Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение. Разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата

Приложение

 

Разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата

 

Вопрос 1. Будут ли проводиться проверки государственных учреждений, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации для иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - государственный учреждения, проводящие экзамен) в 2025 году? Предусмотрено ли уведомление государственного учреждения о проведении проверки?

Ответ. В соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2021 г. N 1213 (далее соответственно - Положение N 1213, экзамен, государственный контроль (надзор) за проведением экзамена), в отношении государственных учреждений, проводящих экзамен, контрольные (надзорные) мероприятия, предусматривающие взаимодействие с контролируемым лицом, могут проводиться только в виде выездных проверок.

Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" предусматривает, что до 2030 года в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, планы проведения плановых проверок включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) проводятся по основаниям, в том числе:

наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям с учетом положений статьи 60 Федерального закона N 248-ФЗ;

поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ;

наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок;

выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований 1, или отклонения объекта контроля от таких параметров;

уклонение контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита.

Таким образом, контрольные (надзорные) мероприятия могут быть проведены только при наличии соответствующих оснований.

Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные Федеральным законом N 248-ФЗ, путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) через региональный портал государственных и муниципальных услуг.

Вопрос 2. Какие документы будет требовать контрольный (надзорный) орган в обязательном порядке при проведении проверки?

Ответ. В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ на официальном сайте Рособрнадзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещен и поддерживается в актуальном состоянии исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться контрольным (надзорным) органом у контролируемого лица при осуществлении государственного контроля (надзора) за проведением экзамена (https://obrnadzor.gov.ru/wp-content/uploads/2024/12/ischerpyvayushhij-perechen-svedenij-ekzamen.pdf).

Вопрос 3. Какие нарушения отмечались со стороны контролируемых лиц в рамках осуществления государственного контроля (надзора) за проведением экзамена?

Ответ. В рамках осуществления государственного контроля (надзора) за проведением экзамена наиболее часто выявлялись следующие нарушения обязательных требований:

- нарушение требований к составу комиссии по проведению экзамена (отсутствие профильного образования или дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации в области методики преподавания русского языка как иностранного и (или) тестологии);

- превышение максимальной продолжительности проведения экзамена (80 минут для разрешения на работу или патента и 90 минут для разрешения на временное проживание и вида на жительство);

- нарушение требований к видеофиксации, отсутствие на видео обязательных элементов, предусмотренных требованиями, в том числе:

идентификация иностранного гражданина;

не представляется член комиссии по проведению экзамена;

не фиксируется дата и место проведения экзамена;

нарушение требований по продолжительности видео;

- нарушение требований к оформлению ведомостей экзамена и протоколов комиссий по проведению экзаменов (отсутствие сведений, предусмотренных требованиями - неуказание места проведения экзамена, времени начала и окончания);

- нарушение сроков выдачи иностранным гражданам, успешно сдавшим экзамен, сертификатов о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента (далее - сертификат);

- нарушение порядка ведения книги учета и выдачи сертификатов (отсутствие сведений, предусмотренных требованиями - неуказание дат выдачи/вручения, регистрационных номеров, отсутствие подписей);

- невнесение или несвоевременное внесение сведений о сертификатах в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении".

Вопрос 4. Какая существует мера ответственности за нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) за проведением экзамена?

Ответ. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена административная ответственность за:

нарушение требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации (статья 19.30.1 КоАП);

непредставление или несвоевременное представление сведений либо нарушение порядка внесения сведений в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (в части сведений о выданных сертификатах о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации) (статья 19.30.2 КоАП).

 

------------------------------

1Приказ Рособрнадзора от 13 июня 2023 г. N 1070 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и выдаче иностранным гражданам сертификата".