25 февраля 2014 г. |
Дело N А56-29669/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.02.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.02.2014.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Каменева А.Л., Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Кирочная-62Б" Кирилихина С.А. (доверенность от 22.05.2013), от Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Долгушевой А.А. (доверенность от 09.01.2013),
рассмотрев 19.02.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2013 (судья Иванилова О.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2013 (судьи Тимухина И.А., Горбик В.М., Жиляева Е.В.) по делу N А56-29669/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кирочная-62Б", место нахождения: 191015, Санкт-Петербург, Кирочная ул., д. 62, лит. Б, ОГРН 1097847153172 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 28.02.2013 N 309 и градостроительного плана земельного участка N RU78180000-16015, утвержденного данным распоряжением, и об обязании Комитета подготовить и утвердить распоряжением градостроительный план с указанием:
- в разделе 1 "Чертеж градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования" минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство;
- в разделе 1 "Чертеж градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования" мест допустимого размещения объекта капитального строительства в виде заштриховки установленным образом земельного участка полностью, за исключением минимальных отступов от границ земельного участка;
- в пункте 2.1 раздела 2 "Информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства" основного вида разрешенного использования - "для строительства жилого дома (жилых домов)".
- в пункте 2.2 того же раздела назначения объекта капитального строительства - "жилой дом (жилые дома)".
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитет.
Решением от 24.07.2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 22.10.2013, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить решение от 24.07.2013 и постановление от 22.10.2013 и принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, судами неправильно применены нормы материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка площадью 2425 кв.м с кадастровым номером 78:1119А:1, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кирочная ул., д. 62, лит. Б. Право собственности Общества на названный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке (т.д. 1, л. 31).
Из сведений, содержащихся в кадастровом паспорте от 25.12.2012, усматривается, что весь земельный участок находится в объединенной зоне регулирования застройки центральных районов Санкт-Петербурга (т.д. 1, л. 29).
Для строительства на названном земельном участке многоквартирного жилого дома Общество представило в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) научно-исследовательские и проектные материалы.
Согласно письму КГИОП от 24.07.2012 N 3-5491-1 (т.д. 1, л. 25-26) земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, Кирочная ул., д. 62, лит. Б Законом Санкт-Петербурга от 19.01.2009 N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга" отнесен к зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга - ЗРЗ 2 (участок ЗРЗ 2-1). Режимом использования земель в границах зоны ЗРЗ 2 установлены предельные высотные параметры строительства. Проектными материалами на земельном участке предполагается размещение на месте существующего здания детского сада 11-этажного отдельно стоящего дома высотой 42 м, что превышает на 10 % максимально допустимую режимом зоны высоту объекта.
На основании заявления Общества распоряжением Комитета от 28.02.2013 N 309 утвержден градостроительный план N RU78180000-16015 земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Кирочная ул., д. 62, лит. Б. (т.д. 1, л. 12-24). В качестве места допустимого размещения объекта капитального строительства на чертеже градостроительного плана отмечена территория, занятая зданием детского сада; в качестве назначения объекта капитального строительства указано дошкольное образовательное учреждение; разрешенный вид использования земельного участка в градостроительном плане не установлен.
Полагая, что утвержденный распоряжением от 28.02.2013 N 309 градостроительный план не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из того, что препятствий для указания в градостроительном плане испрашиваемых Обществом сведений не имеется, удовлетворили заявленные требования.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежит отмене.
По смыслу статей 41-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Из материалов дела следует, что земельный участок по адресу:
Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 62, лит. Б находится в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности ЗРЗ 2 (участок ЗРЗ 2-1), то есть на территории, которая в соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" входит в зону охраны объектов культурного наследия.
Общие положения о карте градостроительного зонирования Санкт-Петербурга и градостроительных регламентах установлены положениями статьи 2 главы 1 части 1 Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга (далее - Правила), утвержденных Законом Санкт-Петербурга от 16.02.2009 N 29-10 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее - Закон N 29-10). Частями 3 и 4 названной статьи определены земельные участки и объекты капитального строительства, в отношении которых Правилами установлены градостроительные регламенты, и на которые распространяется их действие, а также земельные участки, составляющие исключение. Согласно части 8 статьи 2 главы 1 части 1 Правил в отношении земельных участков и объектов капитального строительства применяются градостроительные регламенты, установленные для соответствующей территориальной зоны, в том числе предельные параметры в соответствии со схемой границ действия предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельной высоты зданий, строений и сооружений.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 22.06.2012 N 3-102/12, оставленным без изменении определением Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2012 N 78-АПГ12-19, с 16.03.2011 названные положения Закона N 29-10 признаны недействующими в границах зон охраны объектов культурного наследия. Таким образом, как обоснованно указал податель кассационной жалобы, градостроительные регламенты, установленные Правилами в границах зоны ЗРЗ 2, признаны недействующими.
Из материалов дела усматривается, что проекты планировки и межевания территории, на которой располагается земельный участок Общества, не утверждены.
Между тем основная часть проекта планировки территории состоит из чертежей планировки территории и положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, о характеристиках планируемого развития территории и развития систем социального, транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории. При этом на чертежах планировки территории отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (статья 42 ГрК РФ).
Проекты межевания территорий (квартала, микрорайона) могут быть подготовлены как в составе проектов планировки территорий, так и в виде отдельного документа применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (квартала, микрорайона), установленных проектами планировки территорий (части 1 и 3 статьи 43 ГрК РФ).
Частью 5 статьи 43 ГрК РФ предусмотрено, что проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.
В соответствии с закрепленным в пункте 2 статьи 2 ГрК РФ принципом при осуществлении градостроительной деятельности должен быть обеспечен сбалансированный учет экологических, экономических, социальных и иных факторов.
Поскольку документация по планировке территории затрагивает права и интересы всех лиц, проживающих и владеющих недвижимым имуществом на территории, в отношении которой разрабатывается документация, в соответствии с положениями статей 45 и 46 ГрК РФ она подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Положения части 2 статьи 44 ГрК РФ, согласно которым градостроительный план земельного участка может быть подготовлен как в составе проекта межевания территории, так и в виде отдельного документа, не свидетельствуют о том, что градостроительный план может установить параметры застройки земельного участка до их утверждения предназначенными для этого документами.
При таких обстоятельствах у Комитета отсутствовали основания для внесения в градостроительный план испрашиваемых Обществом сведений.
С учетом изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций о правомерности требований заявителя являются необоснованными, в силу чего обжалуемые судебные акты подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2013 по делу N А56-29669/2013 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий |
М.Г. Власова |
Судьи |
А.Л. Каменев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.