31 марта 2014 г. |
Дело N А21-5372/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Самсоновой Л.А.,
судей Алешкевича О.А., Бухарцева С.Н.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области Рубинфайна А.А. (доверенность от 14.01.2014 N 03-11/00202),
рассмотрев 24.03.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 по делу N А21-5372/2013 (судьи Медведева И.Г., Глазков Е.Г., Копылова Л.С.),
установил:
Конкурсный управляющий Березина Татьяна Владимировна обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области (далее - МИФНС N 1, Инспекция) об отказе внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) изменения, касающиеся сведений о конкурсном управляющем муниципального унитарного предприятия муниципального образования "Светловский городской округ" "Светловское благоустройство" (далее - МУП МО "СГО" "Светловское благоустройство", Предприятие), и об обязании Инспекции внести в ЕГРЮЛ сведения о конкурсном управляющем МУП МО "СГО" "Светловское благоустройство" Березиной Татьяне Владимировне.
Решением от 30.08.2013 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением от 27.11.2013 апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и признал незаконными действия МИФНС N 1, связанные с отказом внести изменения в ЕГРЮЛ относительно конкурсного управляющего МУП МО "СГО" "Светловское благоустройство" Березиной Татьяны Владимировны, как несоответствующие Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) и Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ). Апелляционный суд также обязал МИФНС N 1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов конкурсного управляющего МУП МО "СГО" "Светловское благоустройство" Березиной Татьяны Владимировны и совершить действия по внесению в ЕГРЮЛ сведений, содержащих информацию о конкурсном управляющем МУП МО "СГО" "Светловское благоустройство" Березиной Татьяне Владимировне, как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы считает, что у регистрирующего органа обязанность внесения сведений в ЕГРЮЛ возникает исключительно при безусловном соблюдении указанного в Законе N 129-ФЗ порядка получения документов от заявителя. Инспекция полагает, что не подлежат применению положения письма Федеральной налоговой службы от 27.05.2005 N ЧД-06-09/439, поскольку данное письмо не содержит признаков нормативного правового акта.
В отзыве на кассационную жалобу Березина Т.В. просит оставить постановление апелляционного суда без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представители Березиной Т.В., надлежащим образом извещенной о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Калининградской области от 19.01.2011 по делу N А21-1807/2010 МУП МО "СГО" "Светловское благоустройство" (должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим Предприятия утверждена Колесникова Кристина Николаевна.
Определением того же суда от 15.10.2012 Колесникова К.Н. отстранена от исполнения обязанностей конкурсного управляющего. Определением от 29.10.2012 конкурсным управляющим утверждена Березина Татьяна Владимировна, которая письмом от 18.03.2013 направила в Инспекцию копию определения суда от 15.10.2012 по делу N А21-1807/2010 для внесения в ЕГРЮЛ сведений о конкурсном управляющем.
Письмом от 27.03.2013 N ЛТ-03-13/02796 Инспекция сообщила заявителю о необходимости представления заявления по форме Р14001 для осуществления регистрационных действий по внесению изменений в ЕГРЮЛ.
Березина Т.В. оспорила действия МИФНС N 1 об отказе внести в ЕГРЮЛ изменения, касающиеся сведений о конкурсном управляющем МУП МО "СГО" "Светловское благоустройство", в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, отметив, что заявитель, при обращении в регистрирующий орган, не представил заявление установленной формы.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявление Березиной Т.В., указав, что довод Инспекции о том, что при смене конкурсного управляющего и внесении в связи с этим в ЕГРЮЛ соответствующей записи требуется заявление по форме N Р14001 не основан на Законе N 129-ФЗ, а соответствующее решение налогового органа об отказе является незаконным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
Пунктом 2 статьи 126 Закона N 127-ФЗ предусмотрено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника.
Согласно пункту 1 статьи 127 Закона N 127-ФЗ при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 Закона N 127-ФЗ, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Закона N 127-ФЗ с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены данным Законом.
Согласно пункту 2 статьи 144 Закона N 127-ФЗ в случае освобождения конкурсного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей арбитражный суд утверждает нового конкурсного управляющего в порядке, установленном пунктом 1 статьи 127 названного Закона.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Законом N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
В соответствии с частью 9 "Методических разъяснений по заполнению форм документов, используемых для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 22.12.2004 N 6220 и действовавшим на момент подачи Березиной Т.В. заявления в Инспекцию (далее - Методические разъяснения), при уведомлении о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, конкурсного управляющего в регистрирующий орган представляется Уведомление (форма Р15002) о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего). Вместе с Уведомлением о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) представляется документ, подтверждающий формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора либо конкурсного управляющего.
Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) представляется в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, в котором сформирована ликвидационная комиссия или назначен ликвидатор.
Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) может быть представлено конкурсным управляющим в регистрирующий орган в случае принятия судом решения о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства (при наличии в нем сведений о конкурсном управляющем) или определения об утверждении кандидатуры конкурсного управляющего.
Таким образом, в соответствии с указанными Методическими разъяснениями вместе с определением суда о назначении конкурсного управляющего в регистрационный орган необходимо было представить уведомление о назначении конкурсного управляющего по утвержденной форме.
Суд апелляционной инстанции исходя из пункта 2 статьи 21 Закона N 129-ФЗ отметил, что регистрирующий (налоговый) орган вносит запись о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в случае применения процедуры банкротства на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства без представления заявления по форме N Р16001.
При этом апелляционный суд сослался на пункт 2 письма Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области от 27.05.2005 N 19-07/05171@ "О внесении записей в ЕГРЮЛ при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства" (далее - Письмо N 19-07/05171@), в котором указано, что принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом равнозначно принятию решения о ликвидации юридического лица и является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи по форме N Р15001, а также отмечено, что при наличии в регистрирующем органе только определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства регистрирующий орган не вправе требовать представления иных документов (в том числе вышеназванных уведомлений по формам N Р15001 и Р15002) для внесения записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Учитывая вышеназванные нормы, суд апелляционной инстанции посчитал не основанным на положениях Закона N 129-ФЗ утверждение о том, что при смене конкурсного управляющего и внесении в связи с этим в ЕГРЮЛ соответствующей записи требуется заявление по форме N Р14001, а соответствующее решение налогового органа об отказе в этом незаконным.
Кассационная инстанция считает данный вывод апелляционного суда ошибочным, поскольку он противоречит прямым указаниям пункта 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ и Методическим разъяснениям (действовавшим на момент подачи заявления).
Суд первой инстанции правомерно установил, что в данном случае заявитель, обращаясь в регистрирующий орган, не представил заявление установленной формы.
В связи с указанными обстоятельствами суд первой инстанции правомерно отказал в признании незаконными действий Инспекции об отказе внести в ЕГРЮЛ изменения, касающиеся сведений о конкурсном управляющем МУП МО "СГО" "Светловское благоустройство", и обязании Инспекции внести в ЕГРЮЛ сведения о конкурсном управляющем МУП МО "СГО" "Светловское благоустройство" Березиной Т.В.
Таким образом, постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от от 27.11.2013 по делу N А21-5372/2013 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.08.2013 по делу N А21-5372/2013.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.