образованными земельными участками; в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) право собственности или аренды в порядке, установленном Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Закон N 137-ФЗ), приобретается сельскохозяйственными организациями, между тем Общество не представило документов, подтверждающих ведение сельскохозяйственной деятельности на испрашиваемых земельных участках.
Общество, ссылаясь на то, что право постоянного (бессрочного) пользования испрашиваемыми земельными участками возникло у него до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поэтому отказ Администрации в предоставлении названных земельных участков в собственность не соответствует требованиям Законов N 101-ФЗ и 137-ФЗ, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В подтверждение права постоянного (бессрочного) пользования Общество представило в материалы дела постановления от 04.12.1992 и от 02.03.1993; свидетельство от 25.12.1992 N 812 о праве постоянного (бессрочного) пользования государственного предприятия "Житково" земельным участком общей площадью 5660 га, выданное на основании постановления от 04.12.1992; постановление Администрации от 02.03.2012 N 1426, которым утверждены схемы расположения на кадастровом плане 13 испрашиваемых земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка площадью 18 952 460 кв.м с кадастровым номером 47:01:0000000:421, и установлен вид их разрешенного использования ("для сельскохозяйственного использования").
Администрация возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что правомерно отказала в выкупе испрашиваемых участков ввиду непредставления Обществом доказательств того, что эти участки находятся у него на праве постоянного (бессрочного) пользования и что заявитель является сельскохозяйственной организацией и использует эти участки в сельскохозяйственной деятельности.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные заявителем документы, пришел к следующим выводам: спорные участки находятся у Общества на праве постоянного (бессрочного) пользования; заявитель вправе приобрести их в собственность по правилам пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ и пункта 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ; Общество имеет статус сельскохозяйственной организации, что Администрация не оспаривает; не имеется доказательств того, что спорные участки используется не по назначению; ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Законом N 137-ФЗ не установлено, что для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования необходимо сохранение целевого назначения земель, предоставленных для сельскохозяйственного использования. Суд первой инстанции признал оспариваемый отказ незаконным ввиду того, что Администрация не доказала наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции о том, что спорные земельные участки принадлежат Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования. Вместе с тем апелляционный суд указал, что оборот земель сельскохозяйственного назначения, в том числе выкуп таких земель в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования осуществляется с учетом требований Закона N 101-ФЗ, в соответствии с которым покупателями земельных участков из указанных земель могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые используют их по целевому назначению. При этом апелляционный суд посчитал, что доказать факт неиспользования Обществом спорных земельных участков по назначению должна Администрация, которая этого не сделала. Апелляционный суд также указал, что представленные Обществом в суд апелляционной инстанции акт проверки соблюдения земельного законодательства от 06.06.2007, составленный органом государственного земельного контроля, заключенные в 2007 году между заявителем и другими юридическими лицами договоры оказания услуг по заготовке сена, акты взаиморасчетов с этими организациями подтверждают факт использования спорных участков для сельскохозяйственного производства.
Кассационная инстанция считает, что решение от 16.05.2013 и постановление от 19.09.2013 подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции, поскольку суды неправильно применили нормы материального и процессуального права, неполно исследовали обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения настоящего спора и касающиеся вопроса о наличии у Общества на момент обращения с заявлением о выкупе статуса сельскохозяйственной организации.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Спорные земельные участки, которые Общество намерено приобрести в собственность в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, относятся к землям сельскохозяйственного назначения и были предоставлены для использования в сельскохозяйственных целях.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона N 101-ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном названным Законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Земельным кодексом Российской Федерации провозглашен принцип деления земель по целевому назначению на категории, что означает, что земли соответствующих категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (статья 7).
Согласно пункту 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Законом N 137-ФЗ.
Из указанных норм в совокупности следует, что покупателями земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, которые используют их по целевому назначению и осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции. Этот вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 20.09.2011 N 4344/11.
Юридические лица, обращаясь в орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, с заявлением о приватизации указанных земель, должны вместе с заявлением представить документы, подтверждающие, что они на момент подачи такого заявления используют земли по целевому назначению и осуществляют деятельность по производству сельскохозяйственной продукции.
В соответствии со статьей 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях определения лиц, являющихся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%.
Документами, подтверждающими, что заявитель является сельскохозяйственной организацией, в числе прочих могут являться копии расшифровки дохода по видам деятельности за последний отчетный период с отметкой о принятии налоговым органом, уведомление территориального органа Федеральной службы государственной статистики о присвоении кодов Общероссийских классификаторов.
Между тем, как видно из материалов дела, Общество никаких доказательств, подтверждающих использование земельных участков по целевому назначению и осуществление деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, не представило ни при обращении в Администрацию с заявлением о выкупе, ни в суд первой инстанции. Суды обеих инстанций неправомерно в нарушение статьи 65 АПК РФ посчитали, что Администрация должна доказать факт неиспользования Обществом спорных участков по целевому назначению. Также противоречит материалам дела вывод судов о том, что Администрация не оспаривает наличие у Общества статуса сельскохозяйственной организации, поскольку и в оспариваемом отказе, и в отзыве на заявление, и в апелляционной жалобе Администрация указывала в качестве причины отказа в выкупе отсутствие доказательств наличия у Общества названного статуса.
Тот факт, что в утвержденном в 2000 году уставе Общества в качестве цели его создания указаны производство и реализация сельскохозяйственной продукции, не свидетельствует о наличии указанного статуса у Общества в настоящее время.
Представленные Обществом в суд апелляционной инстанции акт проверки от 06.06.2007, в котором указано, что часть земель Общества используется под заготовку кормов и сена, договор от 10.04.2004 на передачу принадлежащей Обществу сельскохозяйственной техники в аренду другим лицам, договоры от 10.04.2007 об оказании Обществу услуг по заготовке сена сторонними организациями не подтверждают факт осуществления заявителем деятельности по производству сельскохозяйственной продукции и не являются допустимыми доказательствами соответствия Общества признакам, позволяющим отнести указанную организацию к сельскохозяйственной на момент обращения в Администрацию с заявлением о выкупе спорных участков. Кроме того, как видно из имеющихся в материалах дела договоров по оказанию услуг другими организациями по заготовке сена и зеленой массы на земельных участках в поселках Кузьминское, Зверево, Барышево I-II, из актов взаиморасчетов (приложения к которым не представлены), сено подлежало передаче этим же организациям.
При таком положении обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное; установить, обладает ли Общество статусом сельскохозяйственной организации, использует ли оно земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции; с учетом установленных обстоятельств решить вопрос о наличии у Общества права на приватизацию испрашиваемых участков, а у Администрации - обязанности принять решение о передаче этих участков в собственность Общества.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013 по делу N А56-6258/2013 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.