26 февраля 2014 г. |
Дело N А21-4017/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,
при участии от Калининградской областной таможни Кузнецовой И.А. (доверенность от 17.12.2013 N 05-35/31421) и Кот Т.А. (доверенность от 23.12.2013 N 05-35/32079), от закрытого акционерного общества "Интер-Трасса" Кушнарева М.И. (доверенность от 17.01.2014 б/н),
рассмотрев 19.02.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.08.2013 (судья Мялкина А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Фокина Е.А.) по делу N А21-4017/2013,
установил:
Закрытое акционерное общество "Интер-Трасса", место нахождения: 236005, Калининград, Транспортная ул., д. 17А, ОГРН 1023901654831 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным требования Калининградской областной таможни, место нахождения: 236006, Калининград, Гвардейский пр., д. 30, ОГРН 1083925999992 (далее - Таможня), от 11.04.2013 N 10226000/110413/0000062 об уплате таможенных платежей и пеней.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 16.08.2013, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 16.08.2013 и постановление от 20.11.2013. Таможня считает, что Общество, осуществив внутреннюю перевозку на транспортном средстве, помещенном под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с ограничениями его использования в такого рода перевозках (как правильно установлено судами), тем самым утратило право на освобождение от уплаты таможенных платежей и налогов в отношении этого транспортного средства. Кроме того, таможенный орган ссылается на то, что в данном случае таможенный контроль проводился им в форме проверки документов и сведений, а не таможенной камеральной проверки, как посчитали суды. Поэтому в материалах дела отсутствует решение в сфере таможенного дела, предусмотренное нормами Таможенного кодекса Таможенного союза и другими нормативными правовыми актами для таможенной камеральной проверки. В связи с этим, считает Таможня, выставленное ею требование является законным.
В судебном заседании представители Таможни поддержали доводы жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в мае 2008 года Общество подало в таможенный орган грузовую таможенную декларацию N 10226020/190508/0008938 (далее - ГТД) для помещения под таможенный режим "временный ввоз" транспортного средства - седельного тягача марки DAF.
Общество перемещало товар на основании договора аренды от 18.04.2008 N 2008-04-05, заключенного с иностранной компанией.
По заявлению декларанта транспортное средство оформлено с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок" (далее - Постановление N 147).
Таможня в ходе проведения проверки соблюдения Обществом требований и условий таможенной процедуры временного ввоза товара по ГТД выявила, что заявитель использовал транспортное средство для внутренней перевозки по маршруту г. Могилев - Калининградская область.
Таможня 03.04.2013 составила акт N 10226000/010/030413/А0001 проверки документов и сведений после выпуска товаров, в котором указала, что Общество нарушило условия освобождения от уплаты таможенных пошлины и налогов, поскольку использовало транспортное средство для внутренней перевозки товара; кроме того, 08.04.2013 Таможня оформила акт N 10226000/080413/0000050 об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.
На основании названных актов таможенный орган выставил заявителю требование от 11.04.2013 N 10226000/110413/0000062 об уплате 1 829 952 руб. 82 коп. таможенных платежей и налога на добавленную стоимость, а также пеней за их несвоевременную уплату.
Общество оспорило указанный ненормативный акт Таможни в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций согласились с доводом таможенного органа об осуществлении Обществом на транспортном средстве внутренней перевозки и, следовательно, о нарушении условий для применения полного условного освобождения от уплаты таможенных платежей.
При этом суды сделали вывод о том, что Таможня в нарушение части 7 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) и Порядка взаимодействия таможенных органов при реализации решения (решений) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, утвержденного приказом ФТС России от 20.04.2011 N 823, не составила акт таможенной проверки и не приняла решения в сфере таможенного дела, а составленные таможенным органом документы не содержат подробного расчета подлежащих уплате таможенных платежей. В связи с этим суды признали оспариваемое требование Таможни недействительным.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, считает, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене в связи с нарушением норм материального права.
Ввезенный Обществом товар помещен под таможенный режим "временный ввоз" 19.05.2008.
Под временным ввозом понимается таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (статья 209 Таможенного кодекса Российской Федерации).
В период помещения указанного товара под таможенный режим "временный ввоз" действовало Постановление N 147, в силу пункта 2 которого в отношении транспортных средств (коды ТН ВЭД России 8701 20 101 3, 8704 23 910 8, 8716 39 300 1, 8716 39 300 2, 8716 39 590 1), ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим временного ввоза, предоставляется полное освобождение от таможенных пошлин и налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров.
С 1 июля 2010 года на территории Российской Федерации применяется Таможенный кодекс Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 6 статьи 370 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары, помещенные до вступления в силу названного Кодекса под таможенные режимы временного ввоза и временного вывоза в Республике Беларусь и Российской Федерации, со дня вступления в силу данного Кодекса признаются помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). В отношении этих товаров применяются положения означенного Кодекса и (или) иных актов таможенного законодательства Таможенного союза с учетом частей второй и третьей указанной статьи.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что для Общества в отношении спорного транспортного средства сохраняется полное условное освобождение от уплаты таможенных платежей, которое предоставлено ему при ввозе товара.
Согласно Постановлению N 147 обязательным условием для освобождения от обложения таможенными пошлинами и налогами указанных в нем транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, является использование указанных транспортных средств исключительно в международных перевозках товаров и пассажиров.
В соответствии со статьей 2 ТК ТС единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Таким образом, территории Республики Беларусь и Российской Федерации в силу указанной нормы составляют единую таможенную территорию Таможенного союза.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, транспортное средство, ввезенное Обществом, начало и окончило перевозку товара на территории Таможенного союза по маршруту Могилев - Калининградская область.
В связи с этим Таможня посчитала, что в данном случае имела место внутренняя перевозка, а следовательно, Общество нарушило условия применения предоставленного ему полного освобождения от уплаты таможенных платежей, предусмотренного Постановлением N 147.
В целях реализации названного постановления Правительства Российской Федерации Минтрансом России и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации издан совместный приказ N 187/970, согласно которому документами, подтверждающими использование для международных перевозок товаров указанных транспортных средств, являются товарно-транспортные накладные (CMR), предусмотренные Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов, а также любые другие транспортные документы, подтверждающие наличие договора международной перевозки товаров. Допускается использование транспортного средства для внутренней перевозки груза при условии, что внутренняя перевозка производится из места завершения международной перевозки груза до места или по возможности близко к месту, где транспортное средство должно загружаться товаром, предназначенным для вывоза с таможенной территории Российской Федерации.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки" предусмотрено, что в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза до вступления в силу названного решения, сохраняются условия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) до истечения заявленного срока временного ввоза.
Кроме того, данным решением определено понятие международной перевозки грузов, под которой понимается перевозка, начинающаяся и (или) завершающаяся за пределами таможенной территории Таможенного союза.
Общество ссылается на то, что осуществленная им перевозка производилась из места завершения международной перевозки груза до места, где транспортное средство должно было загружаться товаром, предназначенным для вывоза с территории Таможенного союза.
В данном случае судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Общество не представило доказательств осуществления им перевозки по территории Таможенного союза из места завершения международной перевозки груза, поэтому данная перевозка по смыслу приведенных норм права является внутренней.
При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что Общество совершило операцию, которая может быть квалифицирована как внутренняя перевозка для целей таможенного регулирования, тем самым не выполнило условия освобождения от уплаты таможенной пошлины и налогов.
В то же время вывод судов о нарушении таможенным органом порядка проведения проверки и, как следствие, порядка направления оспариваемого требования об уплате таможенных платежей следует признать ошибочным.
Статьей 110 ТК РФ определены формы таможенного контроля, к которым кроме прочих относятся проверка документов и сведений и таможенная проверка.
При этом согласно пункту 7 статьи 122 ТК ТС таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки.
Суды указывают, что Таможня на основании статьи 131 ТК ТС провела камеральную таможенную проверку.
Однако, как видно из акта проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 03.04.2013 N 10226000/010/030413/А0001, таможенный орган, руководствуясь статьями 110 и 111 ТК ТС, осуществил в отношении Общества проверку документов и сведений и по ее результатам составил данный акт.
В обоснование необходимости принятия решения в сфере таможенного дела после составления акта по результатам проведенной проверки суды ссылаются на часть 7 статьи 152 Закона N 311-ФЗ, которой предусмотрено, что при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (соответствующих решений) в сфере таможенного дела.
Очевидно, что данная норма также регулирует проведение именно такой формы таможенного контроля, как таможенная проверка, а не проверку документов и сведений.
Вместе с тем частью 6 статьи 152 Закона N 311-ФЗ установлено, что обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Кроме того, пунктами 25 и 27 Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, утвержденного приказом ФТС России от 25.08.2009 N 1560 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 20.11.2009 N 15262; далее - Приказ ФТС N 1560), предусмотрено, что результаты проведения проверки оформляются актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, согласно образцу, приведенному в приложении N 1 к данному Порядку. Не позднее одного дня, следующего за днем составления названного акта, структурное подразделение направляет докладную записку на имя начальника таможенного органа либо заместителя начальника таможенного органа по направлению деятельности, в которой излагает выводы и предложения по результатам проверки. К докладной записке прикладывается акт.
Начальник таможенного органа рассматривает представленную информацию и принимает соответствующее решение.
Согласно пунктам 2 и 3 Порядка составления акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, утвержденного приказом ФТС России от 30.12.2010 N 2708 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 09.02.2011 N 19769; далее - Приказ ФТС N 2708) подразделение таможни, выявившее нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме направляет на имя начальника (заместителя начальника) таможенного органа документ, составленный по результатам проведения указанного таможенного контроля с приложением к нему всех имеющихся материалов, подтверждающих изложенные в нем сведения, свидетельствующие о нарушении таможенного законодательства и необходимые для расчета сумм подлежащих уплате таможенных платежей и сроков их уплаты.
Формирование и направление документов может осуществляться в электронном виде с их последующей досылкой на бумажном носителе.
Не позднее одного рабочего дня со дня получения документа, составленного по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, начальник (заместитель начальника) таможенного органа дает письменное поручение подразделениям таможенного органа в части их компетенции в течение одного рабочего дня со дня получения письменного поручения начальника (заместителя начальника) таможенного органа предоставить информацию по факту задолженности в подразделение таможенных платежей, а также подразделению таможенных платежей провести проверку факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.
По смыслу приведенных положений при осуществлении таможенного контроля в форме проверки документов и сведений после выпуска товаров по результатам проверки составляется акт соответствующей формы (акт от 03.04.2013 N 10226000/010/030413/А0001; листы дела 52 и 53) и этот акт вместе с докладной запиской и материалами проверки направляется начальнику таможенного органа или его заместителю для принятия решения о дальнейших действиях. Причем такое решение (поручение подразделениям таможенного органа в части их компетенции) может быть реализовано путем наложения резолюции на представленной докладной записке.
В данном случае акт проверки документов и сведений согласован начальником таможенного органа и очевидно, что было принято решение о направлении указанного акта в отдел таможенных платежей Таможни для проведения проверки факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, поскольку по результатам такой проверки составлен акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 08.04.2013 N 10226000/080413/0000050.
Кроме того, правильное оформление внутреннего взаимодействия структурных подразделений Таможни (наличие или отсутствие докладной записки и/или резолюции начальника таможенного органа) в данном случае не указывает на отсутствие решения уполномоченного лица таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Принятие в этой ситуации формализованного решения о взыскании неуплаченных таможенных платежей, как на это указывают суды первой и апелляционной инстанции, действующим таможенным законодательством не предусмотрено.
Суды также ссылаются на то, что ни акт проверки документов и сведений после выпуска товаров, ни акт об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей не содержат подробного расчета подлежащих уплате таможенных платежей, что лишает суд возможности проверить обоснованность произведенных начислений таможенных платежей.
Арбитражный суд в силу части 2 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства, необходимые для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом.
Кроме того, согласно части 6 статьи 200 АПК РФ в случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.
Поэтому, если судам не хватало какого-либо доказательства для проверки обоснованности произведенных начислений таможенных платежей, они были вправе истребовать их у таможенного органа.
Вместе с тем имеющиеся в материалах дела акты Таможни полностью соответствуют формам таких актов, утвержденным Приказами ФТС N 1560 и 2708. Более того, в акте об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей (лист дела 54 с оборотом) имеется расчет подлежащих уплате таможенных платежей в том виде, какой требуется Приказом ФТС N 1560.
Общество в отзыве на кассационную жалобу указывает, что Таможня, руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 283 ТК ТС, неправомерно установила срок уплаты таможенных платежей с даты регистрации грузовой таможенной декларации, поскольку в данном случае применению подлежал последний абзац подпункта 3 пункта 3 статьи 283 ТК ТС.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 283 ТК ТС в случае совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, ввозные таможенные пошлины, налоги при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с использованием таких льгот, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, подлежат уплате в первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен, в день регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Общество полагает, что поскольку им нарушены именно ограничения по пользованию товарами, помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), а не условия, при которых товары помещались под таможенную процедуру, то сроком уплаты таможенных платежей в данном случае является первый день совершения указанных действий.
Однако в рассматриваемом случае товар помещался под таможенный режим "временный ввоз" (как было указано выше, после 01.07.2010 считается помещенным под таможенную процедуру временного ввоза (допуска") с полным освобождением от уплаты таможенных платежей под условием использования его только в международных перевозках.
Подпункт 3 пункта 3 статьи 283 ТК ТС распространяется на случаи частичного освобождения от уплаты таможенных платежей, а в данном случае имело место полное освобождение от уплаты таможенных платежей.
Подпунктом 4 пункта 3 статьи 283 ТК ТС предусмотрено, что в случае нарушения условий, при которых товары помещались под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в день регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Таким образом, Таможня правомерно, на основании подпункта 4 пункта 3 статьи 283 ТК ТС определила как срок уплаты таможенных платежей день регистрации таможенным органом таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Иных доводов относительно размера подлежащих уплате таможенных платежей Общество не приводит.
Суд кассационной инстанции считает, что у Таможни имелись правовые и фактические основания для направления Обществу требования от 11.04.2013 N 10226000/110413/0000062 и порядок его направления таможенным органом не нарушен.
При таких обстоятельствах решение от 16.08.2013 и постановление от 20.11.2013 подлежат отмене в связи с неправильным применением судами норм материального права и несоответствием их выводов, изложенных в судебных актах, доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 16.08.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу N А21-4017/2013 отменить.
В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Интер-Трасса", место нахождения: 236005, Калининград, Транспортная ул., д. 17А, ОГРН 1023901654831, отказать.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.