16 апреля 2014 г. |
Дело N А66-15155/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Любченко И.С., судей Подвального И.О. и Савицкой И.Г.,
рассмотрев 14.04.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "ОТП Банк" на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.09.2013 (судья Бачкина Е.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Смирнова В.И.) по делу N А66-15155/2012,
установил:
Открытое акционерное общество "ОТП Банк" (место нахождения: 125171, Москва, Ленинградское шоссе, дом 16, литера А, строение 1, ОГРН 1027739176563; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (место нахождения: 170100, город Тверь, Советская улица, дом 23, ОГРН 1036900080722; далее - Управление) от 09.07.2012 по делу N 05-6/2-05-2012 о нарушении заявителем статей 5 и 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон "О рекламе").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 19.09.2013, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013, в удовлетворении требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона "О рекламе". По мнению подателя жалобы, поскольку информация о рекламируемой услуге на рекламном щите содержалась в полном объеме, а действующее законодательство не устанавливает требования к размеру шрифта, которым такая информация доводится до потребителя, в действиях Общества отсутствуют установленные антимонопольным органом нарушения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки соблюдения хозяйствующими субъектами законодательства о рекламе Управление в январе 2012 года выявило факт размещения на рекламной конструкции, расположенной на пересечении Трехсвятской улицы и Тверского проспекта в городе Тверь, рекламы оказываемых Обществом услуг по привлечению денежных средств во вклад "Теплое отношение" следующего содержания:
в верхней и средней части рекламы на оранжевом фоне крупным шрифтом белого цвета указано: "Откройте вклад "Теплое отношение" до 11% годовых в рублях", правее указано: "Доступно и просто! Тверской пр-т, 9, 33-14-37, ОТП Банк. Доверяя друг другу";
в нижней части рекламной конструкции на белом фоне черными буквами, мелким шрифтом указано: "Условия по вкладу "Теплое отношение". Сумма вклада, срок вклада, проценты по вкладу (годовых) в рублях РФ: при вкладе от 5 000 до 100 000 вкл. на 91 дн. - 6,75%, на 181 дн. - 7,75%, на 366 дн. - 8,75%, на 732 дн. - 9,75%; от 100 000,01 до 700 000 вкл. на 91 дн. - 7%, на 181 дн. - 8%, 366 дн. - 9,00%, на 732 дн. - 10,00%; от 700 000,01 до 1 500 000 вкл. на 91 дн. - 7,25%, на 181 дн. - 8,25%, на 366 дн. - 9,25%, на 732 дн. - 10,25%; от 1 500 000,01 на 91 дн. - 7,50%, на 181 дн. 8,50%, на 366 дн. - 9,50%, на 732 дн. - 11,00%. Процентная ставка по вкладу не изменяется в течение всего срока вклада. Проценты выплачиваются в конце срока вклада. Дополнительные взносы разрешаются, за исключение последних 30 календарных дней срока вклада, установленного договором (вкл. день возврата вклада). Мин. Сумма доп. взноса - 3 000 руб. при досрочном истребовании вклада проценты выплачиваются за фактическое количество дней. Нахождения денежных средств на вкладе в соответствующей валюте, по ставке вклада. Досрочное иъятие части муссы вклада означает расторжение договора вклада. В случае невостребования вклада, в день его возврата, договор считается продленным на условиях квлада "до востребования"в соответствующей валюте, действующей в банке на момент продления договора. Условия действительны на 02.11.2011. В день открытия вклада "Теплое отношение" с 02.11.2011 по 30.12.2011 вкл. клиенту вручается в офисе банка 1 подарок вне зависимости от числа открытых вкладов. Количество подарков ограничено: шапки - 1 500 шт., варежки - 4 200 шт., шарфы - 13 000 шт., пледы - 2 500 шт. условия по вкладу, а также информация о банке, правилах вручения подарков, их количестве, сроках, местах и порядке их получения - на сайте www.otpbank.ru ОАО "ОТП Банк" генеральная лицензия Банка России N 2766. Реклама".
При этом наиболее привлекательные условия оказания услуг - информация о максимальном размере процентной ставки по вкладу (11% годовых в рублях), указана крупным шрифтом, выделяющимся на фоне остальной информации. Иные условия оказания банковских услуг, влияющие на сумму доходов, указаны мелким, фактически нечитаемым шрифтом и цветом, не выделяющимся на цветовом фоне рекламного изображения.
Антимонопольный орган сделал вывод, что данная информация не доведена до потребителей надлежащим образом, а именно: отсутствует часть существенной информации, при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители.
Решением от 09.07.2012 по делу N 05-6/2-05-2012 Управление признало спорную рекламу, размещенную в период с января по март 2012 года, ненадлежащей, а Общество нарушившим требования части 7 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 28 Закона "О рекламе".
Общество оспорило решение Управления в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении заявления Обществу отказали, сделав вывод, что существенная информация об условиях услуги по привлечению денежных средств во вклад "Теплое отношение" не доведена надлежащим образом до потребителей, у которых могут возникнуть заблуждения относительно суммы предполагаемого дохода.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
При этом не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (часть 7 статьи 5 Закона "О рекламе").
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 названного Закона реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суды двух инстанций, проанализировав совокупность факторов, влияющих на оценку рекламы (особенность места размещения наружной рекламы и ее специфику, обстоятельства размещения рекламы, ее содержание, фактический размер шрифта, которым написаны существенные условия денежного вклада), обоснованно признали правомерным оспариваемое решение антимонопольного органа.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, поскольку формальное наличие в спорной рекламе соответствующей информации не свидетельствует о соблюдении информационных прав потребителей в связи с тем, что существенная часть информации, касающаяся условий денежного вклада, представлена в плохо воспринимаемом виде.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19.09.2013 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013 по делу N А66-15155/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "ОТП Банк" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.С. Любченко |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.