28 февраля 2014 г. |
Дело N А26-3134/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Журавлевой О.Р., Морозовой Н.А.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску Максимовой Н.А. (доверенность от 30.12.2013 N 1.4-20/02),
рассмотрев 27.02.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.07.2013 (судья Васильева Л.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2013 (судьи Третьякова Н.О., Згурская М.Л., Сомова Е.А.) по делу N А26-3134/2013,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Анлайк", место нахождения: 185001, г.Петрозаводск, Ведлозерская ул., д. 4, кв. 7, ОГРН 1111001013056 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску, место нахождения: 185031, Республика Карелия, г.Петрозаводск, Московская ул., д. 12А, ОГРН 1041000270024 (далее - Инспекция, налоговый орган), от 29.01.2013 N 3.3-05/19 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 22.07.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 01.11.2013 решение суда от 22.07.2013 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 22.07.2013 и постановление от 01.11.2013 и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований ООО "Анлайк".
По мнению подателя жалобы, Общество в нарушение пункта 4.1 статьи 161, статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) необоснованно включило в состав вычетов суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по эпизоду приобретения имущества открытого акционерного общества "Судостроительный завод "Авангард" (далее - ОАО "Судостроительный завод "Авангард"), признанного банкротом.
Податель жалобы, считает, что Общество является налоговым агентом с момента приобретения имущества у ОАО "Судостроительный завод "Авангард" и право на вычет сумм НДС, указанных в счетах-фактурах, возникает у него только после уплаты налога в бюджет и при условии, что имущество приобретено для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения. В связи с этим в случае перечисления должнику Обществом стоимости имущества без уплаты налога в бюджет данные суммы у последнего вычету не подлежат.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной декларации Общества по НДС за II квартал 2012 года. По результатам проверки составлен акт от 05.12.2012 N 3.3-06/5363, в котором отражены выявленные нарушения, в том числе неправомерное предъявление налоговых вычетов по счетам-фактурам, выставленным ОАО "Судостроительный завод "Авангард", признанным несостоятельным (банкротом). Налоговый орган также пришел к выводу о том, Общество не исчислило НДС за II квартал 2012 года, подлежащий уплате в бюджет, и НДС, подлежащий уплате в бюджет налоговым агентом.
На основании акта Инспекция приняла решение от 29.01.2013 N 3.3-05/19 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Обществу предложено уплатить недоимку в сумме 17100 руб. НДС и 80 176 руб. НДС, подлежащего уплате в бюджет налоговым агентом. Кроме того, Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и статьей 123 НК РФ в виде взыскания 19 455 руб. 20 коп. штрафа, и ему начислено 4 275 руб. 80 коп. пеней.
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия решением от 29.03.2013 N 13-09/02742 оставило решение Инспекции без изменения.
Общество оспорило решение Инспекции от 29.01.2013 N 3.3-05/19 в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление налогоплательщика
Кассационная инстанция, рассмотрев кассационную жалобу и материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Судами обеих инстанций установлено и материалам дела подтверждается, что решением Арбитражного суда Республики Карелия от 09.03.2010 по делу N А26-6922/2008 ОАО "Судостроительный завод "Авангард" признано несостоятельным (банкротом).
В процессе конкурсного производства между ОАО "Судостроительный завод "Авангард" (продавцом) и Обществом (покупателем) были заключены договоры от 10.04.2012 N 9, от 18.04.2012 N12, от 25.05.2012 N 17, от 13.06.2012 N20 купли-продажи имущества на сумму 525 600 руб. 11 коп.
Стоимость приобретенного имущества Общество оплатило платежными поручениями от 18.04.2012 N 35, от 12.04.2012 N 34, от 23.04.2012 N 37, от 26.04.2012 N 38, от 29.05.2012 N 39, от 31.05.2012 N 39, от 13.06.2012 N 42. Счета-фактуры выставлены с выделенным НДС.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами.
При этом вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В пункте 1 статьи 169 НК РФ установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с названным Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
В силу пункта 4.1 статьи 161 НК РФ (в редакции Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ) с 01.10.2011 при реализации на территории Российской Федерации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждой операции по реализации указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества и(или) имущественных прав, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
По мнению налогового органа, с учетом положений пункта 4.1 статьи 161, пункта 3 статьи 171 НК РФ покупатели имущества должников, признанных банкротами, являются налоговыми агентами, и, следовательно, право на вычет сумм НДС, указанных в счетах-фактурах, возникает у покупателя только после уплаты им налога в бюджет.
Вместе с тем согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 11 "Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом" (далее - Постановление N 11), признание должника банкротом означает установление невозможности выполнения им своих обязательств в обычном порядке и полного удовлетворения всех требований кредиторов, в том числе по обязательным платежам (статья 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; далее - Закон о банкротстве). В связи с этим для конкурсного производства предусмотрены особые правила распределения имеющегося у должника имущества (конкурсной массы), в том числе очередность удовлетворения требований всех его кредиторов.
Применяя нормы об очередности удовлетворения требований кредиторов при банкротстве, а также правила пункта 4 статьи 161 (в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ) и пункта 4.1 статьи 161 НК РФ (в редакции Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ), судам необходимо руководствоваться следующим.
Исходя из положений статьи 163 и пункта 4 статьи 166 НК РФ НДС в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) должника, признанного банкротом, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 НК РФ, с учетом того, что требование об уплате названного налога согласно абзацу пятому пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве относится к четвертой очереди текущих требований. Цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания НДС) покупателем имущества должнику или организатору торгов, а также организатором торгов - должнику; эта сумма распределяется по правилам статей 134 и 138 Закона о банкротстве.
В силу пункта 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, принимаемые в виде постановлений Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, обязательны для арбитражных судов.
При таких обстоятельствах суды правомерно учли правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении N 11, не противоречащую в изложенной части приведенным выше положениям Закона о банкротстве.
Суды обеих инстанций полно и объективно исследовали все обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства, не допустили нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, поэтому основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.07.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2013 по делу N А26-3134/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.