Департамент регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение Департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края от 17 февраля 2025 г. N 45-05-11-248/25 по вопросам применения постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2024 г. N 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Постановление N 1875) и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Разработчиком Постановления N 1875 также является Минфин России.
Кроме того, Минфином России (письмо от 31 января 2025 г. N 24-01-06/8697) даны разъяснения о применении положений Постановления N 1875.
Так, согласно письму Минфина России от 31 января 2025 г. N 24-01-06/8697, запрет применяется в отношении товаров, работ, услуг, указанных в приложении N 1 к Постановлению N 1875 (далее - перечень N 1), ограничение - товаров, указанных в приложении N 2 к Постановлению N 1875 (далее - перечень N 2), преимущество - товаров, не указанных в перечне N 1 и N 2, а минимальная доля применяется отдельными заказчиками в отношении товаров, указанных в приложении N 3 к Постановлению N 1875 (далее - перечень N 3).
В перечнях N 1 - N 3 в графах "Наименование товара, работы, услуги" и "Наименование товара" (по аналогии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами, регулировавшими вопросы применения запрета, ограничения, преимущества) с учетом поступивших в Минфин России предложений федеральных органов исполнительной власти указаны группы товаров, работ, услуг, которые по общему правилу (за исключением отдельных позиций, в том числе касающихся медицинских изделий) являются наименованиями соответствующих группировок по ОКПД 2 (от подкласса до подкатегории).
В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования, в связи с чем группировка более высокого уровня включает в себя все входящие в нее группировки.
Таким образом, соответствующая "защитная" мера распространяется на всю указанную в позиции перечней N 1 - N 3 группу товаров, работ, услуг по ОКПД 2, то есть на все товары, работы, услуги, включенные в указанную в соответствующей позиции перечней N 1 - N 3 группировку по ОКПД 2.
Постановлением N 1875 "защитная" мера в виде преимущества введена исключительно в отношении товаров (товаров российского происхождения, в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
Соответственно, преимущество не применяется, если объектом закупки (предметом закупки) являются исключительно работы, услуги, при выполнении, оказании которых поставка товара заказчику не осуществляется.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Постановления N 1875 преимущество применяется, если объект закупки (предмет закупки) включает хотя бы один товар, не указанный в перечнях N 1 и N 2.
Включение в объект закупки (предмет закупки) товаров, указанных в перечнях N 1 и N 2, условием для применения преимущества не является.
Следовательно, преимущество применяется в любом из следующих случаев:
товар (товары), включенные в объект закупки (предмет закупки), не указан (не указаны) в перечнях N 1 и N 2;
объект закупки (предмет закупки) одновременно включает как товар, указанный в перечнях N 1 и N 2, так и товар, не указанный в таких перечнях.
Заказчик определяет и обосновывает начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальную цену единицы товара, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, начальную цену единицы работы, услуги в соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) и с учетом установленных особенностей определения цен.
Случаи, при которых особенности цен не применяются, установлены подпунктом "г" пункта 7 Постановления N 1875.
Согласно абзацу второму указанного подпункта особенности определения цен не применяются при осуществлении закупки товара, в отношении которого в соответствии с частью 22 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ установлен порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги.
Например, особенности определения цен не применяются в отношении:
лекарственных препаратов, в отношении которых установлен порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный приказом Минздрава России от 19 декабря 2019 г. N 1064н;
медицинских изделий, в отношении которых установлен порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий, утвержденный приказом Минздрава России от 15 мая 2020 г. N 450н.
Одновременно отмечаем, что Постановлением N 1875 в отношении лекарственных препаратов, входящих в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории Российской Федерации, предусматривается приравнивание заявки, содержащей предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из государств-членов Евразийского экономического союза, но все стадии производства которого на территории указанных государств не осуществляются, к заявке, содержащей предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства, в целях отклонения таких заявок в рамках ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Врио директора Департамента | А.А. Камалетдинова |
Минздрав выпустил разъяснения по применению национального режима при закупках лекарств и медицинских изделий.
Так, указано, что защитная мера в виде преимущества введена исключительно в отношении российских товаров. Она не применяется, если закупаются только работы и услуги, при выполнении и оказании которых поставка продукции не производится.
Для таких товаров не применяются особые правила ценообразования, поскольку их стоимость регулируется отдельными приказами Минздрава.
В разъяснениях также уделено внимание стратегическим лекарствам, производство которых должно быть обеспечено на территории России. Заявка, содержащая предложение о поставке препарата, который происходит из государств ЕАЭС, но все стадии производства которого на территории указанных государств не осуществляются, приравнивается к заявке с предложением о поставке иностранного товара.