22 апреля 2014 г. |
Дело N А56-46550/2013 |
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Константинова П.Ю., Кудина А.Г.,
при участии от Центрального банка Российской Федерации Терешко Л.Ф. (доверенность от 19.11.2013), от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу Сосновской Ж.В. (доверенность от 04.09.2013),
рассмотрев 22.04.2014 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2013 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 (судья Шульга Л.А., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.) по делу N А56-46550/2013,
установил:
Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент), выразившихся в отказе возвратить заявителю 361 449 руб. 24 коп. излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов за период с 1 квартала 2010 года по 4 квартал 2012 года, а также об обязании Департамента возвратить Банку России указанную сумму излишне уплаченных платежей.
Решением суда первой инстанции от 31.10.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.01.2014, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оснований для возврата Банку России уплаченных им платежей не имеется.
В судебном заседании представитель Департамента поддержала доводы жалобы, представитель Банка России просила в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 1 квартала 2010 года по 4 квартал 2012 года Банк России уплатил 361 449 руб. 24 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов.
Ввиду неосуществления деятельности по размещению отходов Банк России 20.03.2013 представил в Департамент корректирующие расчеты платежей за данный период, а также заявление о возврате излишне уплаченных платежей в указанной сумме.
Департамент, сославшись на наличие у заявителя, как у собственника отходов, обязанности уплачивать платежи за размещение отходов в составе платежей за негативное воздействие на окружающую среду, отказал ему в возврате названных платежей письмом от 08.05.2013 N 02-28/3880.
Полагая, что отказ Департамента в возврате излишне уплаченных платежей является незаконным, Банк России обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что деятельность по размещению отходов Банк России не осуществляет и придя к выводу об отсутствии у него обязанности уплачивать платежи за этот вид негативного воздействия на окружающую среду, заявленные требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В силу пункта 3 статьи 16 Закона порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 12.06.2003 N 344 утвердило нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, а постановлением от 28.08.1992 N 632 - Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит уплате не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, каковым признается календарный квартал.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, в соответствии с расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с 1 квартала 2010 года по 4 квартал 2012 года Банк России уплатил 361 449 руб. 24 коп. за такой вид негативного воздействия, как размещение отходов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под размещением отходов понимается их хранение (содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования) и захоронение (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду).
Особые требования к объектам размещения отходов установлены статьей 12 названного Федерального закона.
В данном случае суд первой инстанции пришел к выводу о неосуществлении Банком России деятельности по размещению отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами указанного Федерального закона.
Судом первой инстанции установлено, что в процессе осуществления Банком России хозяйственной деятельности образуются отходы III - V классов опасности, которые на основании договоров от 01.01.2007 N 4/456-1/2007 и от 10.02.2009 N 4/1204-Д-1, заключенных Баком России (заказчик) с обществом с ограниченной ответственностью "Автопарк N 6 "Спецтранс" (автопарк), передаются автопарку заказчиком для транспортирования и последующего размещения.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности и обоснованности требований Банка России, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.10.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2014 по делу N А56-46550/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.