Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 марта 2025 г. N 03-07-07/25797
Вопрос: Прошу разъяснить следующие вопросы:
1. Подлежит ли налогообложению НДС продажа жилых домов, если совокупный доход налогоплательщика за последние 12 месяцев превышает 60 млн рублей?
2. Применяется ли ограничение по статье 145 НК РФ (о лимите дохода 60 млн рублей) к операциям, освобожденным от НДС по статье 149 НК РФ?
3. Обязан ли налогоплательщик, осуществляющий только освобожденные от НДС операции (продажа жилых домов), подавать отчетность по НДС при превышении дохода в 60 млн рублей?
4. Произошли ли с 1 января 2025 года изменения в НК РФ, которые затрагивают порядок применения льготы по подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ? Если да, прошу указать конкретные изменения.
Ответ: В связи с обращениями Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса.
По вопросу применения индивидуальным предпринимателем, не имеющим с 1 января 2025 г. оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, предусмотренного пунктом 1 статьи 145 Кодекса для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации жилых домов отмечаем следующее.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 Кодекса операции по реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В связи с этим с 1 января 2025 г. вышеуказанный индивидуальный предприниматель вправе при реализации жилых домов применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Что касается величины доходов, не превышающей в совокупности 60 млн рублей, то согласно пункту 1 статьи 145 Кодекса при определении данной величины доходов не учитываются доходы в виде положительной курсовой разницы, предусмотренные пунктом 11 части второй статьи 250 Кодекса, и доходы в виде субсидий, признаваемые в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 271 Кодекса, при безвозмездной передаче в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав).
Кроме того, если индивидуальный предприниматель применял одновременно общий режим налогообложения и патентную систему налогообложения либо систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и патентную систему налогообложения, при определении вышеуказанной величины доходов учитываются доходы по обоим указанным налоговым режимам.
В случае, если индивидуальный предприниматель применяет (применял) в календарном году упрощенную систему налогообложения, патентную систему налогообложения, специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", при определении вышеуказанной величины доходов учитываются доходы по всем указанным специальным налоговым режимам.
При этом для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, иных особенностей определения суммы доходов, величина которой не превышает в совокупности 60 млн рублей, Кодексом не установлено.
В связи с этим индивидуальному предпринимателю, применяющему упрощенную систему налогообложения, при определении величины доходов, не превышающей в совокупности 60 млн рублей, следует учитывать доходы от операций по реализации товаров (работ, услуг), как подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) данным налогом.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Кузьмина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 марта 2025 г. N 03-07-07/25797
Опубликование:
-