19 марта 2014 г. |
Дело N А05-2646/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Дмитриева В.В., Сосниной О.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Архангельская областная топливно-энергетическая компания "Архоблтоппром" Акимовой В.Л. (доверенность от 25.11.2013),
рассмотрев 19.03.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала - Северной железной дороги на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2013 по делу N А05-2646/2013 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Романова А.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Архангельская областная топливно-энергетическая компания "Архоблтоппром", место нахождения: г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1022900534766 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", место нахождения: Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295 (далее - Общество), о взыскании 18 529 руб. 31 коп. неосновательного обогащения, возникшего в результате необоснованного списания платежей за подачу и уборку вагонов по договору от 24.10.2012 N 6-223/5.
Решением от 27.06.2013 (судья Куницына Л.Л.) суд обязал Общество в течение десяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения восстановить на лицевом счете Компании в Технологическом центре по обработке перевозочных документов N 1 (далее - ТехПД-1) сумму 18 529 руб. 31 коп.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2013 решение от 27.06.2013 отменено на основании пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ. Апелляционный суд принял новый судебный акт, в соответствии с которым с Общества в пользу Компании взыскано 18 529 руб. 31 коп. неосновательного обогащения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемое постановление и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении иска.
Податель жалобы считает, что по условиям спорного договора в случае изменения среднесуточного количества поданных и убранных вагонов Общество вправе по окончании календарного года (с 01.01.2013) в одностороннем порядке установить другую группу железнодорожного пути необщего пользования и другой вариант оплаты.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Компании не согласился с доводами, изложенными в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части третьей статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (перевозчик), открытое акционерное общество "Северное речное пароходство" (пользователь) и Компания (грузополучатель) 24.10.2012 заключили договор N 6-223/5 на оказание услуг по подаче и уборке вагонов по станции Котлас-Северный Северной железной дороги, по условиям которого перевозчик собственным локомотивом осуществляет подачу вагонов грузополучателю на места выгрузки железнодорожного пути необщего пользования и уборку вагонов с этих мест.
Согласно условиям параграфа 13 договора сбор за подачу и уборку вагонов рассчитывается по ставкам таблицы 10 Тарифного руководства N 3 с учетом коэффициента доплат, определяемого по таблице N 13 Тарифного руководства N 3, за каждый выход локомотива.
Ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется исходя из среднесуточного количества поданных и убранных вагонов за каждый календарный год.
Перевозчик вправе в одностороннем порядке устанавливать на предстоящий период, в случае изменения среднесуточного количества поданных и убранных вагонов в установленном настоящим договором периоде, как другую группу железнодорожного пути необщего пользования, так и другой вариант оплаты, с уведомлением об этом грузополучателя.
Грузополучатель 14.01.2013 получил уведомление перевозчика об изменении с 01.01.2013 ставок сбора за подачу и уборку вагонов по договору, согласно которому сбор за 2013 год взыскивается по ставкам таблицы N 8, 3-ей группы (л.д. 25).
При этом перевозчик сослался на то, что согласно объему работы за 2012 год с 01.10.2012 по 31.12.2012 среднесуточное количество поданных и убранных вагонов составило 2,304 вагонов, что соответствует 3 группе железнодорожных путей необщего пользования.
Перевозчик в связи с односторонним изменением ставок сбора списал с лицевого счета грузополучателя в ТехПД-1 на основании счетов-фактур от 05.01.2013 N 000001000000635/0100000563 - 158 559 руб. 67 коп., от 05.02.2013 N 000001000000635/0100001071 - 129 096 руб. 25 коп., всего - 287 655 руб. 92 коп.
При этом, как следует из расчета перевозчика, не оспариваемого истцом, за январь 2013 года без изменения условий договора подлежало взысканию 118 239 руб. 30 коп., за февраль 2013 года - 150 887 руб. 31 коп., всего - 269 126 руб. 61 коп.
Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском к Обществу о взыскании разницы между фактически списанными с его лицевого счета в ТехПД-1 денежными средствами и стоимостью оказанных услуг без учета изменения размера сбора за подачу и уборку вагонов в сумме 18 529 руб. 31 коп. (287 655 руб. 92 коп. - 269 126 руб. 61 коп.).
Суд первой инстанции установил, что по условиям спорного договора ставка сбора определяется на основании среднесуточного количества поданных и убранных вагонов за календарный год, сделав вывод о том, что Общество необоснованно взыскало в 2013 году сбор за подачу и уборку вагонов по ставкам, исходя из перерасчета вагонооборота по итогам двух месяцев работы за 2012 год. Поскольку в данном случае нарушение прав истца выразилось в списании ответчиком денежных средств с лицевого счета в ТехПД-1, суд определил, что устранение данного нарушения возможно путем восстановления Обществом указанной суммы на лицевом счете Компании в ТехПД.
Решение суда отменено судом апелляционной инстанции по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 4 статьи 270 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции признал несоответствующим условиям договора установление перевозчиком среднесуточного количества поданных и убранных вагонов по результатам двух месяцев работы, указав, что за январь и февраль 2013 года с лицевого счета грузополучателя незаконно списаны спорные денежные средства, подлежащие взысканию с Общества в качестве неосновательного обогащения.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу статьи 55 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.
Согласно абзацу 3 статьи 58 УЖТ РФ за работу локомотивов, принадлежащих перевозчикам, по подаче и уборке вагонов перевозчиками взимается сбор с грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования по договору, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Стороны в параграфе 13 договора согласовали, что ставка сбора за подачу и уборку вагонов определяется исходя из среднесуточного количества поданных и убранных вагонов за каждый календарный год.
Перевозчик считает, что в зависимости от среднесуточного вагонооборота по итогам календарного года должна определяться группа подъездного пути, что влияет на порядок оплаты (абонентская - для 3-ей групп подъездного пути).
Кроме того, Общество полагает, что указанное условие договора позволяет ему изменять размер сбора за подачу и уборку вагонов в одностороннем порядке с наступлением нового календарного года независимо от фактического времени действия договора и продолжительности расчетного периода, истекшего до конца года, за который определяется среднесуточное количество поданных вагонов.
Между тем как суд первой, так и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что поскольку условиями названного параграфа 13 договора изменение сбора в последующем календарном году производится по итогам среднесуточного количества поданных и убранных вагонов за предыдущий календарный год, то является необоснованным изменение сбора в 2013 году лишь по итогам двух месяцев 2012 года, с учетом того, что спорный договор заключен 24.10.2012 и фактически работы осуществлены перевозчиком в ноябре и декабре календарного 2012 года.
Суд кассационной инстанции полагает возможным согласиться с данным выводом, поскольку спорное условие договора предполагает определение количества вагонов исходя из среднесуточного, то есть равномерного вагонооборота с учетом того, что в данном случае в последние два месяца 2012 года значительно увеличился вагонооборот Компании в связи с привязанностью к отопительному сезону (вагонооборот носит сезонный характер).
Принимая во внимание, что суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, подлежит оставлению без изменения постановление апелляционной инстанции.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2013 по делу N А05-2646/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.