18 апреля 2014 г. |
Дело N А56-40608/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Захаровой М.В. и Сергеевой И.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Адмиралтейские верфи" Преснякова О.Н. (доверенность от 27.12.2013), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге Осиповой Д.М. (доверенность от 31.12.2013, от Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" Жижиной Е.В. (доверенность от 09.01.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Адмиралтейские верфи" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2013 (судья Данилова Н.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 (судьи Серикова И.А., Барканова Я.В., Жиляева Е.В.) по делу N А56-40608/2013,
установил:
Открытое акционерное общество "Адмиралтейские верфи", место нахождения: 190121, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 203, ОГРН 1089848054339 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, строение 1, ОГРН 1027700485757 (далее - Кадастровая палата), со следующими исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 83 865 кв.м с кадастровым номером 78:32:1004:6, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "для размещения промышленных объектов", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 203, лит. Д, в размере его рыночной стоимости, равной 322 000 000 руб. и определенной по состоянию на 15.03.2012;
- обязать Кадастровую палату внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости названного земельного участка и определить ее по состоянию на 15.03.2012 в размере рыночной стоимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886 (далее - Управление Росимущества), Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, место нахождения: 193124, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 62, ОГРН 1037843006431 (далее - КЗРиЗ), и Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости", место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 1-3, 6-й подъезд, ОГРН 1067847547151 (далее - ГУИОН).
Решением от 22.10.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.12.2013, в иске отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 22.10.2013 и постановление от 16.12.2013 и удовлетворить иск.
Податель жалобы указывает на следующее: суды пришли к неправильному выводу о том, что установление в 2012 году новой кадастровой стоимости арендуемого Обществом земельного участка не нарушает прав заявителя; поскольку в соответствии с заключенным Управлением Росимущества и Обществом договором аренды спорного земельного участка арендная плата рассчитывается на основании кадастровой стоимости, то ее изменение непосредственно затрагивает права и интересы заявителя.
В отзывах на кассационную жалобу Кадастровая палата и ГУИОН просят оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представители Управления Росимущества и ГУИОН просили оставить жалобу без удовлетворения, считая ее доводы необоснованными.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управление Росимущества (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 01.01.2010 N 11/ЗД-0016 аренды нескольких земельных участков, в том числе участка общей площадью 83 865 кв.м с кадастровым номером 78:32:1004:6, находящегося в федеральной собственности и относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 203, лит. Д., для обеспечения деятельности Общества и производственных целей сроком по 01.01.2059. Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке.
Согласно пункту 3.4 договора расчет арендной платы за земельный участок приведен в приложении N 2 к договору, являющемся его неотъемлемой частью. В этом приложении указано, что арендная плата определена в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Постановление N 582). Поскольку кадастровая стоимость названного участка на дату подписания договора была установлена в размере 338 311 410 руб., то арендная плата составила 468 421,38 руб. в год (т.1, л.д. 21-23).
В соответствии с пунктом 3.5 договора аренды размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки на коэффициент-дефлятор на текущий финансовый год и не чаще одного раза в год при изменении ставки арендной платы.
Приказом КЗРиЗ от 01.06.2012 N 158 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в Санкт-Петербурге" (далее - Приказ N 158) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков Санкт-Петербурга по состоянию на 15.03.2012.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 78:32:1004:6 установлена в размере 401 538 910 руб.
По заявлению Общества независимые оценщики произвели оценку рыночной стоимости названного земельного участка по состоянию на 15.03.2012. Согласно отчету от 28.12.2012 N 2578/12 рыночная стоимость этого участка на указанную дату составила 322 000 000 руб.
Согласно положительному экспертному заключению от 28.02.2013 N 43/Э/2013, выполненному некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Сообщество профессионалов оценки", отчет от 28.12.2012 N 2578/12 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Общество 14.03.2013 обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка, предоставив отчет от 28.12.2012 N 2578/12 и положительное экспертное заключение от 28.02.2013 N 43/Э/2013.
Комиссия решением от 04.04.2013 N 71 отказала Обществу в пересмотре кадастровой стоимости.
Общество в июле 2013 года обратилось с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что поскольку кадастровая стоимость названного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, то должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в размере рыночной стоимости.
Суды обеих инстанций отказали в иске, сделав вывод о том, что установление в 2012 году приказом КЗРиЗ новой кадастровой стоимости спорного участка не нарушает прав и законных интересов Общества.
Суды исходили из следующего.
Частью 1 статьи 4 АПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен.
Правила определения арендной платы за федеральные земли, порядок и сроки ее внесения установлены Постановлением N 582.
Пунктом 8 названного постановления установлено, что при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Согласно пункту 9 того же постановления при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 Постановления N 582, не проводится.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
По смыслу данной статьи арендатор земельного участка вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости такого участка или обратиться с иском в суд об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в том случае, если размер арендной платы зависит от кадастровой стоимости и по условиям договора аренды подлежит изменению в случае изменения кадастровой стоимости.
Поскольку в договоре аренды от 01.01.2010 не предусмотрено условие об изменении арендной платы в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка и арендная плата в 2012 и 2013 годах за указанный участок не была изменена в связи с установлением новой кадастровой стоимости, суды пришли к выводу о том, что Общество не доказало факт нарушения своих прав как арендатора названного участка установлением в 2012 году новой кадастровой стоимости.
Кассационная инстанция считает этот вывод правильным.
Как пояснили представители Общества и Управления Росимущества в судебном заседании кассационной инстанции, арендная плата за указанный земельный участок, рассчитанная в размере 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 2010 год, в период с 2010 по 2013 годы не изменялась, и установление Приказом N 158 новой кадастровой стоимости спорного участка никак не повлияло на размер арендной платы. Более того, на момент рассмотрения настоящего дела в арбитражном суде первой инстанции приказом КЗРиЗ от 17.10.2013 N 365 утверждена новая кадастровая стоимость спорного участка, определенная по состоянию на 12.08.2013, в размере 305 964 679, 50 руб., то есть ниже рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке, представленном истцом. Представитель истца пояснил, что эту кадастровую стоимость Общество не оспаривает.
Следует отметить, что поскольку установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, то в связи с утверждением уполномоченным органом результатов новой кадастровой оценки земель кадастровая стоимость в размере рыночной по состоянию на дату предыдущей оценки не может быть внесена в кадастр
При таком положении кассационная инстанция считает, что суды правильно отказали в иске Обществу и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.10.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2013 по делу N А56-40608/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Адмиралтейские верфи" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.