В соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 24 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1047, приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 29.09.2021 N ВБ-853фс "Об организации работы по обобщению правоприменительной практики", приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта за 2024 год (далее - Доклад по обобщению правоприменительной практики).
2. Начальнику Управления государственного морского и речного надзора (А.И. Забурденко) обеспечить размещение Доклада по обобщению правоприменительной практики на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 3-дневный срок со дня утверждения.
Руководитель |
В.Ф. Басаргин |
Утвержден
приказом Ространснадзора
от 25.02.2025 N ВБ-54фс
Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта за 2024 год
I. Общие положения
Доклад о результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта подготовлен в соответствии с требованиями статьи 47 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Федеральный государственный контроль (надзор) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта (далее - Федеральный контроль) осуществляется Управлением государственного морского и речного надзора (далее - Госморречнадзор, Управление) в соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1047 (далее - Положение).
Управление осуществляет свою деятельность непосредственно, во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата Ространснадзора и его территориальными органами, а также во взаимодействии со структурными подразделениями Минтранса России, с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Федеральный контроль осуществляется следующими территориальными подразделениями Госморречнадзора, входящими в состав межрегиональных территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере транспорта:
- Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу (МТУ Ространснадзора по ЦФО);
- Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Западному федеральному округу (МТУ Ространснадзора по СЗФО);
- Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Южному федеральному округу (МТУ Ространснадзора по ЮФО);
- Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому федеральному округу (МТУ Ространснадзора по ПФО);
- Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Сибирскому федеральному округу (МТУ Ространснадзора по СФО);
- Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Уральскому федеральному округу (МТУ Ространснадзора по УФО);
- Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (МТУ Ространснадзора по ДФО);
- Каспийским отделом Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу (МТУ Ространснадзора по СКФО).
Предметом Федерального контроля является:
а) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований, установленных международными договорами Российской Федерации в области торгового мореплавания и судоходства, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области безопасности торгового мореплавания, внутреннего водного транспорта, безопасности судоходных и портовых гидротехнических сооружений (далее - обязательные требования), в том числе требований:
к обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации морских судов, судов внутреннего водного транспорта, судов смешанного (река-море) плавания, иных плавучих объектов морского и внутреннего водного транспорта;
к обеспечению готовности сил и средств функциональной подсистемы организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море, в поисково-спасательных районах Российской Федерации единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
к обеспечению готовности сил и средств функциональной подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море, во внутренних морских водах и на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;
к обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры морского пассажирского и внутреннего водного транспорта и предоставляемых услуг;
к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
к организации и осуществлению лоцманской проводки морских судов и судов по внутренним водным путям;
к обеспечению безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства;
к обеспечению безопасности судоходных и портовых гидротехнических сооружений;
б) соблюдение капитанами морских портов требований в области торгового мореплавания в части деятельности капитанов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту;
в) соблюдение капитанами бассейнов внутренних водных путей требований к деятельности по осуществлению государственного портового контроля;
г) соблюдение администрациями бассейнов внутренних водных путей обязательных требований к деятельности по осуществлению навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов на внутренних водных путях;
д) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (лицензиатами), осуществляющими деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров, деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, лицензионных требований к соответствующим видам деятельности;
е) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;
ж) соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта", технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта".
Объектами Федерального контроля являются:
а) деятельность по перевозке пассажиров морским и внутренним водным транспортом;
б) деятельность по перевозке опасных грузов морским и внутренним водным транспортом;
в) деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом;
г) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;
д) судоходные и портовые гидротехнические сооружения и деятельность по их эксплуатации;
е) деятельность по осуществлению лоцманской проводки судов;
ж) деятельность по обеспечению доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта и предоставляемых услуг;
з) деятельность по содержанию судовых ходов и навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов на внутренних водных путях;
и) деятельность капитанов морских портов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту;
к) деятельность капитанов бассейнов внутренних водных путей по соблюдению требований к осуществлению государственного портового контроля;
л) деятельность по осуществлению поиска и спасания людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации;
м) деятельность по организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности;
н) деятельность по организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и внутреннего водного транспорта.
1.1. Контрольно-надзорная деятельность Госморречнадзора
По состоянию на 01.01.2025 Управлению государственного морского и речного надзора в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта подконтрольна деятельность более пяти с половиной тысяч контролируемых лиц и более 11400 объектов контроля.
В 2024 году территориальными подразделениями Госморречнадзора проведено 10331 контрольное (надзорное) мероприятие, что на 49% больше, чем за 2023 год.
Количество контрольных мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемыми лицами, продолжает увеличиваться год от года и в 2024 году составило 10262 мероприятия (рост к 2023 г. на 49%).
Количество выявленных нарушений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий выросло по сравнению с 2023 годом на 22%.
За 2024 год инспекторами Госморречнадзора было возбуждено 1972 дела об административных правонарушениях (в 2023 г. - 1454, рост на 36%). Привлечено к административной ответственности 2956 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, должностных и физических лиц (рост к 2023 г. на 15%).
Общая сумма наложенных штрафов (за вычетом обжалованных) составила более 45,1 млн рублей (рост к 2023 г. на 45%). Взыскиваемость наложенных штрафов по статьям прямого действия составила 101,9%.
На 57% по сравнению с 2023 годом увеличилось количество выданных представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (с 486 до 763 ед.).
В 2024 году центральным аппаратом Госморречнадзора было рассмотрено 42 декларации безопасности судоходных гидротехнических сооружений. Из них 29 деклараций безопасности были утверждены, по 13 декларациям отказано в утверждении. Кроме того, рассмотрены и согласованы 30 проектов строительства искусственных земельных участков.
По состоянию на 01.01.2025 доля устраненных нарушений от общего количества выявленных нарушений, срок устранения по которым уже наступил (включая выявленные в прошлом году и не устраненные по состоянию на начало текущего года), составила 101%.
Приказом Минтранса России от 01.10.2024 N 342 "О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере транспорта федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта (за исключением обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства), утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 августа 2023 г. N 291" перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований на водном транспорте расширен до 7 индикаторов.
В 2024 году Госморречнадзором на основании срабатывания индикаторов риска проведено 27 внеплановых контрольных (надзорных) мероприятия (67,5% от всех проведенных внеплановых проверок), в ходе которых выявлено более 50 нарушений обязательных требований.
1.2. Контроль в области обесценения безопасности судоходных и портовых гидротехнических сооружений
По состоянию на 01.01.2025 поднадзорными Ространснадзору являются 741 судоходное гидротехническое сооружение (далее - СГТС), в том числе 114 гидроузлов, включающих в себя 349 судоходных гидротехнических сооружений, подлежащих декларированию, что составляет 47% от общего количества сооружений, расположенных в 22 субъектах Российской Федерации.
Кроме того, подконтрольными Ространснадзору являются 2491 морских портовых ГТС и 2111 речных портовых ГТС.
В 2024 году сотрудниками Госморречнадзора проведено 30 регулярных обследований судоходных гидротехнических сооружений.
Сотрудниками центрального аппарата Управления государственного морского и речного надзора в 2024 году было рассмотрено 42 декларации безопасности гидротехнических сооружений. Из них утверждено 29, отказано в утверждении 13 деклараций безопасности судоходных гидротехнических сооружения.
Основными причинами отказов являются неправильный расчет технического состояния и уровня безопасности в декларациях безопасности гидротехнических сооружений.
В 2024 году по сравнению с 2023 годом количество задекларированных гидротехнических сооружений увеличилось на 2%.
По сравнению с 2023 годом в отношении изменений технического состояния и уровня безопасности количество СГТС, находящихся в нормальном уровне безопасности, увеличилось на 6%, а количество СГТС, находящихся в работоспособном техническом состоянии, увеличилось на 5%.
Количество гидротехнических сооружений, находящихся в предаварийном техническом состоянии и с неудовлетворительным уровне безопасности снизилось в 2024 году на 37% по сравнению с 2023 годом.
1.3. Результаты разрешительной деятельности на водном транспорте
По состоянию на 01.01.2025 общее количество действующих лицензий на морском и внутреннем водном транспорте составило 4167.
В 2024 году количество поданных заявлений на оказание государственных услуг в сфере водного транспорта посредством ЕПГУ составило 100% (в 2023 году данный показатель составлял 97%, в 2022 году - 55%).
С сентября 2024 года на ЕПГУ в режиме "24 часа в сутки - 7 дней в неделю" по всем видам государственных услуг по лицензированию на водном транспорте реализовано предоставление сведений о конкретной лицензии в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
В 2024 году территориальными подразделениями Ространснадзора было предоставлено 470 лицензий на водном транспорте и внесено 846 изменений в реестр лицензий по заявлениям лицензиатов.
В 144 случаях при проведении оценки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям были выявлении нарушения и отказано в предоставлении/внесении изменений в реестр лицензий.
За 2024 год прекращено действие 154 лицензий в связи с прекращением лицензируемого вида деятельности, предоставлено 1265 выписок из реестра лицензий и 422 справки об отсутствии запрашиваемых сведений или невозможности определения конкретного лицензиата.
В 2024 году центральным аппаратом Госморречнадзора рассмотрено 3 заявления о принятии решений о временном переводе судов под флаг иностранного государства. По результатам рассмотрения принято 3 положительных решения.
Кроме того, в рамках реализации федерального проекта "Государство для людей" прошли проверку в лаборатории пользовательского тестирования и получили от Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации сертификаты на соответствие принципам и стандартам клиентоцентричности следующие государственные услуги Госморречнадзора:
- Лицензирование деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров (сертификат N 2024-038 с интегральным уровнем соответствия 65%);
- Лицензирование деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов (сертификат N 2024-047 с интегральным уровнем соответствия 65%);
- Лицензирование деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (сертификат N 2024-031 с интегральным уровнем соответствия 70%);
- Лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах (сертификат N 2024-052 с интегральным уровнем соответствия 75%).
1.4. Специальный режим осуществления государственного контроля (надзора) "постоянный рейд"
Постоянный рейд позволяет осуществлять наблюдение за состоянием безопасности на водных объектах, на участках и в акваториях, где деятельность водного транспорта связана с повышенными рисками наступления негативных и опасных последствий в случае нарушения установленных правил и несоблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации.
В рамках проведения постоянных рейдов за 2024 год территориальными подразделениями Госморречнадзора проведено 3207 мероприятий в отношении более 6700 объектов контроля, что на 22% больше, чем в 2023 году.
Анализ динамики показывает повышение результативности постоянных рейдов. Количество выявленных нарушений за 2024 год увеличилось на 42% по сравнению с 2023 годом. В отношении нарушителей помимо мер административного характера применялись профилактические меры.
1.5. Дистанционный контроль
Комплексная информационная система мониторинга речного транспорта (Система, КИС МРТ) обладает интеллектуальным функционалом, позволяющим следить за движением судов, определять и фиксировать факты нарушения судном общих правил плавания и стоянки на участках с интенсивным судоходством.
При нарушениях установленной скорости движения, правил расхождения и стоянки судов на речном транспорте Система идентифицирует объект (тип, назначение, принадлежность судна). Она оснащена постоянно актуализируемой справочной информацией о судах, статусах прохождения технического освидетельствования, наличия лицензий, данными о причалах, расписании маршрутов и прочими данными. Система архивирует и обрабатывает фрагмент нарушения, формирует видеофайл и передает его в Ространснадзор.
В настоящее время в черте города Москвы функционирует более 300 камер, имеющих широкий секторальный обзор, а также 5 береговых комплексов автоматических идентификационных систем (АИС) для контроля за движением, швартовкой и стоянкой судов.
Все 45 причалов города обеспечены видеонаблюдением с диагностикой событий. Проводятся ежедневные рейды по осмотрам причалов. Также организован ситуационный центр в режиме 24/7 с диспетчерами причалов и дежурной сменой, контролирующей события в акватории города Москвы.
В рамках заключенного с ГКУ ЦОДД соглашения об информационном взаимодействии и дистанционному мониторингу в 2024 году поступило 34 информационных письма, содержащих более 70 видеособытий с возможными нарушениями законодательства, зафиксированных КИС МРТ, при рассмотрении которых было вынесено 40 постановлений на общую сумму штрафа 290 500 р., из которых взыскано с учетом скидки 147 750 р.
Кроме того, в 2024 году проводилась работа по распространению дистанционного мониторинга на внутренние водные пути в г. Санкт-Петербурге и на озере Байкал.
На внутренних водных путях в г. Санкт-Петербурге прорабатываются места размещения камер видеонаблюдения в количестве 1061 штук.
Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга совместно с СПБ ГКУ "Агентство внешнего транспорта" была разработана адресная программа ("дорожная карта") по установке камер видеонаблюдения для охвата акватории реки Невы в пределах города, а также рек и каналов Санкт-Петербурга.
В целях реализации системы дистанционного контроля и мониторинга безопасности объектов внутреннего водного транспорта и транспортной инфраструктуры озера Байкал определены места для расположения 14 камер видеонаблюдения со сбором статистической информации о нарушениях законодательства Российской Федерации в области внутреннего водного транспорта, которые в дальнейшем планируется установить в три этапа до конца 2025 года.
II. Типичные нарушения обязательных требований на водном транспорте
2.1. В сфере безопасности мореплавания и судоходства
Нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном на морском, внутреннем водном транспорте правил плавания и стоянки судов, входа судов в порт и выхода их из порта.
Ответственность предусмотрена ч. 1 и ч. 2 ст. 11.7 КоАП РФ.
В 2024 году - 23,5% от всех выявленных нарушений.
Нарушение правил эксплуатации судов (управление судном, не несущим бортовых номеров или обозначений или с нарушением норм пассажировместимости, а также управление судном лицом, не имеющим права управления этим судном).
Ответственность предусмотрена ч. 1 и ч. 2 ст. 11.8 КоАП РФ.
В 2024 году - 17,2% от всех выявленных нарушений.
Выпуск в плавание судна лицом, ответственным за его эксплуатацию, без документов, удостоверяющих принадлежность судна, годность его к плаванию, либо с неукомплектованным экипажем, либо при несоответствии технического состояния судна имеющимся документам, либо с нарушением установленных правил загрузки, норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания.
Ответственность предусмотрена ч. 1 и ч. 2 ст. 11.13 КоАП РФ.
В 2024 году - 8,3% от всех выявленных нарушений.
2.2. В сфере безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений
Несоответствие причалов, гидротехнических сооружений или осуществляемой деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623, Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 620.
Ответственность предусмотрена ч. 1 и ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ.
В 2024 году - 32,3% от всех выявленных нарушений.
III. Анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба)
3.1. Аварийность на водном транспорте
Ключевым показателем безопасности на морском и внутреннем водном транспорте является состояние аварийности.
Вместе с тем, в 2024 году Госморречнадзором принято к учету и расследовано 46 аварий с судами торгового мореплавания, при которых погибло 7 членов экипажа и 2 члена экипажа были тяжело травмированы (в 2023 году произошло 33 аварии, погибло 4 члена экипажа и 2 члена экипажа были тяжело травмированы).
В 2024 году на внутренних водных путях РФ принято к учету и расследовано 3 транспортных происшествия, классифицированных как авария, из которых 1 авария повлекла тяжелую травму 2 человек, гибели людей не зафиксировано (в 2023 году произошло 4 аварии, в которых погибло 2 человека, случаев травматизма на внутреннем водном транспорте не зафиксировано).
Анализ причин аварийности на море свидетельствует о том, что в большинстве случаев (более 80%) причиной происшествий стал человеческий фактор. Практически все случаи, отнесенные по виду к навигационным (столкновения судов, посадками судов на мель, навалы), явились следствием невыполнения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представлен доклад по итогам госконтроля в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта за 2024 г. Обозначены типичные нарушения.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 25 февраля 2025 г. N ВБ-54фс "Об утверждении Доклада о результатах обобщения правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области торгового мореплавания и внутреннего водного транспорта за 2024 год"
Опубликование:
-